Недостаточно жестко: почему сахалинские суды гуманны к тем, кто сел пьяным за руль

четверг, 9 мая, 09:00

645

Автор: Николай Рыжань

Многие считают, что в России для водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом состоянии, предусмотрено недостаточно жесткое наказание. Практика показывает, что даже после ДТП, в котором погиб человек, виновника, если он находился под мухой, суд приговаривает максимум к двум-трем годам поселения или, вообще, к условному сроку.   

Самый гуманный

Буквально на днях Южно-Сахалинский городской суд вынес приговор в отношении водителя, сбившего в декабре прошлого года пешехода на трассе Корсаков — Южно-Сахалинск. Последний скончался, а следствие выяснило, что водитель микроавтобуса был пьян. Он получил 3 года 6 месяцев колонии-поселения. А ни в чем не повинный человек лишился жизни…Согласитесь, что наказание дали совсем не равноценное.

Или еще один случай в Невельске, шокировавший островитян. В 2017 году нетрезвый водитель «мерседеса» на полной скорости сбил прямо на пешеходном переходе девушку, спешившую на экзамены. Она скончалась в машине скорой помощи, не приходя в сознание, а пьяного лихача приговорили к 2 годам и 10 месяцам колонии-поселения.

Здесь надо бы пояснить, что колония-поселение — это не зона. Она не огорожена высокими заборами с колючей проволокой, ее не охраняют автоматчики на вышках. На территории поселения осужденные трудятся, в свободное время могут сходить в магазин, а на выходные отправиться ночевать домой.

В Южно-Сахалинске, по крайней мере, именно так и происходит, потому что большинство осужденных — местные жители. На материк уже давно никого не вывозят, поскольку это мероприятие затратное.

Почему же суды так гуманны к тем, кто сел пьяным за руль автомобиля и спровоцировал ДТП, в котором погиб человек? А все потому, что такие правонарушения квалифицируются как совершенные по неосторожности и без преступного умысла.

— Все зависит от степени тяжести нанесения вреда здоровью, — объясняет сахалинский автоюрист Павел Пуряховский. — Средняя степень — это два состава административного правонарушения, а если в результате наезда автомобиля пешеход получил тяжкие телесные повреждения, да еще и повлекшие смерть, то возбуждается уголовное дело. Ну а то, что виновников дорожно-транспортных происшествий приговаривают к условным срокам или отправляют в колонию-поселение, так эти нормы предусмотрены действующим законодательством. Судья ведь выносит решение согласно нормам Уголовного кодекса.

Прибавка ответственности

Недавно президент РФ подписал закон, ужесточающий наказание в отношении водителей, покинувших место происшествия. До этого времени немало виновников аварий, говоря простым языком, просто смывались с места ЧП, объясняя потом свое поведение состоянием аффекта. После такого поворота событий установить факт нахождения за рулем в нетрезвом виде было проблематично. Человек день-два где-нибудь отлеживался, приходил в себя и уже трезвый как стеклышко шел сдаваться сотрудникам правоохранительных органов, прихватив с собой предприимчивого адвоката.

Теперь же, независимо от психологических факторов, в отношении водителя, оставившего место ДТП, во время которого был причинен тяжкий вред здоровью потерпевших, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет. А в случае смерти человека при таких же обстоятельствах — до 7 лет. При двух и более погибших — 9 лет.

Обратим внимание: это касается случаев, когда виновный водитель уехал с места аварии. А вот сам факт его нахождения за рулем в нетрезвом виде подпадает пока под те же нормы закона, что и раньше.

Но в Государственной думе периодически звучат предложения изменить их так, чтобы человека, даже если он не совершал ДТП, но сел за руль в пьяном виде, считать преступником, а не правонарушителем. Авторы законопроекта полагают, что статью за вождение в нетрезвом виде следует приблизить к статье за умышленное убийство, поскольку водитель не может не сознавать, что в таком состоянии он подвергает опасности других участников дорожного движения.

Депутаты Госдумы объясняют, что повысить ответственность за аварии, случившиеся по вине одурманенных алкоголем водителей, просят избиратели в регионах, ведь, несмотря на принимаемые меры, число ДТП с летальным исходом, к сожалению, не уменьшается.

— Сейчас, если пьяный водитель сбил человека или спровоцировал дорожно-транспортное происшествие, считается, что он сделал это неумышленно. Но сегодня обсуждаются предложения ряда законодателей приравнять сам факт управления транспортным средством в нетрезвом состоянии в момент аварии к умышленному преступлению, — говорит автоюрист. — Если в этом ключе изменят нормы статей Уголовного кодекса, то наказание, соответственно, будет намного строже.

