Сахалинские эксперты рассказали, чем опасны арбузы у дороги

четверг, 1 августа, 12:26

1461

Эксклюзивный материал

Авторы: Сергей Сактаганов, Борис Волкин, Светлана Коцубинская

Арбузs у дороги впитывают токсины из воздуха и земли. Фото Сергея Сактаганова

Несанкционированная торговля – почему она существует в нашей области и кому нужна.

Их знают в лицо

В минувшую субботу на «Сахалинской ярмарке» в областном центре было многолюдно. В свой профессиональный праздник работники торговли радовали горожан скидками, достигавшими порой 30 процентов. Поэтому и недостатка в желающих прикупить что-либо не наблюдалось. А вот на выезде из областного центра по направлению к Новоалександровску одинокий продавец арбузов и дынь выглядел явно уныло. Видимо, соскучившись по общению, охотно рассказал автору этих строк, что возле фургона за несколько часов остановился всего один автомобиль. Вышедший оттуда пассажир лишь поинтересовался ценой на бахчевые, а потом и вовсе расстроил продавца. Оказывается, цены на ярмарке в этот день были даже ниже, чем в придорожной, или, как ее еще называют, несанкционированной торговой точке.

Более того, объехав в областном центре несколько торгующих фруктами и овощами магазинов и специализированных лавок, мы пришли к выводу, что выгода от покупок на обочине весьма сомнительна. Судите сами: килограмм дорожных узбекских арбузов и дынь стоил соответственно 80 и 150 рублей, но аналогичный ценник обнаружился и в специализированном стационарном магазине. На городской ярмарке тот же товар выставляли уже по 150 и 72 рубля. Исключение составляли лишь супермаркеты, где дыни предлагали по 238 рублей за килограмм, а арбуз из Южной Кореи –  по 273 рубля. В общем, если действительно хочешь сэкономить, то совсем не обязательно выезжать за город в поисках придорожной торговли.

– Рейды мы проводим регулярно, многих из этих торговцев знаем в лицо, – прокомментировала Василина Блынская, ведущий специалист департамента общественной безопасности и контроля администрации Южно-Сахалинска. – Обычно у таких самодельных лотков стоят выходцы из бывших союзных республик. Правда, в последнее время они жалуются, что торговля стала плохая. Но, видимо, пока еще что-то зарабатывают на разнице между оптовой и розничной ценой.

Штрафной арбуз

Понятно, что предупреждение об ответственности на таких торговцев обычно не действует, поэтому, застав знакомцев за тем же занятием в следующий раз, сотрудники департамента оформляют протокол. Потом за дело берется административная комиссия, которая, в соответствии со статьей 13 Закона «Об административных правонарушениях в Сахалинской области», накладывает штраф до 5 тысяч рублей. А если он вовремя не уплачен, вступает в силу статья 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Тогда с нарушителем разбирается уже суд, который удваивает штраф, а также может вынести  решение об административном аресте до 15 суток или об обязательных работах на срок до 50 часов.

Ни в коем случае не покупайте на дорогах половинки арбузов

Каковы же, если можно так выразиться, масштабы придорожной торговли возле Южно-Сахалинска? Специалисты уточнили: за прошлый год на таких нарушителей оформлено 44 протокола с общей суммой штрафов в размере 168 тысяч рублей, а с начала 2019-го – 11 протоколов на 54 тысячи рублей. Складывается впечатление, что торговцы, не желающие перейти в легальный статус индивидуального предпринимателя, решили сменить тактику. Видимо, многие перекочевали с обочины под навесы уличных прилавков, с которых сегодня продают свой товар дачники и садоводы. Во всяком случае, незаконная продажа фруктов и овощей на территории всего городского округа выглядит уже иначе. За прошлый год сотрудниками департамента здесь составлено 175 протоколов на 737 тысяч штрафных рублей, а с начала текущего – уже 109 протоколов на 651 тысячу рублей. Понятно, что в местный бюджет попали далеко не все деньги, вращающиеся в теневом секторе подобной торговли.

Закусь с табуретки

Развалы арбузов и дынь при дороге  лишь верхушка айсберга. Достаточно выехать из областного центра по любой из автотрасс, и на сельских обочинах или неподалеку от дач начинают мелькать импровизированные прилавки с другим товаром. Ведра с картошкой, чашки с клубникой, пластиковые бутылки с молоком и пакеты с творогом, яйца – всего ассортимента и не перечислишь. Хотя в дождливую погоду продавцов не видно, но стоило только остановиться возле одной из таких точек, как на пороге ближайшего дома появилась фигура в ярком дождевике.

