Сахалинцы штурмуют непокорную эстакаду

понедельник, 11 февраля, 00:00

1115

Эксклюзивный материал

Автор: Евгений Аверин

Не всем курсантам по-прежнему удается с первого раза сдать на права. 

Правильные ответы

Вот история, рассказанная жительницей областного центра, недавно окончившей автошколу. Позади занятия, впереди – экзамены. Сначала – по правилам дорожного движения, все ответы правильные. Далее – проверка навыков вождения на площадке. До успеха было рукой подать, но… срезалась на одном элементе.

Пересдача была назначена на площадке другой автошколы. И на другом авто. Требования там, хотя и немного, но все же отличались от тех, что были у своих педагогов. И никого из них рядом нет. Одним словом, стресс. Взяла себя в руки. Но опять не повезло, допустила ошибку. Третья попытка на той же площадке, опять на другом авто. И снова неудача! Настрой, признается девушка, был уже не тот.

Такой сценарий сдачи на права у большинства выпускников группы. Но отступать никто не намерен.

Подобные ситуации достаточно типичны. Статистика свидетельствует, что за последние 5 лет в областном центре и по югу Сахалина больше стало людей, которые учатся в автошколах, но не могут сдать практический экзамен с первого раза. Зато уменьшилось число водителей-новичков (со стажем до года), которые совершают ДТП.

Это значит, что пройти испытание с первого раза могут самые подготовленные, ну а у остальных появляется время потренироваться, чтобы лучше ездить, считает начальник экзаменационного отделения межрегионального регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД области Геннадий Павлюк.

Но эти данные заставляют еще и задуматься – а правильно ли выстроен учебный процесс в автошколах? Давайте разберемся.

Как известно, чтобы получить права, надо сдать экзамен в три этапа: сначала теорию (ответить на вопросы билетов по правилам дорожного движения), затем – упражнения на закрытой площадке и в завершение – езду в городе.

С 2014 года введены новые изменения в программу тестирования по теории с практикой, соответственно, процесс усложнился.

На решение задач по правилам дорожного движения (в каждом билете 20 вопросов) теперь дается 20 минут. Если на 2 вопроса даны неправильные ответы – предлагается ответить на два блока по 5 дополнительных заданий. На каждый дается 5 минут, ошибаться уже нельзя.

Раньше для площадки было 3 обязательных элемента, сейчас 5 – для сдающих на все категории, объясняет Павлюк. Одно упражнение может состоять из нескольких элементов.

Самым трудным всегда считалась «эстакада» – трогание с места на уклоне. В него внесли еще один усложняющий элемент – остановиться в конце упражнения на спуске у стоп-линии надо на расстоянии не больше метра. Это по замыслу авторов должно выработать чувство габаритов и, значит, повысить безопасность на дороге.

Помимо этого, добавили маневрирование в ограниченном пространстве, остановку для посадки и высадки, остановку для погрузки и разгрузки.

На выполнение всех 5 упражнений дается 10 минут, по две на каждое. Ужесточились требования к самим площадкам: в обязательном порядке – твердое покрытие, размеры должны быть достаточны, чтобы удобно было выполнять все 5 упражнений.

Взять  «город»

Программа сдачи «города» практически не изменилась. Но дойти до этого этапа стало труднее. Вот цифры, которые привел Геннадий Павлюк. С первого раза по югу области теорию сдают 87 процентов из группы (в ней в среднем 22–25 человек). Из тех, кто сдал экзамен по правилам дорожного движения и пришел на «площадку», с первого раза ее покоряет примерно 83 процента. А из этого числа «город» с первого раза дается примерно 20 процентам. Это итоги 2018 года. Раньше, до 2014 года, езда по улицам с первого раза удавалась 33—37 процентам. Это касается и новичков, которые сдают на любительские права, и опытных водителей,  повышающих свою категорию, чтобы управлять автотранспортом с прицепом или автобусом.

Хорошо это или плохо, что процент сдающих с первого раза понизился?

