Товарищ поэт: в сахалинском прокате экспериментальное кино «ВМаяковский»

воскресенье, 17 марта, 12:23

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Суханов

До проката добрался «ВМаяковский» — экспериментальный фильм, объехавший в прошлом году большинство более-менее заметных фестивалей (в том числе «Край света»).

Для начала стоит понять, что «ВМаяковский» — это не кино, точнее не совсем кино. Здесь нет привычного трехактного повествования, строго обозначенных ролей и всего такого. Это часть большого проекта о поэте — вместе с  экспозицией в Московском музее Анны Голубкиной он дополняет большое высказывание авторов о том, что за сто лет в мире и стране совсем ничего не изменилось.

Начинается (и эпизодично наполняется) «ВМаяковский» с кадров читки сценария актерами: Колокольников (удивительно похож!), Миронов, Хаматова и другие мастера вживаются в образы, меняются ролями будто в популярной игре «Мафия», пытаются представить разные ситуации в жизни поэта с различными интонациями.

Временами начинается почти настоящий фильм: с конфликтом Маяковский — НКВД-шный палач Агранов (его играют последовательно Никита Ефремов, Евгений Миронов и даже оппозиционный активист Петр Верзилов), странной любовью Маяковский — Лиля и Осип Брик и другими событиями из жизни поэта. Декорации нарочито отброшены: это еще не догвиллевский кинотерроризм Триера (где они вообще были написаны мелом на полу), но близко к тому. Режиссер Александр Шейн ориентируется на образы, а не на киномишуру, и эти самые образы получаются яркими и сильными. Видно, что актеры кайфуют от участия в таком необычном перфомансе.

Временами автор проводит довольно прямолинейные параллели начала XX с началом XXI века. От интересных (например, неочевидное сравнение Маяковского с рэперами и современными поэтами) до раздражающих. Смотрите: вот революция 1917-го, а вот Болотная 2012-го — похоже, правда? А вот ранний СССР, а вот Северная Корея. Спасибо, но для интеллектуального проекта сравнения, по скромному мнению автора, слишком уж грубые.

Разбавляется «ВМаяковский» разными любопытными вещами, так или иначе погружающими зрителя собственно «в Маяковского». Репетиция спектакля, поставленного сто лет назад. Кадры с пожилой Брик: по телевизору юная ещё Пугачева, на прикроватном столике — то, что Лиличку в итоге убьет. Монолог и телефонный разговор дочери Маяковского («А он известнейший поэт. А вы не знаете? Понятно»).

Все это вплетается в единую картину и рвано и грубо, будто стихом-лесенкой самого Владимира Владимировича, врезается в ум зрителя — лезет в глаза, влетает в уши, если угодно. «ВМаяковский» как картины футуристов — авторам плевать, понравится вам или нет, считаете ли вы месседж или уйдете в недоумении. Такая прямолинейность заслуживает уважения. Пусть итоговый проект и получился неидеальным и местами откровенно тяжелым. Посмотреть на такое хоть раз определенно стоит, тем более если вам приятен актерский состав или вы мир не представляете без первого панка (или рэпера) СССР.

В двух словах: экспериментальное кино о Маяковском. Для ценителей поэзии и необычного.

Расписание сеансов

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или