– Берите картошечку – своя, сахалинская, без нитратов и нитритов! – с ходу начала рекламировать товар женщина лет 45. – А клубнику вообще только сегодня утром собрали вон с тех грядок! Да и цену, если что, сбросим!

«Дорожная» картошка может быть прошлогодней

В разговоре выяснилось, что картофель предлагают прошлогодний. Примерно половину урожая хозяева съели сами, другая часть пошла на рассаду, несколько мешков осталось –  не пропадать же им. Везти остатки в город, чтобы продать на очередной ярмарке? Хозяйка, даже не задумавшись, отмахнулась: мороки да затрат больше, чем прибыли. А так, за неделю-другую проезжающие, глядишь, и разберут.

Красовалась на табурете рядом с картошкой и домашняя снедь – трехлитровые банки с соленьями, накрытые полиэтиленовой пленкой кровяная колбаса и шмат сала. На вопрос: берут ли их, хозяйка вновь разразилась заверениями, что все готовит с самым надежным знаком качества – как себе на семейный стол. А рыбаки с расположенного неподалеку полевого стана стали постоянными покупателями, набирая закуски на время вынужденного безделья в штормовую погоду или в пропускные дни, когда промысел лососевых запрещен. Кстати, благодаря выгодному соседству хозяйка готова была предложить еще копченую и вяленую рыбопродукцию.

Вдруг отравишься

Увы, мы ее явно огорчили, так ничего и не купив. И вовсе не потому, что пожалели денег. Отсоветовала  специалист санитарной службы. Она напомнила: все названные продукты могут стать причиной отравления. Из-за неправильной стерилизации, нарушения режима обработки или хранения в них появляются бактерии ботулина, которые вырабатывают сильный яд. По ведомственной статистике ежегодно в нашей стране фиксируется 200–300 случаев заболеваемости пищевым ботулизмом. Вроде бы и немного, но стоит ли рисковать?

 – Конечно, есть шанс купить просроченные или испорченные продукты и в магазинах, – разъяснила Светлана Кравец, руководитель Консультационного центра по защите прав потребителей, действующего в системе Роспотребнадзора. – Но там, сохранив чек, вы можете потребовать заменить товар или вернуть деньги. Наконец, если кто-то в семье отравился негодными продуктами, вы вправе привлечь виновных к моральной и материальной ответственности, заставив их погасить, например, затраты на лечение. А вот в придорожной несанкционированной торговле ни чеков, ни копий накладных, ни медицинских книжек никто не предъявит. Там потребитель, по сути дела, никаких гарантий от продавца не получает.   

Каков же общий итог минувших поездок? Они подтвердили, что бизнес на обочине выгоден продавцам, но чреват проблемами для их покупателей. Здесь поневоле вспомнишь известную пословицу: что русскому здорово, то немцу смерть. Однако придорожная нелегальная торговля пока неистребима. И причина проста – если есть спрос, будет и предложение.

Краб на ящике

Есть некоторые сферы нашей жизни, в которые государство если и должно вмешиваться, то с максимальной деликатностью. Одной из таковых является торговля

Нет, конечно, не та легальная торговля в официальных торговых точках: массовая индустрия производства и потребления, естественно, должна подчиняться определенным и серьезным правилам. Речь сейчас идет о частной торговле на разовый или сезонный промысел. Проще говоря — бабушка вырастила на огороде редиску и решила сама продать.

А теперь вспомним, как это было с рынками. Государство вдруг решило навести здесь полный порядок. Все формально шло правильно, главная задача — обеспечить безопасность людей и качество услуг. Был принят закон, устанавливающий, что рынки должны быть капитальными сооружениями. Не учли только одного — серьезные вложения в эти сооружения оказались такими, что убили всю суть рынка как свободного обмена деньгами и товарами между продавцом и покупателем. И вот на месте рынков выросли торговые центры. Капитальные, современные, цивилизованные, но стандартные и дорогие. То есть идея, может, и была хороша, но получилось совсем не то, что нужно.

Теперь все равно идет возврат к востребованному формату рынка. Правда, закон переделывать себе дороже, поэтому новые рынки называют ярмарками. Хотя исторически это разовые сезонные мероприятия. Но что не сделаешь, чтобы обойти глупость закона.

