На Сахалине откроют три IT-центра для школьников

942
Ср • 26 июня 2019 • 15:03
Сергей Сактаганов

На Сахалине приступили к реализации национального проекта «Образование». Он инициирован президентом России для того, чтобы к 2024 году наша страна вошла в десятку ведущих в этой сфере государств. О том, что и зачем предстоит сделать в ближайшее время, рассказала начальник отдела реализации проектов и программ областного министерства образования Наталья Карпова.

Наталья Карпова. Фото Сергея Сактаганова
Наталья Карпова. Фото Сергея Сактаганова

— Наталья Юрьевна, известно, что в ближайшие годы на этот проект в нашем регионе потратят миллиарды рублей из федерального, областного и муниципальных бюджетов. Какова же его цель?

— Вы наверняка еще помните советскую школу, где обучение нередко сводилось к зазубриванию правил, формул, географических названий, исторических дат и прочего. А нужен ли весь этот обязательный объем информации ребенку, если его больше интересует, например, почему самолет летает, а корова дает молоко, — это никого особо не заботило. Естественно, большая часть полученных таким образом знаний, как говорится, вылетала из головы, стоило выпускнику пойти работать на завод или поступить в вуз для получения профессии, скажем, врача, инженера, бухгалтера…

Упомянутый федеральный проект взят нами за основу, на которой подготовлены уже свои, региональные. Их главная цель — кардинальным образом изменить систему образования. Причем так, чтобы ребенок не только получал нужные ему знания, но и мог их применить для самореализации, а проще говоря — создать что-то свое. Примером может послужить открытый в прошлом году детский технопарк «Кванториум» в Южно-Сахалинске. Это не привычный многим центр технического творчества, в котором школьники 11–17 лет мастерят, например, авиамодели или макеты буровых. Тут создана первая площадка дополнительного образования, на которой ребенка учат совершенно иным практическим навыкам и умению находить нужные знания. Например, ему помогают понять, что того же робота можно создать, лишь определив, для чего и как это делается. То есть сначала, не без помощи старших, он подготовит проект. Затем, нередко и с помощью сверстников из других направлений технопарка, построит этого самого робота и сдаст своеобразный экзамен, продемонстрировав, что умеет его детище. Так вот, в нынешнем году мы рассчитываем использовать федеральную субсидию на приобретение оборудования и создание еще двух технопарков в недавно построенном новом здании при гимназии № 3 и на базе Дальневосточной детской железной дороги в городском парке.

То, о чем я рассказала, реализуется в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка». И мы понимаем, что не во всех муниципалитетах есть возможность обустроить технопарки, а ведь детям надо предоставить равные возможности для самоопределения и профессиональной ориентации. Поэтому в районах решено создавать техноклассы. До 2021 года планируется оснастить необходимым оборудованием не менее 10 школ ежегодно. В них дети смогут не только знакомиться с современными профессиями, но и пробовать себя в них с помощью опытных наставников из соответствующих отраслей. Одновременно мы внедрим механизм адресной поддержки отдельных категорий школьников, чтобы сделать доступным дополнительное образование и помочь раскрыть свои таланты сиротам, детям из малообеспеченных семей и с ограниченными физическими возможностями. Также предстоит создать не менее 1,2 тысячи новых мест дополнительного образования, которым будет охвачено 80 процентов детей в учреждениях различных типов.

— Получение дополнительных знаний, онлайн-уроки, заочное обучение профессии и многое другое сегодня немыслимо без Интернета. В наших школах он, конечно, есть, но вот скорость его оставляет желать лучшего…

— Уже само название следующего проекта — «Цифровая образовательная среда» — говорит о его задачах. К 2024 году планируется обновить материально-техническую базу большинства образовательных организаций, а также развернуть государственную информационную систему «Региональное образование». В итоге скорость соединения в городских школах и средних профессиональных учебных заведениях достигнет 100 мегабайт в секунду, а в сельских — 50, при гарантированном объеме интернет-трафика. В целом же высокоскоростным Интернетом мы намерены обеспечить все муниципальные и  государственные образовательные учреждения области.

Важнейшая часть этого же проекта — цифровизация самой образовательной среды. В школах должны появиться виртуальные библиотеки и музеи, онлайн-курсы и 3D-лаборатории. Когда все они окажутся в единой сетевой среде, ученики даже самой отдаленной сельской школы смогут получать знания на уроке, который будет вести педагог из областного центра или даже из какого-либо региона в материковой части страны. А для учащихся, которые проявят себя именно в этой сфере, решено создать три детских центра IT-творчества (IT-cube). Там ребятам предложат бесплатное дополнительное образование по современным информационным и телекоммуникационным технологиям.

— Кардинальная перестройка образования невозможна без педагогов. А насколько готовы они?

— На создание новой системы их профессионального роста нацелен следующий проект —  «Учитель будущего». В нынешнем году мы подготовим документы для получения федеральных субсидий на создание и открытие двух центров непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, оценки их мастерства. Проще говоря, чтобы учить по-современному, сам педагог должен учиться, учиться и учиться. Рассчитываем, что к 2024 году в деятельность этих центров будут вовлечены все муниципальные образования области.

Планируется, наряду с госаттестацией, и такая новая форма, как независимая оценка профессиональной квалификации. Иными словами, педагоги пройдут тестирование, чем-то напоминающее сдачу ЕГЭ, обмениваясь при этом накопленным опытом. Надеемся, что к завершению программы такую аттестацию пройдет каждый десятый педагог островного региона.

Следующий шаг — организация сетевых профессиональных сообществ, которые объединят историков, математиков и других школьных предметников. Это, конечно же, не профсоюзы, а неформальные объединения специалистов, которые призваны все время расширять горизонты педагогического образования. Впрочем, всех мероприятий названного проекта сразу и не перечислишь, главное — он поможет растить учителя будущего уже сегодня.

— В прошлом году на Сахалине прошел мировой чемпионат профессионального мастерства Worldskills, а закупленное для него современного оборудование затем передали в учебные заведения области. Будет ли развиваться и это направление?

— Ему посвящен отдельный проект — «Молодые профессионалы». В его рамках у нас уже открыт специальный Центр опережающей подготовки, а 50 производственных мастерских намечено оснастить современным оборудованием.

Мировой чемпионат дал нам просто бесценный опыт. Достаточно заметить, что планируется в более чем половине учреждений среднего профессионального образования области внедрить итоговую аттестацию в новом формате. Речь идет о демонстрационном экзамене по стандартам Worldskills, когда оценку выставляют профессионалы, наблюдающие за тем, как студент выполняет трудовые действия и технологические операции в условиях, максимально приближенных к производственным.

Остается добавить, что мы приступили к реализации сразу семи региональных проектов. В целом на них в бюджете-2019 и плановом периоде 2020–2021 годов предусмотрено 3 млрд рублей, а до конца 2024 года – и вовсе 12,5 млрд рублей. В общем, на современном и доступном для сахалинцев образовании экономить никто не намерен.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru