Война и мир сахалинского летчика Белоконя

вторник, 20 августа, 19:39

642

Автор: Евгения Шарагова

Константин Олегович рассказал о том, как исполнилась его заветная мечта и как он влюбляет в небо сахалинских мальчишек.

14 августа в России отметили День авиации ФСБ. 16-й сахалинский отдельный авиационный полк за более чем 80-летнюю историю пережил несколько переформирований, выполнял важнейшие правительственные задачи и в полном составе принимал участие в войне с Японией в 1945 году. О славных годах службы в этом подразделении и пути в непростую профессию вспоминает потомственный летчик Константин Белоконь.

– Мыс Крильон, застава Атласово и обратно, – рассказывает о своих прежних летных маршрутах Константин Олегович, майор запаса, бывший командир звена вертолетов Ми-8. – Это было самое счастливое время:профессиональное становление, энергия бьет ключом….

Как и многим детям военнослужащих, Константину пришлось покочевать по большой стране. Родился в приморском селе Большой Камень, школу окончил в солнечной Евпатории. В подъезде его дома жили в основном «дальневосточники» – так Белоконь называет людей, служивших на восточных рубежах России. Они оказали большое влияние на юношу. На семейных праздниках и встречах сослуживцев все разговоры были только о небе да далеких краях с холодным морем и живописными сопками.

Особенно парня манил Сахалин, где в 50-х годах прошлого века базировалась эскадрилья самолетов авиации Тихоокеанского флота – там служил отец. В семейном альбоме хранится фотография: на берегу Чибисанского озера в Корсаковском районе запечатлен молодой штурман-навигатор Олег Белоконь. На водной глади можно разглядеть группу противолодочных самолетов – больших железных птиц, искавших подводные лодки.

Мама преподавала в школе. Кстати, моего собеседника тоже привлекает работа с детьми. Сейчас он занят созданием секции 3D-пилотирования радиоуправляемых моделей, планирует проводить встречи с учениками школы № 3 Южно-Сахалинска имени Героя России Сергея Ромашина. Над ней взяла шефство ветеранская организация органов безопасности, ее активную военно-патриотическую работу с молодежью отмечали на областном и городском уровне.

По распределению на Сахалин

От мамы Константин также унаследовал любовь к поэзии. На черноморских берегах однажды родились романтические строки, который он охотно зачитывает: 

Мой ласковый берег, мой солнечный берег,
Залив Каламитский, ты шепчешь волной.
Здесь скифы когда-то скитались, и греки,
И  войны шумели над этой землей.

Много лет назад самой большой мечтой для Константина было связать свою судьбу с авиацией.

– А как иначе, ведь я, можно сказать, вырос в самолете. Папа рассказывал о своей полной боевых приключений службе: летал на Новую Землю, находился в Египте во время арабо-израильского конфликта. Если отец был не в командировке, то частенько брал меня с собой на аэродром. Одним из мест базирования стало озеро Донузлав в Крыму. У летчиков занятия идут, а я на берегу рыбу ловлю, ставридку. Вижу, как со взлетной полосы взмывают ввысь самолеты, – вспоминает Константин Олегович.

Окончив Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков, Белоконь, как и хотел, попал по распределению на Сахалин.Пока однокурсники на Ил покоряли небо над всеми шестью мировыми континентами, он открывал для себя острова.

– 33 пограничных заставы было тогда в островном регионе. Нам, летчикам, были доступны наикрасивейшие места Сахалина и Курил. Задачи разные выполняли: не только браконьеров ловили, но и помогали производить замены личного состава, погранпочту доставляли, продовольствие и даже кинофильмы. Однажды с заставы Москальво на Пограничную, южнее Ноглик, было приказано транспортировать корову и двух телят. Солдатам не хватало молока, – рассказывает Константин Олегович.

Константин Белоконь (слева) вместе с сослуживцем.Май 1979 года.

Володю не успели спасти

В это время летчик уже служил на вертолетах. Командир подразделения настоял на прохождении курсов управления винтокрылой машиной незадолго до командировки в Афганистан, с которой у нашего героя связано немало тяжелых воспоминаний.

– В моем экипаже бортмеханик погиб, – вспоминает Константин Белоконь. – Когда выполняли боевую задачу, наш вертолет загорелся, рухнул на землю. Мы с сослуживцем Александром Кузиным едва смогли уцелеть, в последний момент оттащили на безопасное расстояние бортового техника Алексея Арасланова. А Володю Маева спасти не успели. Вертолет вспыхнул, как пороховая бочка. Конечно, я всю жизнь с камнем на сердце живу, прокручивая заново события того дня. С семьей друга по сей день связь держим.

Кстати, Евгений, сын Владимира Маева, пошел по отцовским стопам. Его не раз отмечали за высокие показатели в службе.

В 1994 году майор Белоконь уволился в запас по состоянию здоровья – полученные в горячей точке боевые ранения давали о себе знать. И вернулся к мирной жизни.

Подготовка к вылету с другом, летчиком-штурманом Валерием Лабунцом. 1984 год.

Хобби с привкусом соли

На гражданке у него появилось еще одно любимое увлечение – заготовка морской капусты.

– Ныряю без акваланга, выбираемся всей семьей к побережью, режем ламинарию в больших количествах. Некоторые товарищи мое хобби всерьез не воспринимают, а мне эта морская глубина нравится. У морской капусты очень интересное и пока малоизученное содержание, поэтому соседи-японцы так ею и дорожат, – объясняет Константин.

Более 10 лет военный пенсионер возглавляет ветеранскую организацию своего, можно сказать, родного полка, который переименовали в 6-й объединенный авиационный отряд ФСБ России. Общественной работы много, в том числе и забота о памятных местах на острове. Шесть лет назад в Озерском был установлен памятник сахалинским летчикам-пограничникам, которые с 1945 по 1973 год базировались на территории села. Каждый год ветераны собираются у мемориала, возлагают цветы, вспоминают сослуживцев.

В Озерском находится могила летчика Николая Шавши, погибшего во время крушения Ил-14 в 
1966 году. Несмотря на то, что наш герой еще не служил в это время в авиации, он знает некоторые подробности давней аварии.Самолет капитана при посадке попал в туман и врезался в лесной массив.

Несколько лет назад члены организации обнаружили место его гибели. Кроме запчастей, на этом месте сохранились и некоторые личные вещи летчика, например, искореженная расплавленная кружка. Теперь этот предмет памяти хранится в музее части.

С любимым внуком Георгием

Юный авиатор

Константин Белоконь живет на Сахалине уже почти 40 лет и не скрывает, что остров стал для него родным. Но частичка души осталась в городе юности. Стажировка в знаменитом Качинском полку в Севастополе подарила ему и встречу с будущей супругой, Ириной Викторовной. В сентябре они отметят 35-летие семейной жизни, у них уже взрослая дочь.

Сегодня в Крыму живет мама Константина Олеговича, к ней он нередко приезжает с внуком, которого гордо называет Георгием Константиновичем. Летчик признается, что специально выстроил свой график жизни так, чтобы больше времени проводить с мальчиком. На радость деду ученик 4-го класса проявляет большой интерес к авиации.

– Ему, собственно, и деваться некуда, – шутит Константин Белоконь. – Дома хранится большая коллекция литературы и кинофильмов про авиацию. Готов с удовольствием делиться своими знаниями не только с внуком, но и с другими ребятами. Как говорится, полет продолжается!

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или