Александр Архангельский объяснил сахалинцам, почему по его книге не стоит изучать историю

пятница, 26 апреля, 18:29

454

Эксклюзивный материал

Автор: Евгений Аверин

Жители области с интересом пообщались с известным московским прозаиком, ведущим телеканала «Культура», который побывал на сахалинских «Днях литературы».

Выбор года

На этой неделе завершились «Дни литературы в Сахалинской области». Этот проект уже несколько лет реализует областная универсальная научная библиотека при поддержке регионального министерства культуры и отделения Союза писателей России. Литературный десант из местных и приезжих авторов высаживается не только в островной столице, но и в районах. И каждый раз удивляет новизной. Удалось это и сейчас.

Гостем сахалинцев стал Александр Архангельский — московский прозаик, литературовед и критик, исследователь биографии императора Александра I, а также журналист, колумнист, публицист, ведущий телепрограммы «Тем временем» на канале «Культура».

Заключительная встреча с ним прошла в областной универсальной научной библиотеке. Отправной точкой стала презентация нового романа «Бюро проверки», вышедшего в 2018 году. А дальше разговор плавно перетек в другую плоскость — о современном литературном процессе, о том, как вернуть любовь к литературе детям, ведь Архангельский еще и автор одного из учебников по литературе.

Действие нового романа Архангельского происходит в 1980 году. Фабула вкратце такова — главный герой, студент-аспирант, обрел веру в Бога, принял крещение. А дальше эта вера испытывается в реальной жизни — из некой теоретической умозрительной схемы становится чем-то живым.

— Я огорчу тех, кто помнит то время и попытается в моей книге найти точное отображение исторических фактов, — пояснил автор свои подходы к творчеству. — Литература показывает не историческую хронику того времени, когда происходит действие, а его атмосферу. Это ключ к пониманию героев, их поступков и, может быть, ключ к ответу на вопросы, которые перед ними возникают.

Писатель не случайно выбрал фоном для своего романа 1980 год.

По его убеждению, именно тогда начался разлом в доселе прочном советском обществе, повлиявший потом на судьбы миллионов.

 — Время изменилось, ведь в 1979 году началась война в Афганистане. Вот тогда прошлое закончилось, а будущее еще не наступило, — пояснил московский гость. — Наступила неопределенность. Это была атмосфера того времени. Мне было интересно показать ее и исследовать человека в этой обстановке. Неопределенность плоха для историков, а для литераторов, я считаю, она играет важную роль.

Вопрос интереса

От книжной новинки разговор плавно перешел к обсуждению того, что представляет собой современная литература.

На взгляд Архангельского, многие (и сахалинцы в том числе) сейчас сравнивают современную литературу с русской классикой и делают вывод, что хорошие писатели перевелись. Но такой подход ошибочен. Литературный процесс отражает жизнь и не должен быть застывшим. Чтобы понять подлинную ценность некоторых произведений, нужно время.

Причем, что интересно,  в списке русской классики некоторые имена, образно говоря, закрепились на небосклоне и всегда в зените. Есть и другие, которые то восходят, то забываются. К первым писатель относит, например, Чехова: в его произведениях есть та самая неопределенность, за счет которой он и понятен читателю, и одновременно сохраняет ауру загадочности.

Не бесспорно, на мой взгляд, но интересно утверждение Архангельского о том, что литература не дает окончательных ответов, потому что ей интересны больше постоянные вопросы. Не случайно Александр Герцен написал роман «Кто виноват?», а Николай Чернышевский «Что делать?». И не случайно они вынесли вопросы в заглавие. Эти произведения периодически меняют свое положение, в разное время и в разной атмосфере становятся то более, то менее востребованными, но всегда остаются классикой русской литературы.

Вывод московского гостя, исходя из всего вышесказанного: задача писателя в первую очередь — поиск согласия в обществе. А достигается оно… через разногласия. То есть через диалог и нахождение общих ценностей для всех слоев и групп общества. Это, согласно философии Архангельского, точки соприкосновения людей с разными взглядами на жизнь и разными интересами. Их нахождение позволяет обществу двигаться вперед и совершенствоваться.

— То есть вы призываете к объединительным идеям? — был задан вопрос из зала.

На что Архангельский ответил: идея — это то, за что нужно умирать, а я к этому не призываю.

 — Я человек верующий, христианин. Но не считаю христианство идеей, — пояснил он свою позицию. — Превращать его в идею, за которую призовут умирать, опасно. А строить общие ценности на его базе очень здорово. Поэтому, может быть, мы попробуем просто жить? А для этого выработаем общие ценности. Помочь в этом — и есть миссия писателя.

Стремление к параллели

Не менее интересно пошел разговор о преподавании литературы в школе. По мнению Архангельского, недостаток нынешней методики — это разделение по времени изучения классической литературы и современной. Если бы эти блоки можно было изучать параллельно, то у школьника пробудился бы стойкий интерес к литературе. Раньше произведения современных детских писателей включали в школьную программу. Ученики узнавали в них себя, возможно, находили в книгах ответы на свои вопросы о жизни. И так им было проще провести параллели с героями классических произведений. Это позволяло связать в единую цепь настоящее и прошлое. Сейчас, к сожалению, такой связи нет.

Хотя есть интересные произведения современных авторов, которые можно было бы рекомендовать для изучения в школе. Но здесь, считает Александр Архангельский, нужно дать свободу учителю, который знает свой класс и поймет, какое произведение лучше для него подойдет. Тогда установится настоящий диалог, тот самый поиск согласия через разногласия.

Разговор о литературе и ее глубинах продлился почти три часа. Переиначив известный фразеологизм, можно сказать — с хорошим писателем время летит незаметно. Архангельский выполнил свою миссию для отдельно взятой аудитории — смог построить диалог и найти точки соприкосновения людей с разными взглядами на жизнь.

Как пояснил секретарь областного отделения Союза писателей России Николай Тарасов, на дни литературы организаторы стараются приглашать тех авторов, чьи произведения заставляют задуматься. Массовость тиражей и популярность писателя здесь не столь важны. Именно такой подход придает неповторимый оттенок и колорит каждой встрече, позволяет избегать шаблонов.

 — К таким авторам относится Александр Архангельский. Он хорошо известен в литературных кругах, в столице, но мало знаком островному читателю. Чтобы выправить такой перекос, и нужны подобные дни литературы, — пояснил Тарасов. — Я ездил с нашим гостем по всем районам, и меня порадовала хорошая реакция зала. Везде складывался интересный разговор. Такие встречи вносят бесценный вклад в эстетическое воспитание, а эстетика всегда важнее политики.

Архангельский оставил запись в книге почетных гостей областной библиотеки

Экспресс-интервью

– Александр Николаевич, на ваш взгляд, критерии качества литературного произведения — массовость и успешность продаж или понимание со стороны небольшой, но думающей аудитории, которая видит, что автор хотел сказать своей книгой?

— Знаете, ответ на этот и похожие вопросы дал в свое время Пушкин:
Не продается вдохновение,
Но можно рукопись продать.

Главными критериями являются не успех в продажах и не отклик аудитории, но и то, и другое годится, если сопровождают твою самореализацию. Ты выполнил свой замысел и, если тебе повезло,  можешь совпасть с рынком, с общественным мнением. Но можешь и не совпасть. Ничего страшного в этом не будет.

Вы свои произведения относите к каким-либо направлениям  (реализм, классицизм и другие) или это для вас второстепенно?

— Раньше писатель брал на себя обязательство пожизненно принадлежать одному направлению в литературе. Сегодня мы с ней в свободных отношениях, и она дает нам возможность высказываться так, как велит замысел. В этом, как мне кажется, большое преимущество. Тем более что литература не предполагает компромиссов. Это один из немногих видов деятельности, который в них не нуждается.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или