Танцы со звездами: в прокате фильм «Нуреев. Белый ворон»

воскресенье, 21 апреля, 13:34

675

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Суханов

В прокате фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон». Кинообозреватель РИА «Сахалин-Курилы» объясняет, почему после фильма о легендарном танцовщике не хочется ни танцевать, ни радоваться.

О чем кино: история жизни Рудольфа Нуреева — артиста балета, сбежавшего из СССР в 1961 году. Уфимский мальчик стал величайшим танцовщиком поколения, покорив сцены Ленинграда, Парижа, Лондона и всего мира, однако ради успеха ему пришлось бросить семью и страну.

Замечательный Рэйф Файнс известен публике прежде всего как актер — граф Ласло из «Английского пациента», чудовищный Амон Гёт из «Списка Шиндлера», ну и, например, лорд Волдеморт из «Гарри Поттера». За режиссуру до этого Файнс брался дважды, экранизировав шекспировского «Кориолана» и сняв байопик о даме сердца Чарльза Диккенса.

А ещё Файнс большой русофил: он давно учит великомогучий, играл Онегина и живо интересуется нашей культурой. И его третьей режиссерской работой стал рассказ о танцовщике Руди Нурееве — символе сбежавшего от гнета тоталитаризма русского гения.

Но, как оказалось, любви к России и острой темы недостаточно, чтобы снять сильное кино. «Нуреев. Белый ворон» (белая ворона, конечно, но прокатчики решили, что раз он — значит, ворон) смотрится скорее как набор иллюстраций к книге Дианы Солуэй «Nureyev: His Life», по которой и был снят фильм. Нам показывают плохо связанные между собой отрывки из жизни великого танцовщика, но мы лишь задним умом понимаем, что он великий — из картины это никак не следует.

Вот послевоенное детство Рудольфа. Режиссер пытается показать его тяжелым, но глядя на то, как за чистеньким и опрятным Руди ухаживает прекрасная мама (Равшана Куркова), а по дому бегают красавицы-сестры, тяжелым его назвать не получается. Сказывается ещё разница менталитетов. Западному зрителю сцена, в которой суровый отец Нуреева ведет его в зимний лес за дровами, может показаться жуткой. Русский человек, выросший на Некрасове, лишь пожмет плечами. Ну сходил батька с сыном в лес, что такого.

Неочевидны и метания уже подросшего Рудольфа. Он ходит по ленинградским квартирам, в которых счастливые люди под водку распевают душевные песни. Не вылезает из Эрмитажа, вступает в странную связь с женой педагога (прекрасная, как всегда, Чулпан Хаматова), в общем, живет насыщенной жизнью. Его тяга к Западу объяснима: там кабаре, Лувр и аристократы. Но железных тисков несвободы мы не видим. Даже кагэбэшник (Алексей Морозов) здесь милаха — ну разве что иногда на нежного Руди поругается.

Отдельно сбивает с толку актерская игра. Нуреева пытается изображать артист балета Олег Ивенко. Он похож внешне, потрясающе танцует, имеет хорошие актерские задатки, но работает очень странно. Говорит вычурно, по-театральному, истерит, неоправданно переигрывая. Было бы понятно, если бы остальные актеры играли так же, но это не задумка режиссера — так получилось. Сам Файнс также участвует в собственном фильме, играя реального человека — хореографа Александра Ивановича Пушкина. Британец большой молодец, он отлично говорит по-русски, но все равно с ощутимым акцентом, в результате создается ненужное впечатление, что готовит Нуреева к сцене какой-то иммигрант, притом  постулируется идея, что русский балет — лучший в мире (и это правда). Очень странно растрачивается и талант других звезд. Сергей Полунин, самый известный в мире артист балета прямо сейчас, в кино появляется эпизодически. У Адель Экзаркопулос, великолепной актрисы независимого кино, важная, но очень неглубокая роль.

Видно, что Файнс всячески старался уйти от типичной формулы «родился — учился — сражался — победил». Однако то, что получилось в итоге, также трудно назвать интересным кино. Необъяснимо утяжеленная драма о с такой легкостью танцевавшем Нурееве не трогает. Лучше всего это иллюстрирует факт, что после просмотра хочется зайти в «Википедию» или посмотреть записи его балета на YouTube. Настолько сильно ощущение, что что-то режиссер нам недорассказал.

В двух словах: скучноватый и несмелый байопик о великом артисте балета. Лучше сходите в Большой.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или