Мимо таких крабов трудно проехать. Фото Светланы Коцубинской

Еще я хорошо помню многолетнюю борьбу с уличной торговлей, и она была правильной. Особенно когда убирали с улиц картонные ящики с неизвестно откуда взявшейся просрочкой. Но в данном случае у муниципалитетов были на это силы и средства, специальные служащие, которые контролировали общественное благоустройство.

На дорожную торговлю таких ресурсов не хватает. И не хватит никогда. Да и не нужны они там.

Придорожная торговля — это всегда интересно. Иначе, кто бы знал про Взморье, если бы не его вольный крабовый рынок? А ведь теперь это одна из центральных достопримечательностей Долинского района! Ну закроют этот рынок, так люди все равно встанут — да уже стоят вдоль трассы. Крабы, грибы, ягода... Там ведь самые шампиньонные места.

Вредно для здоровья — пыль, грязь, автомобильные выхлопы? Но, во-первых, ведь никто не заставляет покупать. Не хочешь — не бери. Я лично не покупаю. И для меня проблем придорожной торговли в принципе не существует.

Клубнику и другую ягоду, купленную на дороге, тщательно мойте

Во-вторых, есть такое правило, которое должно быть знакомо каждому с детства: если вы собираетесь есть арбузы и дыни с корками, то сначала их надо помыть. Да и вообще, все овощи и фрукты лучше мыть перед едой. Как, впрочем, и руки. Помните?

А что касается автомобильных выбросов, то в городах, конкретно в Южно-Сахалинске, их концентрация гораздо выше, и на городских открытых прилавках их оседает гораздо больше, чем на продуваемых всеми ветрами автотрассах. Придорожная торговля — это, конечно, не самый лучший формат данной сферы. Но бросать все силы на борьбу с ней, конечно, не надо. Тем более что бизнес на обочине исчезнет сам — как только у людей появятся другие источники доходов.

Есть мнение

Наш корреспондент решил узнать, как сахалинцы относятся к придорожной и  несанкционированной торговле

Сергей Асауленко,  строитель:

– Отрицательно. Во-первых, не знаешь, откуда берется продукция, которой торгуют на дорогах, сколько она хранилась и в каких условиях. Во-вторых, там же антисанитария жуткая – и пыль с трассы летит, и выхлопные газы от автомобилей оседают на тех же фруктах и бахчевых. Если купил, к примеру, арбуз, а потом им же и отравился, то никаких концов потом не найдешь.

Я по работе часто езжу на объекты в разные районы области и никогда даже не останавливаюсь рядом с торговцами, которые предлагают продукты, как говорится, с картонной коробки или из багажника своего автомобиля. Единственное исключение – ягода. Иногда покупаю  голубику или бруснику, потому что в центре острова или на севере она крупнее, ароматнее.

Если придорожная торговля ведется легально – это другое дело. Она во время командировки, бывает, и выручает, когда какие-то продукты закончились.  Иногда покупаю те же фрукты в павильоне во Взморье. Но там у продавцов есть необходимые документы, и можно выяснить: откуда поступил товар.

Владимир Дейкин, пенсионер:

– Нормально отношусь. Бывает, когда с севера еду, то где-нибудь в Онорах беру чернику или, например, клоповку, которой, кстати, заметно меньше стало. Грибы, правда, не покупаю – я их сам люблю собирать. Да и за черемшу платить незачем – она у меня на участке растет, принес в свое время из лесу и посадил.

Дорожная сельхозпродукция тоже не привлекает. Картошку всегда могу у знакомых взять, мешок-другой. А молоко, творог и яйца привычнее из магазина, тем более что там и срок годности можно проверить.

Хотя когда езжу по трассе, то часто вижу людей, приценивающихся к продуктам, вынесенным на продажу дачниками и фермерами. У меня и знакомые есть, которые покупают такой товар. В общем, видимо, и придорожная торговля сахалинцам тоже нужна.

Елена Чурикова, работник ЖКХ:

– У меня такая придорожная торговля вызывает недоверие, прежде всего отсутствием документов у продавцов. Поэтому предпочитаю делать покупки в магазинах. Хотя и там всего не купишь. Например, свежесобранных грибов из леса там не бывает. Да и ягоду продают в упаковках, в основном импортную и дорогую, и неизвестно, сколько и какой в ней химии. Поэтому ягоду я в основном закупаю на небольших рынках, где под навесами торгуют дачники или сборщики дикоросов. Конечно, и там не у всех спросишь документы, но все же хоть какой-то контроль за ними ведется.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или