На унитазе о высоком

пятница, 9 августа, 20:07

2054

Эксклюзивный материал

Автор: Светлана Коцубинская

О том, как некультурный человек сходил в музей современного искусства.

Сразу прошу прощения у людей культурных: я, к сожалению, из тех, кто в искусстве мало что смыслит. То есть на кинофестивали хожу через небольшую внутреннюю борьбу, а на выставки – только по работе. Самое обидное, что и тяги нет. Вот предложит редактор поехать на праздник сена или посмотреть новый фильм, сено победит однозначно. Свой недостаток  осознаю и время от времени объявляю таким постыдным настройкам войну.

Этим летом опять решила вытянуть себя из трясины бескультурья, поехали с семьей в Париж. Лет десять  назад я побывала в Лувре, впечатлило. На этот раз решили с дочерью сходить в Центр Помпиду. Ну, думаю, сейчас высокохудожественные французы сделают из меня человека.  Открывай, Света,  чакры для принятия новой себя. И  открыла – в чакры тут же залетел унитаз… Чуть не поперхнулась.

Если по порядку, то в центре первого же зала стоял писсуар, не новый. Мы долго думали. Рядом еще пять задумчивых человек. Наверное, авторы были бы счастливы, увидев нас: именно так они себе это и представляли. Вот только в голове возникали не глубокомысленные измышления о природе современного мира. А примерно вот что: «Писсуар? Серьезно? Не что-то, напоминающее унитаз, а прямо унитаз?!»

Ладно, думаю. Дам Помпиду второй шанс. Переходим в следующий зал. Ба! Деревянная буква П! Из  бруса «сотки» высотой 1,5 метра. Опять стояли и  думали. Пришло в голову, что, если использовать не новый стройматериал, а уже поживший, буква получилась бы более аутентичной. Можно применить шпалы, оставшиеся после демонтажа железнодорожной узкоколейки на Сахалине. Здесь уже и привязка к истории, и региональный аспект… Это я в качестве идеи для островного музея современного искусства.

Потом французские художники дали передохнуть глазу на огромной картине. На белом фоне брызги синим. Похоже, будто кто-то чихнул. Немного напоминает силуэт России или гигантского краба. Рядом  вообще пустая рамка. После увиденного опять пошли мысли: это уже готовый арт-объект?

На выходе нас провожала зеленая метровая немного кривоватая буква Ж. Русская. Хотя вряд ли французы знают русский. Но с внутренним ощущением это совпало.

Если честно, то мы встретили  в Помпиду и понятные картины. Но все, что эмоционально царапало, создано с использованием простеньких психологических инструментов: «секс», «насилие», «секс и насилие». Например, слившиеся в экстазе голые женщины, ноги-руки которых торчат из окровавленных интимных мест друг друга. Впечатлило, что за всем этим наблюдал то ли кто-то с неба, то ли представитель подземного мира, нарисованный чем-то грязным на трехметровом стекле.

В общем, похвастаться опять нечем. Праздник сенокоса в моей голове тогда  снова победил. Но я не сдаюсь.

Комментарии (9)

Или

Анонимно

2019-08-20 10:37:50

То есть уметь разбираться в сортах д***ма - это культура и грамотность? Иногда современное искусство не несет в себе никакого посыла и поэтому у многих не вызывает никаких эмоций. Сами авторы не раз признавались, что делали "шедевры", которые созданы специально для того, чтобы показать, что искусство бывает разным. В том числе и - бессмысленным.

Если человек видит прекрасное в фотографии леса или заката, но не видит глубокого смысла в красной линии или черном квадрате, это не приговор и не узколобость.

И человек все-таки попытался посидеть и понять современное искусство, то есть хотя бы сделал над собой усилие. По-моему автор вполне конкретно объяснил, что это просто не его. И он видит искусство в другом и по своему.

Анонимно

2019-08-15 11:08:15

Зачем, будучи журналистом признаваться в собственной бескультурности и невежестве и при этом писать об этом?

Анонимно

2019-08-13 11:15:21

Гневный гном

это был ващет сарказм

Анонимно

2019-08-13 09:00:48

Света, ну это все равно, что сказать «решил я тут узнать, что за «Игра престолов», посмотрел последнюю серию и ничерта не понял, что за баба с драконом. С чего это я должен восемь сезонов смотреть?»

Не интересно — не делай))

Светлана Коцубинская

2019-08-12 23:23:45

Суханов, я в самом начале пояснила зачем пошла. А если для того, чтобы заценить унитаз в музее, надо прочитать 50 книг и статей про историю его попадания туда, можно я пас?) думаю, что в мире полно того, что заставит восхищаться и без контекста. Я такое видела и ещё поищу. И вообще это ж не плохо, когда разные мнения. Это ж типа свобода)

Суханов

2019-08-12 20:07:36

В материале нет главного — ответа на вопрос, зачем ты пошла в музей современного искусства, если тебе это не интересно)

А вообще модерн-арт — штука очень специфическая. Он создается, чтобы как бы расширить границы искусства. И художниками имеется ввиду, что у тебя уже есть какое-то худобразование, ты изучил все классицизмы и пост-модернизмы и страдаешь от отсутствия новых идей. Затем подразумевается, что ты в курсе контекста: знаешь о всяких венских акционистах и прочей фигне. Часто необходимо понимать кто тот автор, что выставил очередной писсуар или к какому течению он принадлежит, или какую политическую позицию поддерживает. И только через призму всей этой дряни, проникаешься. Или нет — возможно художник просто [роскомнадзор] и все сплагиатил. Безконтекстного искусства не бывает.

Такая же хрень с поэзией и часто с кино. У нас очень многие страдают из-за того, что они не понимают какого-нибудь Годара и считают, что они из-за этого недостаточно клёвенькие. А это не так, просто оно им вообще не надо.

Гневный гном

2019-08-12 19:57:38

Аноним, в России тоже есть музеи современного искусства. Что вообще за ерунда?

Светлана Коцубинская

2019-08-12 17:50:22

Европа прекрасна. Я просто не доросла, наверное, до современного искусства) Несколько знакомых были в восторге от Помпиду. Много думала. Плюнула, ну что уж, раз не дано.

Анонимно

2019-08-12 00:02:56

загнивает Еуропа. Да, Светлана? У нас вот нет же в стране музеев современного искусства . С эпатажем чтоб, да с шоком.