Сахалинцы с опаской ждут введения запрета на телефоны в школах

понедельник, 11 марта, 12:58

Автор: Светлана Коцубинская

Собираем портфель в школу: учебники и  тетрадки, пенал и линейка, дневник… И да, не забыть про телефон – без него современному школьнику никуда. Хотя вскоре, возможно, грядут перемены. Сегодня полный запрет личных гаджетов в учебных заведениях обсуждается на законодательном уровне.

Взрыв на парте

Предполагается, что школьники будут сдавать телефоны, смартфоны, ноутбуки и планшеты при входе в школу. Однако большинство родителей против такой идеи. Это может лишить их связи с детьми. Кроме того, при помощи гаджета можно быстро найти нужную информацию и сделать фото «домашки» и видео-конспект урока.

Мы попытались разобраться, как в сахалинских школах относятся к такой законодательной инициативе. И кому это больше нужно: учителям, родителям или самим детям?

Начнем с факта, двух толкований которого быть не может, – инцидента в Восточной гимназии в Южно-Сахалинске, который произошел 31 января этого года. Шестиклассница во время урока японского языка достала гаджет из портфеля и положила на парту. Вдруг телефон взорвался – раздался сильный хлопок, запахло жженой пластмассой, детей пришлось эвакуировать. К счастью, никто из школьников не пострадал, хотя произойти могло все что угодно. При похожих обстоятельствах в Приморье, к примеру, девочка получила ожоги рук и ног и была госпитализирована.

Кроме того, если бы телефон вовремя не переехал из портфеля на парту, он мог бы просто спровоцировать пожар, такие случаи тоже бывали.

Интересно, что взрыв далеко не всегда вызывается браком гаджета (к слову, взрываются абсолютно все модели телефонов). Специалисты заверяют: иногда перегрев может произойти от того, что вы используете не ту зарядку или просто уронили устройство, повредив аккумулятор. Дело в том, что этой болезнью страдают модели, в которых установлена ионно-литиевая батарейка. А их сегодня большинство.

Замыкание внутри источника питания происходит из-за реакции лития с электролитом. Конечно, вспыхнуть устройство может где угодно. Но в переполненном школьниками классе это, согласитесь, чревато самыми серьезными последствиями.

Санкций не будет

В министерстве образования Сахалинской области пояснили: регулировать, проносят ли ученики в школу телефоны, они пока не могут, это противоречит закону.

– Образовательная организация сама принимает решение, каким именно образом они будут регулировать отношения в этом вопросе, – пояснила начальник отдела общего образования министерства Наталья Монагарова.

Директор гимназии № 2  Южно-Сахалинска Мария Чеснокова рассказала: у них такой запрет пока не наложен. Хотя при входе в учреждение портфели детей осматривают (впрочем, сейчас эта практика распространена практически во всех школах области.Прим. ред.)

– Но проверяется лишь наличие каких-либо запретных вещей, к телефонам это не относится. Кроме того, у нас есть уроки, на которые гаджет нужно брать обязательно. Это, в частности, занятия по английскому языку, ОБЖ, – добавила Чеснокова. – Есть программы, где дети используют  устройства для проверки знаний, а учитель сразу может видеть результат на своем компьютере.

Однако постоянное использование электронных устройств на уроках  все же запрещено, особенно если это касается проверочных или, контрольных работ. Тогда дети сдают телефоны своему учителю и получают их только после звонка.

– У нас не было серьезных поводов, чтобы вводить более жесткие ограничения. Мы понимаем, что дети сегодня очень глубоко увязли в этом информационном пространстве, доступ к которому предоставляет телефон. Думаю, достаточно того, что наши ученики знают: использовать гаджет во время учебного процесса нецелесообразно, если учитель об этом не просит, – пояснила свою позицию директор гимназии.

Прочь наушники

Интересно подошли к телефонному вопросу в школе № 32 Южно-Сахалинска. Ее директор Светлана Бетнарская рассказала, что запрет на телефон вводить не планируют. Однако использование наушников под угрозой.

– Очень многие дети используют их на перемене. И это опаснее, чем может показаться. Мало ли что может случиться, пожар, например. Вдруг кто-то из-за громкой музыки или интересной игры не услышит объявление об эвакуации. Да и без таких экстремальных ситуаций использовать их небезопасно. Ребенок не слышит ничего вокруг: бежит ли кто-то сзади, балуется… Он запросто может вовремя не среагировать на опасный звук, шум, – поделилась она.

