Торговля сахалинского масштаба

пятница, 26 июля, 17:11

717

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Сактаганов

Показатель минимальной обеспеченности торговыми площадями на 1 тысячу жителей в островном регионе достиг 853 кв.м. Фото из архива редакции.

В эту субботу работники торговли отметят свой профессиональный праздник. О сегодняшнем дне и перспективах этой важнейшей отрасли экономики мы поговорили с министром торговли и продовольствия Сахалинской области Инной Павленко.

– Инна Владимировна, хотя большинство из нас чуть ли не каждый день делают какие-то покупки, но о роли торговли в современном мире мы задумываемся редко. Насколько она важна, на ваш профессиональный взгляд, в обыденной жизни?

– А вы представьте себе, что все торговые точки одновременно закрылись хотя бы на один выходной. Общество испытало бы что-то вроде шока! И ладно бы речь шла о сложной бытовой технике или мебели, но вам негде было бы купить хлеба, молока и прочих повседневных товаров.

Сегодня в Сахалинской области в сфере торговли и пищевой промышленности трудятся более 50 тысяч человек, а это каждый пятый работающий сахалинец! Причем, чтобы обычная жизнь не давала сбоев, многие работают по выходным, в круглосуточном режиме и практически при любой погоде.

Что касается экономики, то наш вклад, на первый взгляд, не столь уж велик – около 7 процентов валового регионального продукта. Но зато по размерам налоговых поступлений торговля вышла на второе место после нефтегазового сектора. Только за первое полугодие наша отрасль перечислила в консолидированный бюджет области свыше 1,8 млрд рублей, обеспечив по сравнению с тем же периодом 2018 года прибавку в 255 млн рублей.

О том, какими темпами развивается островная торговля, можно судить и по другому показателю: в Дальневосточном федеральном округе Сахалинская область занимает первое место по розничным продажам на одного жителя. Товарооборот только по этой цифре вырос у нас за полугодие на 3,1 процента, а в оптовой торговле – даже на 11 процентов.

– Кого же можно считать лидером в этой сфере?

 – Примечательно, что лидирует в островной экономике торговля и общественное питание. Доля таких предприятий составляет уже 24 процента среди всех субъектов малого предпринимательства, а ведь на них трудятся зачастую целые семьи, которые именно здесь самостоятельно создали рабочие места и теперь имеют основной, а зачастую и единственный источник доходов.

И отрасль продолжает развиваться. Скажем, в прошлом году приток в нее частных инвестиций достиг
7,5 млрд рублей, что вдвое превысило уровень 2017 года. Показатель минимальной обеспеченности торговыми площадями на 1 тысячу жителей в островном регионе достиг 853 квадратных метров при нормативе 606 квадратных метров.

При этом новые предприятия у нас соответствуют современным тенденциям, появляются и новые бренды федерального уровня. Недавно к нам пришли новые бренды, с открытием торгового комплекса «Мега Березка», кстати, это – первый торговый центр на Дальнем Востоке со встроенной пятиуровневой парковкой.

В целом же лишь за минувшее полугодие у нас введено в эксплуатацию 34 тысячи квадратных метров торговых площадей.

– От самих работников торговли приходилось слышать, что покупатель у нас непростой. Многие островитяне ездят на материк, бывают за границей, заказывают товары по Интернету и могут сравнить не только цены, но и качество обслуживания.

– Супермаркетами сахалинцев не удивишь, поэтому сегодня мы развиваем многоформатную торговлю. Особенно востребован у жителей области проект «Сахалинская ярмарка», в рамках которого только за полугодие продано товаров на 1,9 млрд рублей. Кстати, я и сама с удовольствием покупаю на таких площадках ягоды и зелень, которыми торгуют наши дачники и садоводы. Добавлю: в ярмарочном движении участвуют практически все муниципалитеты. Исключением стали Северные Курилы, где и покупателей маловато для подобного формата торговли, и соответствующую площадку пока нет необходимости или возможности подобрать и обустроить.

А жителям удаленных сел, которым трудно добраться до ярмарки или супермаркета, свои услуги предлагает мобильная торговля. Данное направление тоже довольно бурно развивается, в островном регионе действует уже 118 передвижных точек. Обратите внимание: в их числе 28 мобильных объектов общественного питания, из которых три работают в Южно-Курильске.