– Окончательные выводы делать рано, но в целом подготовку водителей в автошколах я считаю неважной, – говорит Геннадий Павлюк. – Показательно, что некоторые инструкторы приходят сдавать экзамен, чтобы повысить свою водительскую категорию, и теоретический экзамен не могут сдать с первого раза! А ведь эти люди учат ездить других…

Но это так сказать, усредненные показатели, типа средней температуры по больнице. Если брать автошколы по отдельности (а в Южно-Сахалинске и по югу острова их всего 14), то где-то группы сдают экзамены лучше, где-то – хуже. Инспекторам приходилось сталкиваться с тем, что некоторые преподаватели не считали нужным объяснить, что время сдачи на площадке ограничено. Бывало так – выполнено все чисто, но в отведенные 10 минут не уложился.

«Площадку» и «город» комфортнее сдавать на автомобилях и территориях родных автошкол. Но если с первого раза не получилось и идешь пересдавать, то нужно подстраиваться под чужой график. Проходить переэкзаменовку на другой площадке, садиться за руль другого автомобиля. А это тоже имеет значение – иная обстановка, незнакомая машина. От такого психологического дискомфорта теряются даже водители со стажем, которые решили повысить категорию. Такие жалобы часто можно встретить в соцсетях.

Геннадий Павлюк объясняет, что не все здесь так страшно.

– Мы стараемся по возможности войти в положение, – говорит он.

– Бывает, если «родной» автомобиль занят, предлагаем авто такой же модели, но из другой школы. Правда, все хотят только на своем. Конечно, опытным водителям это покажется несерьезным, но мы понимаем, что люди волнуются. Поэтому стараемся идти навстречу. А еще при сдаче экзамена разрешается, чтобы при выезде в город рядом со сдающим садился инструктор. Инспектор  располагается сзади, дает задание. Это делает экзамен психологически комфортнее.

Инструкторы в дефиците

Но у этого варианта есть и обратная сторона. Бывает, что инструктор слишком переживает за своего ученика и  вмешивается в управление, когда тот допускает ошибку (а вмешательство автоматически означает, что экзамен не сдан). Инспектор видит нарушение и ставит неуд.

С одной стороны, человеческий фактор (переживание инструктора за ученика),  с другой – беспристрастное следование правилам дорожного движения со стороны инспектора. Из-за этого возникают конфликтные ситуации. Да и сами курсанты автошкол предъявляют претензии: мол, нас специально «валят», чтобы потом люди платили за пересдачу.

Но для таких случаев в автомобиле установлены 4 камеры, объясняет Павлюк. Они фиксируют все действия сидящего за рулем. Как правило, несогласные разбирают свой экзамен с помощью видео, и инцидент исчерпывается. Правда, был один случай, когда претензии инспектора все же признали необоснованными. И объявили ему выговор.

С 2015 года было 3 случая, когда на инспекторов-экзаменаторов подавали в суд. Но решения были в их пользу, опять же на основе видеозаписи.

Кстати, у самих экзаменаторов тоже проверяют знания. Раз в месяц они показывают навыки вождения на площадке, а правила дорожного движения сдают в кабинете.  

Стоит еще напомнить, что в ГИБДД борьба с коррупцией идет нешуточная, поэтому попытка купить права обойдется себе дороже…

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? С момента внесения изменений в порядок сдачи экзаменов на водительские права прошло 5 лет, но не все автошколы смогли к этому быстро подготовиться. Наконец, по наблюдениям сотрудников ГИБДД, не хватает опытных инструкторов –  специалистов, которые не просто умеют водить транспортное средство, но еще и имеют педагогические навыки.

Ну и, конечно, не хватает пока организованности при сдаче экзамена на площадке. Если требования ужесточились, то должен ужесточиться и порядок: сдавать экзамен выпускник должен только на том авто, на котором проходил обучение, должны быть единые требования к порядку выполнения упражнений.

Над этим стоит подумать и руководству ГИБДД, и тем органам, которые лицензируют автошколы, чтобы у курсантов не возникало дополнительного мандража из-за организационных недоработок.

Изменения коснулись и упражнений для мотоциклистов. В экзаменационных заданиях для них есть, в том числе, и парковка с заездом в гараж задним ходом. Раньше такого не было.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или