Жители сахалинских сел смогут снимать наличные через продавцов

четверг, 27 июня, 12:05

493

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Сактаганов

Сахалинские парламентарии совместно с банкирами поедут в островную глубинку, чтобы решать проблемы людей и повышать финансовую грамотность. 

Нелегкая ноша

Финансовая грамотность сахалинцев и доступность банковских услуг тесно связаны — с такого посыла началось в облдуме очередное заседание рабочей группы во главе с парламентарием Александром Болотниковым. Это объединение действует вот уже третий год и главной своей целью поставило продвижение в островную глубинку банкоматов, POS-терминалов и других устройств, с помощью которых люди могли бы получать деньги или проводить различные платежи.

Впрочем, как заметил Болотников, со временем проблема стала терять свою остроту, и пусть не так быстро, как хотелось бы сахалинцам, но доступ к банковским услугам расширяется. А значит, имеет смысл взглянуть на ситуацию под другим углом. Например, оценить, насколько готовы те же сельчане к переменам в этой сфере. Ведь не секрет, что далеко не все из них имеют дебетовые карточки или электронные сервисы онлайн-банкинга. Причина зачастую проста — люди не знают, зачем нужна та или иная услуга и как ею пользоваться.

Нелегкую ношу обучения населения новым навыкам взял на себя в первую очередь Центробанк РФ. Совместно с правительством он утвердил «дорожную карту» повышения финансовой грамотности населения на период до 2023 года. Своим «ученикам» он старается передать знания, чтобы люди умели искать необходимую информацию о банковских продуктах, выбирать и обдуманно использовать различные услуги в этой сфере, планировать свои доходы и расходы, распознавать признаки финансового мошенничества и много другое. Одновременно главный банк страны выбрал в качестве приоритетных те направления, которые и расширяют финансовую доступность.

Реальный сдвиг

Как сообщил управляющий сахалинским отделением Дальневосточного главного управления ЦБ РФ Владимир Апанасенко, в число приоритетов вошла, например, национальная платежная система «Мир», с помощью которой с 2023 года все торговые точки обязаны будут предоставлять своим покупателям возможность безналичной оплаты. Несомненные плюсы даст и сервис, предложенный группой крупных коммерческих банков. Речь идет о системе быстрых платежей, дающей возможность круглосуточно переводить деньги по мобильному телефону как себе, так и другим лицам, причем независимо от того, где открыты счета. Получать услуги дистанционно позволит и система биометрической идентификации, чье внедрение началось уже и на Сахалине. Наконец, свою лепту внесет и проект «Маркетплейс», предоставляющий рядовому пользователю электронную платформу с широким выбором услуг независимо от того, в каких регионах находятся банки и их клиенты.

Все эти новации и требуется донести до населения. И сахалинские сотрудники Центробанка еще несколько лет назад начали работу в учебных заведениях и оздоровительных лагерях, со взрослым населением и пенсионерами, взялись за повышение квалификации педагогов в финансовых вопросах и многое другое. Если в 2016 году они провели 10 лекций, конкурсов, дней открытых дверей и прочих мероприятий, то в прошлом году число подобных встреч выросло уже до 119. При этом в них приняли участие более 7,3 тысячи островитян.

Есть и результаты, позволяющие судить, насколько увереннее и чаще используют сахалинцы современные банковские продукты. Скажем, в островном регионе за два предыдущих года оплата услуг и товаров банковскими картами выросла до 90 процентов общего объема производимых по ним операций. Жители области стали снимать с карт наличные деньги заметно реже, поскольку проще и быстрее рассчитаться именно с помощью электронных сервисов. Надо лишь предоставить нужное количество устройств и доступ к Интернету жителям глубинки, чтобы и они могли приобщиться к благам цивилизации. О том, что здесь планируется, и рассказали на заседании представители Сбербанка и Почта Банка.

На смену банкоматам

Финансисты еще раз уточнили: ставить банкоматы в глубинке невыгодно. На смену им, особенно в селах, придут специальные терминалы, позволяющие не только оплачивать товары и услуги, но и получать наличные. Как рассказала управляющая Южно-Сахалинским отделением Сбербанка Наталья Лейдман, в нынешнем году появятся сразу 10 таких устройств в торговых точках сел Ясное, Арги-Паги, Рощино и других. Правда, своеобразным агентом банка в этом проекте может стать далеко не каждый магазин. Договоры на подобное сотрудничество заключаются лишь с теми предпринимателями, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Вдобавок у них к концу дня так называемый остаток на кассе должен составлять как минимум 2–3 тысячи рублей. Ведь не исключено, что кому-то вдруг срочно потребуются наличные, например, для оплаты привезенных на растопку дров.

Другой проблемой на заседании вновь назвали режим работы подразделений Сбербанка в районах. Например, северо-курильчане жаловались депутатам, что не успевают получить финансовые услуги, поскольку у них банковская точка действует с 9:00 до 17:00, когда у большинства жителей —  рабочий день. По словам Лейдман, здесь надо учитывать и интересы предпринимателей, поскольку их бухгалтерам, наоборот, удобнее оформлять документы и проводить платежи именно в упомянутый временной промежуток.

— Мы планируем туда командировку, чтобы уточнить ситуацию на месте, — заверила депутатов представитель Сбербанка. — Посоветуемся с муниципальными властями и, возможно, сдвинем режим работы. В таких случаях мы стараемся идти навстречу пожеланиям населения…

С терминалами сегодня активно работает и Почта Банк. Но здесь платежи принимает и выдает деньги работник не торговли, а почтового отделения. В крупных же населенных пунктах в отделениях установлены банкоматы либо даже открыты специализированные окна, где уже сотрудники банка предлагают целую линейку продуктов, выделяя при этом пенсионеров в качестве своих «фокусных» клиентов. Вместе с тем, по признанию руководителя Южно-Сахалинского подразделения Евгения Астапенко, Почта Банк пока так и не добрался до Северных Курил. В общем, для расширения доступности своих услуг этому финансовому учреждению еще предстоит немало потрудиться.

Напомним, депутаты в свое время выразили готовность к совместным поездкам с финансистами по районам, чтобы сообща оценивать возникающие там проблемы, уровень финансовой грамотности населения. И отклик не заставил себя ждать. На минувшем заседании Владимир Апанасенко представил на рассмотрение островных парламентариев примерный график таких выездов. Скажем, в сентябре предлагается совместный выезд в Долинский район, в октябре — в Анивский, в ноябре возможна командировка в Корсаковский, а в конце года — и в Холмский районы. Одновременно для встреч с населением уже намечены и самые разные темы – от знакомства с банковскими инструментами для развития бизнеса до рассказа о видах финансового мошенничества.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или