Смертельные цифры

За последние годы в России наказание за управление автомобилем в пьяном виде неоднократно ужесточали. Несмотря на это, судя по статистике, кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону пока не удается.

В прошлом году, по данным областного ГИБДД, в Сахалинской области зарегистрировано 168 ДТП с участием нетрезвых водителей, в которых погибли 35 человека. Для сравнения: в 2016 году аварии унесли жизни 36 человек, а в 2017-м зафиксирован всплеск таких происшествий — погибло аж 48 человек.

За первые 3 месяца 2019 года сотрудники ГИБДД на Сахалине и Курилах выявили 743 водителя, которые сели за руль после распития спиртных напитков. И это во время, когда санкции в отношении водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения уже были ужесточены.

— Я думаю, что ужесточать наказание необходимо и дальше, только такими мерами можно решить проблему, — считает Павел Пуряховский. — Вплоть до конфискации автомобиля, как делают в Белоруссии, и штрафы увеличивать существенно. Сегодня у нас в России все же предусмотрено очень мягкое наказание. Нарушитель понимает, что если даже его остановят, то максимум, что ему грозит, — это лишение прав на 1,5 года и штраф. А когда светит реальный срок лишения свободы, то такое наказание воспринимается совершенно по-другому.

Хотя в европейских странах подобное законодательство нельзя назвать слишком суровым, порядок на дорогах навести удалось. Где-то даже разрешается употребить один-два бокала сухого вина, в то время как российские власти вообще исключили допустимую норму алкоголя в крови при управлении транспортом. Может все дело в менталитете, которым мы, россияне, отличаемся от остальных жителей планеты… Себе же в ущерб.

Не исключено, мы еще не до конца освободились от мысли, что в этой стране от всего можно откупиться. Ведь совсем недавно огромная часть дорожных инспекторов видели в патрулировании не задачу по обеспечению безопасности дорожного движения, а способ дополнительного заработка.

Сейчас, конечно, ситуация кардинально изменилась. Тем не менее у некоторых водителей, видимо, еще осталась надежда на чудо в виде сговорчивого инспектора.

Пьяных за решетку

В зарубежных странах для водителей, которые садятся пьяными за руль, применяют гораздо более жесткие санкции, чем в России

Сегодня в нашей стране, если водитель впервые привлекается за управление автомобилем в пьяном виде, его оштрафуют на 30 тысяч рублей и лишат прав на срок до 2 лет. Управлял машиной нетрезвым, не имея прав, — в этом случае накажут штрафом в 30 тысяч рублей либо арестуют на 15 суток. За повторное нарушение предусмотрено лишение прав до 3 лет и штраф до 300 тысяч рублей, или обязательные работы на 480 часов, либо тюремное заключение на два года.

За рубежом санкции гораздо жестче. В США за вождение в нетрезвом состоянии водитель может быть оштрафован на сумму до тысячи долларов. Кроме того, предусмотрено кратковременное тюремное заключение или исправительные работы в зависимости от тяжести нарушения.

В Стране восходящего солнца наказывают не только водителя, но и его совершеннолетнего пассажира. В Японии тому, кто сел в машину, управляемую пьяным водителем, грозит штраф, равный 3 тысячам долларов. Водителю придется заплатить как минимум 6700 долларов, а еще он может оказаться в тюрьме сроком на 5 лет. Сумма штрафа, возможно, будет  значительно больше, все зависит от того, что натворил нарушитель.

В Туманном Альбионе при 0,8 промилле в крови водитель считается трезвым, но за превышение этой нормы предусмотрен штраф 4700 долларов.

В Белоруссии не так давно ужесточили систему наказания за пьяное вождение. Первое нарушение карается штрафом от 7 до 10 тысяч долларов. Повторное наказывается конфискацией транспортного средства с его последующей реализацией. Деньги поступают в бюджет государства.

А в КНР за езду в пьяном виде предусмотрен административный арест на 15 суток и лишение прав до полугода. Также нетрезвого водителя при более серьезных обстоятельствах могут лишить свободы на полгода и определить штраф в 300 долларов. Когда в ДТП есть жертвы, водитель, управляющий автомобилем в нетрезвом состоянии, приговаривается к смертной казни.

Цена безопасности

Частые изменения в ОСАГО, как правило, заканчиваются удорожанием страховки.

Когда водитель попадает в ДТП, он первым делом начинает искать ОСАГО – такой же важный документ для вождения автомобиля, как и водительские права. Систему обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) почти ежегодно с одобрения законодателей корректирует Центробанк РФ. Но для водителей это, как правило, оборачивается лишь повышением платы за полис ОСАГО.