Хотя, признается директор школы, и телефоны часто не способствуют успешной учебе. Нередко из-за родителей, которые звонят прямо во время урока. Ребенок тянет руку, отпрашивается, пять минут разговаривает в коридоре, упускает тему, отвлекает одноклассников и педагога.

Конечно, в уставе школы и сегодня можно прописать запрет на использование телефонов. Но и тут максимально допустимые меры противодействия – беседа с директором или хранение гаджета у учителя до окончания занятия. А на переменах наступает тихий электронный рай. Ученики проводят отдых не в обществе одноклассников, а наедине со своим телефоном. То есть мозг не отдыхает, концентрация снижается, новая информация усваивается хуже и хуже. К тому же дети не учатся общаться, ссориться, мириться, дружить – в общем, не нарабатывают важные коммуникативные навыки. А без этого, говорят психологи, будет непросто и в студенческом обществе, и в рабочем коллективе.

Родительский ответ

Зато родители в телефонном вопросе практически единодушны. Если забрать телефон у ребенка, как держать связь? Мама учеников третьего класса Паши и Саши из гимназии № 3 Светлана Борисенко признается: гаджет своим парням вручила в середине второго класса. Семья поменяла место жительства, перебравшись подальше от школы. Теперь на занятия мальчишки ездят самостоятельно на двух автобусах.

– Мне удобнее контролировать передвижение моих детей, помочь советом, если возникли трудности. Очень важно, чтобы они были на связи. И вообще, я бы сказала, что нашему обучению телефоны не помеха. А вот дома – да, без игрушек и YouTube не обходится. И перед завтраком успевают на пять минут заглянуть, и по дороге в школу. Если бы от меня зависело решение вопроса, я бы придумала телефон исключительно для связи и с доступом к полезным информационным ресурсам. Нужна игрушка? Покупай отдельно! – отметила мама школьников.

Эту идею поддерживают большинство родителей. И кнопочные телефоны дело не спасут – там невозможно отследить месторасположение ребенка, поговорить по видеосвязи, воспользоваться бесплатными мессенджерами вроде WhatsApp…

К слову, сами школьники  спорную законодательную инициативу хоть и не поддерживают, но и не реагируют на нее также агрессивно, как родители. Знают: любой запрет вызовет обратную реакцию.

– Вы думаете, запретят и все, в школе не будут телефонов? Да они нужны нам, будем прятать или прятаться сами, появятся часы с выходом в соцсети, ручки с мессенджерами, пеналы с возможностью селфи… Только вы имя мое измените, а то учителя или родители прочитают, опять скажут, что ничего умнее сказать не мог, – смеется девятиклассник Николай, фамилию которого упоминать нельзя.

Провокация на вынос

Не стоит забывать и еще об одном важном аспекте многослойного вопроса. Ведь при помощи телефонной видеосъемки дети могут зафиксировать случаи каких-либо школьных нарушений – волос в суповой тарелке или некорректного поведения педагога. Хотя и тут есть обратная сторона. Все чаще школьники сами готовы спровоцировать учителя, чтобы потом выложить скандальное видео в Интернет (конечно, предварительно вырезав неудобные фрагменты). Делается это ради хайпа, лайков, популярности. Случай в Холмске, который попал даже на федеральные каналы, доказывает, что последствия могут быть очень серьезны.  Помните, учитель прямо на уроке распекала школьницу на неопрятный вид – дырку на кофте. Некоторые очевидцы позже рассказывали, что и девушку можно было обвинить в некорректности по отношению к педагогу. Правда, камеру тогда не включили. А, как сейчас говорят, нет фото-видео – значит, не было. Как результат: сомнительная слава на всю страну для школьницы, потеря работы для педагога.

Однако, как это ни парадоксально, в школах сегодня идет активное двустороннее движение: с одной стороны – борьба с гаджетами, с другой  – активно внедряющиеся информационные технологии, без которых современное образование уже существовать не может. Наверное, компромисс вскоре будет найден. А напоследок – информация для раздумий. В СМИ пишут, что дети знаменитого Стива Джобса – пионера эры информационных технологий – учились в школе, где отказывались от использования IT-технологий. Кроме того, один из основателей корпорации Apple запрещал детям использовать гаджеты и дома – за ужином, ночью и в выходные…

Реальный тик

О влиянии уже незаменимого, кажется, телефона на психику ребенка мы поговорили с психологом Центра психолого-педагогической помощи семье и детям Ксенией Карпенюк. Специалист отметила: к сожалению, в большинстве телефонных проблем виноваты родители. И ошибки начинаются задолго до школы.

