Сахалинец рассказал о тайнах Нотр-Дама

воскресенье, 21 апреля, 12:08

982

Эксклюзивный материал

Автор: Игорь Снегин

Я никогда не видел собор Парижской Богоматери, но когда узнал, что он горит мне, стало очень-очень грустно. В Париже я бывал сотни, если не тысячи раз, начиная с детства. Правда, как и большинство из вас, виртуально, благодаря Дюма, Экзюпери, Жулю Верну, Вольтеру, Стендалю, Мопассану, Мольеру, Золя… Но особенно благодаря Гюго с его шедевром «Собор Парижской Богоматери». И вот Нотр-Дам вдруг ярко полыхнул огнём в первый день страстной седмицы, перед католической Пасхой. Многие заговорили о зловещем знамении, что не случайно. Ведь собор буквально окутан множеством чудес, тайн и легенд. О них и расскажу ниже.

Собор, несокрушенный революцией

С собором Парижской Богоматери связано множество вех мирового масштаба, а уж сколько вокруг мистических историй. Вот только несколько реальных фактов. Крестоносцы именно здесь молились перед походом на свои священные войны. Здесь Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты, по сути, первый парламент в 1302 году, объединявший представителей разных сословий. В 1422 году в соборе короновался и единственный правитель Британии, носивший и титул «король Франции». Венчалась короли и наследники престола. Например, легендарная Мария Стюарт с Франциском II. А Наполеон в 1804 году именно здесь был провозглашен императором и увенчан короной.

В самый разгар Великой французской революции народ, ворвавшись в собор, тогдашний символ королевской власти, начал все крушить. Обезглавили 28 статуй иудейских царей. Много ценностей банально разграбили, но большие колокола избежали переплавки. Фанатичный и жестокий революционер Робеспьер вообще намеревался снести «твердыню мракобесия» (возможно, в 30-е годы прошлого века его посыл и вдохновил наших большевиков на снос храма Христа Спасителя в Москве).

Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками, в проемах арок - витражи. Однако полностью уничтожить этот бриллиант не получилось. По загадочной случайности у тамошних перестройщиков миропорядка закончилась взрывчатка. Зато «револьюционэры», как с лёгкой издёвкой говорит мой приятель Сергей Миченко, построивший не один храм на Сахалине, все же разрушили витражи и украли ценности.

Было подобное не раз. Тем не менее, «грибница» Парижской Богоматери, ставшая ныне символом Франции, выжила. Здание даже объявили Храмом Разума и успокоились, превратив его в продовольственный склад (опять же, виден почерк «револьюционэров» в российской истории).

Ворота из рук дьявола

Замечу, что история со взрывчаткой не самая удивительная. Например, в древних документах говорится, что Собор Парижской Богоматери построен при помощи самого дьявола (!). Дело вот в чем. Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (реальная историческая личность) получил заказ на ворота, которые должны украсить вход в главный храм Парижа. Но он не смог придумать ничего оригинального и обратился за помощью к... сатане.

Исторические манускрипты гласят, что когда смотритель собора пришел утром к храму, то увидел лежащего без сознания кузнеца. Рядом с его телом лежали уже готовые ворота с причудливыми узорами невиданной красоты. Их сразу и установили, врезали замки, но вот открываться они оказались напрочь. После тщетных попыток священники, конечно догадались и окропили ворота святой водой. Замки заработали!

Между тем, и современным ученым не удалось раскрыть тайну земного рождения дивных ворот. Ни литьем, ни ковкой ничего подобного сделать невозможно. Очнувшийся кузнец Бискорне молчал и унёс тайну с собой в могилу.

Другая загадка связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером легендарного собора. Согласитесь, трудно объяснить наличие на его крыше не ангелов, а страшных гаргулий и химер. Да, храм воздвигнут в неоготическом и романском стилях. Статуи появились уже во время реконструкции после кровавой французской революции. И химеры символизируют демонов, силы зла и все известные пороки. Говорят, на их создание вдохновили средневековые гаргульи, водостоки в верхней части храма, выполненные в форме чудовищ. Химеры, как и другие статуи собора, давно обросли мистическими рассказами. Рядом с этими фигурами, говорят, не стоит даже фотографироваться: человек на снимке будет воспроизводиться таким же каменным, как скульптура.

Послание алхимиков и код Христа

Зато во внутренних фресках собора можно пронаблюдать и проникнуться содержанием Библии, будучи даже совершенно неграмотным. Сцены из жизни Христа, его казни выполнены с фантастическим реализмом. Тут и думающий атеист, взирая на эти шедевры искусства, рожденные на грани человеческих возможностей, наверное, начнет колебаться в своих убеждениях.

Мистики же верят, что во фресках и скульптурах великого собора зашифровано некое древнее учение. Но подобрать код и прочесть, обретя власть над миром, пока никому из ныне живущих не удалось.

Отдельная легенда о том, что архитекторам помогали средневековые алхимики, зашифровавшие формулу философского камня. Кому удастся прочесть ее среди бесчисленных скульптур и лепнины, сумеет превращать любое вещество в драгоценные металлы. Правда, эти нескончаемые попытки сейчас придется отложить до лучших времен.

Чудо спасения или уроки страшного пожара

Действительно, само спасение собора, в которое уже никто не верил, наблюдая за бушующим пламенем, уже стало настоящим чудом. Самого страшного, чего боялись, к счастью, не произошло. Здание не сгорело до дотла, многовековые своды устояли, внутренние помещения, включая алтарь и главный крест, серьёзно, вроде бы, не повреждены, святые реликвии живы. Великий собор на своем месте, пусть и в заметных ранах, которые, впрочем, лечатся.

Понятно, что пожар в первый день католической Страстной недели заставил многих говорить о знамениях для «безбожной» Европы. Тем не менее, мольбы и молитвы о спасении Собора, которые продолжались всю ночь в храмах Парижа, были услышаны. Внутреннее убранство, башни и алтарь если и пострадали, то меньше всего. В сокровищнице собора, пишут зарубежные СМИ, сохранилась одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. В 1238 году король Людовик IX приобрёл венец у византийского императора, а 18 августа 1239 года торжественно внёс его в Нотр-Дам-де-Пари.

Попутно пожар напомнил всем переживавшим за судьбу архитектурного шедевра 12 века: еще есть на свете объединяющие вещи, которые важней религиозных распрей и политических пристрастий. Границы им не преграда. Получилось, он создал единое пространство переживаний. Ведь за его судьбу, уповая на чудо, молились в разных частях света. И когда соцсети и телеканалы всего мира переполнили трансляции рушащегося шпиля, чувства людей в разных странах, скорей всего, были похожи. Объединяла происходящая на глазах утрата...

Мир получил сигнал, а с ним и подарок, знак - еще не все потеряно! Человечество обретает шанс объединиться, чтобы уцелеть. Где-то в глубине души все, от Курил и Сахалина до самого Парижа, почему-то ощущали это пылающее средневековое готическое здание как исконно «свое». Люди сроднились. Общие эмоции, как у насильственно разлученных близнецов, и есть лучшее доказательство родства.

Будет жить!

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или