Широкая «железка» опутывает Сахалин

пятница, 26 июля, 16:36

1754

Эксклюзивный материал

Автор: Вадим Горбунов

Фото сахалинского региона ДВЖД

Этим летом на островной железной дороге происходят исторические события.

Новая колея

Неделю назад со станции «Взморье» на север ушел традиционный пассажирский поезд маршрута 
№ 601/602 Южно-Сахалинск – Ноглики.

Внешне все было как обычно – пассажиры, чемоданы, сумки, суета посадки, теснота коридоров в привычных купейных вагонах.

А вот железнодорожники назвали этот поезд историческим. И совершенно справедливо – ведь он стал первым пассажирским поездом дальнего следования на Сахалине, оправившимся в путь по общероссийской колее шириной 1520 миллиметров.

Еще он знаменовал собой начало заключительного этапа грандиозной работы по перешивке островной железной дороги. Да, именно грандиозной, хотя и была она незаметной для большинства сахалинцев.

Проект начался еще в 2003 году. Предстояло переложить 806 километров рельсов со стандарта 1067 миллиметров на общероссийские 1520. По новой колее должны были пойти более скоростные, тяжелые и габаритные поезда. А это означало расширение всего железнодорожного полотна, полную замену рельсошпальной решетки, строительство десятков мостов и сотен водопропускных труб, расширение или обход тоннелей западного побережья, перевод на общесетевой стандарт всего сопутствующего путевого хозяйства, например, систем сигнализации, централизации и блокировки, станционных линий связи. По сути дела, по существующей трассе предстояло построить новую железную дорогу.

И она была построена. Причем действительно незаметно для окружающих, не причиняя каких-либо неудобств людям.

Полная готовность

Однако дальнейшее требовало полной остановки движения по железной дороге. А ее без преувеличения можно назвать дорогой жизни, основной транспортной артерией, обеспечивающей связь юга и севера острова.

Нынешним летом многие пассажиры испытали на себе, каково это – передвигаться по острову без железной дороги. 10 часов из Тымовского до областного центра, пусть даже на комфортабельном автобусе, пусть даже с остановками, чтобы размяться, – это все равно тяжело. Особенно пожилым.

Дорогу, кстати, хотели остановить еще в прошлом году. Но после всех расчетов железнодорожники решили, что делать этого не стоит. И всю зиму они везли в Холмск необходимые строительные материалы – более 120 километров рельсошпальной решетки, мостовые конструкции, щебень, технику – для того самого заключительного рывка, который состоялся этим летом.

Точно по расписанию

Вообще-то первый пассажирский поезд по широкой колее отправился в путь из Холмска в Томари еще 15 июня. А 18 июля на широкую ко-лею вышел еще один очень востребованный пригородный маршрут Поронайск – Победино. Причем произошло это с идеальной точностью, которая уже стала визитной карточкой российских железных дорог.

Весной было объявлено, что железнодорожный участок Холмск–Томари будет закрыт с 1 по 14 июня, участок Южно-Сахалинск – Поронайск – с 1 по 27 июня, а с 28 июня по 17 июля полностью прекратится движение на участке Южно-Сахалинск – Ноглики. Так и произошло.

Правда, далась такая точность очень не просто.

– Я даже сказать не берусь, какой объем работы выполнен за это время, – говорит заместитель директора ПК «Сахалин» Михаил Малютин. – Огромный…

Он не преувеличивает. Например, с 28 июня на север от Взморья шло 35 бригад. Почти 1300 человек, направленных на Сахалин со всех железных дорог страны, перекладывали рельсовую нить на перегонах (а это почти 600 километров!), меняли стрелочные переводы на станциях, системы сигнализации и связи, реконструировали подходы к мостам, делали переезды…

И поезда снова пошли по расписанию. Причем стоит отметить, что одновременно открылось и движение грузовых составов от паромной переправы в Холмске на север острова.

Да, пассажирский поезд идет пока еще только от Взморья.

Сюда людей доставляют зафрахтованными ПК «Сахалин» автобусами, которые ежедневно отходят от вокзала областного центра. По сути, здесь и осуществляется посадка на поезд – процесс контролируют проводницы, которые вместе с пассажирами добираются до станции пересадки. Билет единый – железнодорожный.

Вообще, железнодорожники вместе с региональным минтрансом и автоперевозчиками сумели создать действенную систему перевозки пассажиров между севером и югом острова.

Конечно, было тяжело и пассажирам, и водителям, на которых упала дополнительная нагрузка. Но все понимали, что это временные трудности.

Осталось немного

И действительно, потерпеть осталось совсем немного – до 1 сентября. Именно эту дату железнодорожники называют контрольной для полного возобновления движения транссахалинского поезда.

Работы на завершающем, четвертом, этапе перешивки идут полным ходом. Здесь полностью меняют 114 километров пути на участке Взморье – Южно-Сахалинск, перебрасывают рельсовую нить в паз широкой колеи от Южно-Сахалинска до Корсакова.

Эти работы начались от Взморья и теперь идут рядом с областным центром. Так что все должно завершиться совсем скоро.

Правда, каких-то особых изменений по сравнению с тем, что было, пассажиры пока не почувствуют. Вагоны прежние, скорости тоже. А то, что стоят они на тележках «широкого хода», так кому это видно?

Железнодорожники отмечают возросшую плавность движения, мол, широкая колея дает лучший баланс. Но, честно говоря, пока это не особо заметно – и потряхивает, и покачивает.

Однако со временем все войдет в нужную колею. Тяжелые грузовые поезда укатают путь, все притрется друг к другу, появятся и плавность, и скорость.

Осенью, возможно, даже к сентябрю, на остров придут рельсовые автобусы РА-3, и это уже будет качественно новый уровень перевозок на пригородном сообщении и маршруте Южно-Сахалинск – Томари.

А когда после нового года поступят 18 современных вагонов дальнего следования, тогда для сахалинцев перешивка островной железной дороги, можно сказать, завершится.

Правда, для самих железнодорожников она продлится и весь следующий год, но работы, опять же, будут вестись совершенно незаметно для окружающих.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или