Вступили в силу новые коэффициенты расчета стоимости полиса в зависимости от возраста и стажа водителя. Изменения касаются не только корректировки самих коэффициентов, но и количества их градаций. 

Если раньше таких градаций было всего четыре: старше или младше 22 лет плюс менее или более 3 лет стажа вождения, то с 2019 года их уже 56. Специалисты полагают, такой подход не оставляет надежд на снижение окончательной стоимости полиса.

Сначала этого года регулятор расширил коридор базовой ставки на 20 процентов, причем в обе стороны. Так для самой распространенной категории В установлена базовая ставка от 2746 до 4942 рублей. До этого нижняя планка была выше на 686 рублей, а верхняя, наоборот, ниже на 824 рубля. Видимо, Центробанк предполагает, что страховые компании, конкурируя между собой, будут вынуждены снижать цены, работая по нижней шкале, что кажется маловероятным.

Как показала практика, почти все страховщики при расчетах стоимости ОСАГО ориентируются на верхний предел тарифной ставки. В этом плане повезло лишь владельцам мотоциклов: для них, в виде исключения, снижен и верхний предел для расчета стоимости страховки. Эта группа водителей в общем потоке автотранспорта ничтожно мала, поэтому, видимо, владельцам мототехники решили сделать сюрприз.

Напомним, что базовая ставка – это начальная цена для калькуляции стоимости страховки. К ней прибавляется территориальный коэффициент, для Южно-Сахалинска, например, он равен 1,5. На стоимость полиса будет также влиять и безаварийное управление транспортным средством или, напротив, аварийное.

На этом поток инициатив, направленных на «усовершенствование» системы страхования автогражданской ответственности, увы, не иссякает. В 2020 году планируется еще ряд изменений. Например, предлагается отменить базовую стоимость страховки, что предусматривает индивидуальный подход к ценообразованию путем торга между страховщиком и застрахованным лицом. Поскольку водитель, обязанный иметь страховку, и является наиболее заинтересованным лицом, нетрудно предположить, кто будет диктовать свои условия, то есть устанавливать окончательную цену полиса ОСАГО.

Мало кто из специалистов в этой области возьмется утверждать, что автомобилисты в результате всех нововведений будут платить меньше, чем прежде. Что, собственно, и подтвердил недавний мониторинг, проведенный в 67 регионах страны, в том числе и в Сахалинской области. Повышение цен на страхование отмечено почти повсеместно. Цена на полис ОСАГО в той или иной степени возросла от 2 до 13 процентов в зависимости от стажа водителей и безаварийной езды. Максимальный рост цен для молодых водителей был зафиксирован в Ивановской области, где он составил 112 процентов.

 

Есть мнение

Наш корреспондент поинтересовался у сахалинцев, стоит ли еще ужесточать наказание за управление автомобилем в нетрезвом виде?

Анна Скуднова, пресс-секретарь Чехов-центра:

— Считаю, что к нетрезвым водителям следует принимать максимально возможные меры наказания. Понятно, что не расстрел, но нужно лишать права управления транспортным средством лет так на пять, и чтобы штраф был существенный, а не как сейчас. Особенно в отношении водителей, которых уже не в первый раз поймали в таком состоянии.

Если людей не останавливает осознание возможных последствий такого поступка, то должен быть другой рычаг воздействия — деньги и лишение возможности сесть за руль не на один год. Тогда это будет действовать. Сама управляю автомобилем более десятка лет, за рулем даже бокал вина для меня — табу. 

Виолетта Калинина, представитель торговой компании:

— Уже неоднократно повышали штрафы, а толку мало. Видимо, не только в самом наказании дело, а, скорее, в его неотвратимости. Когда постоянно слышишь, что от гаишников можно откупиться, многие водители уверены в своей безнаказанности. Даже если человека лишили прав, он все равно продолжает ездить за рулем своего авто, поскольку в мессенджерах создаются группы, участники которых сообщают друг другу о дорожной обстановке в том или ином районе города. И если где-то стоит пост ГИБДД, об этом сразу же становится известно, и его просто-напросто объезжают по другому маршруту.

Юрий Агняников, предприниматель:

— Однозначно нужно ужесточать. Штраф в 30 тысяч рублей — это не та сумма, которая может напугать нетрезвого водителя. Да и лишение прав на полтора-два года, думаю, также не особо действенное наказание. По крайней мере, судя по информации в СМИ, число пьяных водителей, которых выявляют во время рейдов, меньше не становится. Значит, не боятся. А раз так, то уровень ответственности следует повышать. Иначе, мне кажется, не получится навести порядок на дорогах.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или