Сахалинская симфония консервы

пятница, 12 апреля, 11:07

456

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Сактаганов

С шумным плеском мороженая сайра погружается в морскую воду, где проходит не менее трех режимов дефростации, или, попросту говоря, разморозки. И хотя времени этот процесс занимает немало, все делается по давней технологии, иначе нежная океанская рыбка может потерять вкусовые качества. Затем сайру направляют в цех переработки, где ее сначала чистят, а потом подают на механизированную разделку. Несмотря на автоматизацию ряда операций, многое здесь делают и вручную – например, регулируют забивку сырья в жестяную банку, если оттуда необходимо убрать либо добавить подходящий по объему и весу кусочек.

В рыбном царстве

Превращение «ночной жемчужины» в популярные консервы можно увидеть на рыбоперерабатывающем производстве компании «РК им. Кирова». Нас пригласили сюда, чтобы показать, как живет накануне своего юбилея один из прежних лидеров среди рыболовецких колхозов страны. Внешне о былых временах здесь напоминает, пожалуй, лишь сохранившаяся с советских времен мозаика с традиционным изображением капитана за штурвалом, серпа и молота на красном знамени, силуэтов рыбацких судов да рыбачки с сетью в руках. А вот все остальное появилось в градообразующем предприятии приморского села Озерского Корсаковского района уже в нынешнем веке. Вторая жизнь бывшего колхоза началась 10 лет назад – с того момента, как он, по решению сельчан, был преобразован и вошел в состав холдинга «Гидрострой».

Перемены произошли такие, что нынешнее предприятие не узнают и многие его бывшие работники. А уж гостям комплекса, расположенного у южного побережья Сахалина, все и вовсе в диковинку. В просторном помещении здесь царит симфония консервного производства, в которой порой различимы партии отдельных механизмов. Пшикает смесью соли и приправ дозатор, поблизости грохочет подающий банки транспортер, изредка лязгает огромный люк автоклава, шелестит лентой аппарат упаковки ящиков. Посреди этого неумолчного шума безостановочно трудится очередная смена – почти пять десятков мужчин и женщин, большая часть которых живет на соседних улицах приморского села.

– На этой линии за день мы выпускаем до 60 тысяч банок консервов, – рассказала заведующая производством Людмила Золотова. – На сайре работаем с января и до конца апреля. Затем наступит перерыв, во время которого проведем профилактику и ремонт оборудования, подготовим часть производства для предстоящей лососевой путины…

Заметим, что «красная» страда по-прежнему занимает особое место в деятельности комплекса. Если в среднем здесь трудится более 300 человек, то в конце лета – начале осени численность работников вырастает почти вдвое. В Озерское по уже давно сложившейся традиции приезжают студенческие путинные отряды из Омска.

Вместе с тем здесь не только добывают и перерабатывают лосося, но еще и стараются пополнить его запасы. Многие годы «кировчане» содержат два рыбоводных завода и два питомника, чья проектная мощность позволяет выращивать и выпускать в островные реки 50 млн штук молоди кеты и горбуши.

Этапы возрождения

Возрождение практически обанкротившегося колхоза холдинг «Гидрострой», после погашения накопившихся долгов, начал с создания новых перерабатывающих мощностей и выстраивания непростой логистической цепочки. Для круглогодичной загрузки производства сырье стали доставлять с Шикотана к мощному холодильнику, построенному в Корсакове, а затем – перевозить его на комплекс в Озерском. В итоге сегодня предприятие способно принимать и перерабатывать только лососевых до 350 тонн сутки, а имеющиеся холодильники вмещают в себя единовременно до 6 тысяч тонн мороженой продукции. Далось это все, конечно, непросто – за минувшие годы общий объем инвестиций в переоснащение комплекса превысил 2,5 млрд рублей.

По словам специалистов, недостатка в сырье здесь обычно не испытывают. Например, в лососевую страду его получают со своих более чем двух десятков рыбопромысловых участков. Ведут на предприятии и добычу ламинарии, из которой производят консервы «Салат дальневосточный» и шинкованную морскую капусту. Немалая часть сырья по-прежнему поставляется в Озерское с Курил. Правда, случается, что очередная путина или морская экспедиция у островных рыбопромышленников складываются неудачно, тогда комплекс может закупить сырье и у других предприятий отрасли либо даже за границей, как, например, нынешнюю сайру, которую поставили промысловики Тайваня. Главное, к чему стремятся его нынешние руководители,  – это не допустить простоев.

Будущее иваси

Наряду с консервным производством мы осмотрели и соседствующий с ним цех, где производится жестяная тара. Оборудование по разделке металлических листов и штамповке цельнотянутой банки № 6 грохотало так, что общаться можно было разве лишь на языке глухонемых. Однако без столь шумного подразделения комплексу не обойтись, ведь собственная банка – это еще одна страховка от простоев. Кстати, установленная здесь линия позволяет выпускать более 80 тысяч банок за смену, которых «кировчанам» с лихвой хватает даже при самой напряженной работе.

Зато в столовой тишина нарушалась лишь репликами участников дегустации консервов и пресервов, которую организовали гостеприимные хозяева. Ну что можно засвидетельствовать? Во-первых, на вкус и на цвет сотоварищей нет. Во-вторых, не хотелось бы дождаться упрека в скрытой рекламе продукции конкретного предприятия. Поэтому скажу лишь, что лично меня заинтересовали консервы из сайры в необычном соевом соусе да еще пресервы иваси под маринадом. Вкус последней рыбы, которую наши промысловики начали добывать совсем недавно, после почти четвертьвекового перерыва, помнят даже не все сахалинцы. А вот о популярности представленной продукции говорит другой факт: торговую марку «Курильский берег», под которой работает комплекс, хорошо знают жители Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России.

– Хотим перейти с дизтоплива на газ, чтобы улучшить экологию и снизить себестоимость продукции, – поделился ближайшими планами генеральный директор предприятия Михаил Дегтяренко. – Уже сделан отвод земли, есть проект, теперь обсуждаем с партнерами предстоящее строительство станции для голубого топлива. Думаем, все получится…

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или