Нередки случаи, когда телефон в подарок получает сегодня и годовалый ребенок. Конечно, для родителей это удобно: в кафе, транспорте, в очереди к врачу достаточно вручить планшет с мультфильмом или игрой, чтобы малыш не мешал. Случается, что ребенок смотрит в экран, даже находясь на руках у мамы. Такие вещи, конечно, недопустимы. С малышом надо общаться, тогда и его интерес к миру будет формироваться через общение, а не через Интернет, – пояснила Ксения Владимировна.

Психолог обратила внимание на тревожный факт. Все чаще в центр обращаются родители, дети которых пристрастились к играм-страшилкам с безобидными вроде названиями «Мишка Тедди», «Бабушка Гренни» и прочими. Такие увлечения ведут к появлению страхов, возникновению невротических проблем, энуреза, энкопреза, тиков. Ведь маленький ребенок еще не разделяет реальность и игровое пространство, все воспринимается по-настоящему. Дошколятам играть в них нельзя категорически, – подчеркнула специалист.

Ребенок растет, идет в школу, а привычка тесного взаимодействия с телефоном остается. На смену игрушкам приходит новое увлечение – соцсети. А они зачастую тоже вызывают стресс, особенно у подростков. Видя идеальную картинку чужой жизни, школьник задает себе вопрос: почему у меня все не так?!

Нельзя забывать и про другие угрозы, о которых уже много сказано: небезопасные знакомства, возможность купить запрещенные вещества и даже травля ребенка своими же сверстниками – так называемый кибербуллинг.

И все же, отмечает специалист, несмотря на очевидные интернет-угрозы, запретом решить проблему не получится.

– Очень часто родители в наказание лишают детей гаджетов, что делать нельзя – это нарушение границ. А если телефоны будут забирать чужие люди – школьники могут воспринять это очень болезненно, что может привести только к протесту. Кроме того, есть такие дети, для которых общение в соцсетях – единственная возможность наладить контакт со сверстниками. И для них лишиться своего гаджета будет большой проблемой. Гораздо эффективнее договориться с ребенком, обговорить правила пользования, ограничить время, проводимое в Интернете, обозначить возможную опасность, – пояснила свою позицию Карпенюк.

И лучшим методом здесь будет пример родителей. Ведь если взрослые после работы не могут оторваться от телефона, чего требовать от подростка? Отложите устройство, поговорите с сыном или дочкой – и вскоре положительный эмоциональный контакт будет налажен. Кроме того, родителям важно помочь найти своему ребенку занятия по душе, а не для галочки. Приток положительных эмоций из реальной жизни может стать хорошим противовесом интернет-соблазнам.

– Ребенку важно реальное общение с родителями. Это поможет наладить доверительную связь. И попав в сложную жизненную ситуацию, ваш ребенок обратится за помощью к близкому человеку. А жесткие запреты могут все нарушить, – заключила специалист.

Есть мнение

Елена Романькова, охранник:

– Это будет непросто. Знаю семью, где ребенок закатывает грандиозные истерики, когда ему не дают планшет или телефон. Например, когда надо делать уроки. И это первый класс! Думаю, что таких сегодня немало. Я вообще против, чтобы дети так тесно общались с телефоном. Но считаю, что все это зависит от родителей: сами делают ошибки, упрощают жизнь, а потом расхлебывают.

Евгений Кудрявцев, строитель:

– С одной стороны, в таком запрете есть положительные стороны – учеба будет лучше. Но с другой – связь с родителями нужна. А вообще, я окончил школу несколько лет назад, тоже играл на переменах. Но повальной зависимости тогда не было. Сейчас дети совсем другие, сложно представить, как они перенесут такие ограничения.

Мария Ролина, второкурсница техникума по направлению «Повар-технолог»:

– Я уверена, что такие запреты помешают учебе! Нам телефон очень нужен: часто необходимо быстро найти информацию. Не буду спорить, гаджеты иногда отвлекают. Но есть занятия, на которых просто необходим Интернет. Да и вообще, если запретят, будет трудно: куда мы без соцсетей и музыки?! У некоторых сильная воля, они смогут прожить без Интернета. А кто-то каждую секунду проверяет, есть ли новые сообщения. Я же, например, если час без музыки проведу – все пропало.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или