И если уж упомянули это направление, то в последнее время отмечен настоящий бум на создание бургерных и пиццерий, организацию банкетов на выезде, «кофе на вынос» и на многое другое. С начала года здесь прибавилось сразу 22 объекта, а в целом в общепите работает свыше 880 предприятий.

– Что можно сказать о торговле в формате социального магазина, программах лояльности для постоянных покупателей?

– В последней, естественно, заинтересованы сами предприниматели. Они предлагают большой пакет бонусных программ, систем скидок и даже персональных предложений вроде карты «Серебряный возраст», которая предусматривает дополнительное 10-процентное снижение цен для пожилых покупателей, посещающих одну из популярных торговых сетей с 9:00 до 12:00.

А вот для областных властей в первую очередь важна стабильность жизненного уровня островитян. Для этого во всех районах действует более 120 социальных магазинов, в которых 15 тысячам островитянам, нуждающимся в подобной льготе, предоставляют продуктовые наборы. В итоге у нас уже третий год подряд и здесь неуклонно растет покупательная активность населения. Иными словами, средний уровень доходов сахалинца в соотношении к минимальному набору продуктов питания только чуть ниже, чем в Москве.

О качественном же уровне нашей отрасли можно судить по результатам прошедшего в текущем году Международного форума «Неделя российского ритейла». За развитие многоформатной торговли Сахалинская область – единственная из регионов ДФО – вошла в список победителей состоявшегося там конкурса. Сахалинцы были признаны лидерами в номинациях «Лучший нестационарный торговый объект», «Лучший магазин», «Лучший объект фаст-фуда» и «Лучшая ярмарка».

– А что дает островитянам поддержка, которую областные власти оказывают торговле и местной пищевой промышленности?

– У нас действует отдельная госпрограмма развития торговли и услуг, рассчитанная на 2018–2025 годы. Благодаря ее ежегодному финансированию мы формируем необходимые запасы товаров для стабильного снабжения островного региона. Стимулируем передвижную торговлю, компенсируя до 70 процентов расходов на покупку предпринимателями автолавок. Если же они создают фирменные магазины, мы готовы погасить половину затрат на приобретение торгового оборудования и спецавтотранспорта.

Из областного бюджета также восполняем половину транспортных издержек на доставку товаров, 70 процентов которых завозят к нам из центральных районов страны или из-за рубежа. А в районах области, относящихся к территориям Крайнего Севера, областная субсидия на эти цели составляет все 100 процентов. Пока, к сожалению, она мало востребована на Курилах, но надеемся, что вскоре там появится оптовое звено, то есть очередной стимул для развития торговли.

А поддержка местных товаропроизводителей дает сахалинцам неуклонное расширение ассортимента. Достаточно заметить, что в островных супермаркетах более полутысячи наименований продовольственных товаров приходится именно на их долю. Многие наши земляки, отправляясь в отпуск, везут в качестве гостинцев не только рыбопродукцию, но и, например, местные конфеты с фирменной начинкой из клюквы или брусники, хлеб с добавкой морской капусты и другие оригинальные, вкусные и полезные изделия.

Особая тема – торговля алкоголем. На протяжении последних четырех лет Сахалинская область сохраняет первое место в стране по рейтингу эффективности госконтроля за розничной продажей крепких напитков. А ведь это не только дополнительные поступления в бюджет, но и безопасность потребителей, которые ограждены от нелегальной или, как говорят, паленой продукции.

– На днях у вас завершился ежегодный конкурс «Лидер потребительского рынка». Церемония награждения еще впереди, но что можно сказать в целом об итогах этого профессионального смотра?

– Более полутора десятков участников получат заслуженные награды. Причем в 2019 году в конкурс ввели две новые номинации – «Копейка рубль бережет» и «Забота о людях». В первой из них оцениваются не только системы скидок, бонусов и прочего, но и специальные сервисы, например такие, как доставка товаров на дом. А вот вторая – это, по сути, патронат над пожилыми людьми. Вообще, сами предприниматели подобные социальные инициативы обычно не выпячивают, поэтому своих кандидатов здесь могут предложить и сахалинцы, которые хотели бы, чтобы таких опекунов наше министерство отмечало и поощряло.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или