Бархатный путь сахалинской железки

среда, 4 сентября, 15:10

173

Автор: Вадим Горбунов

30 августа официально объявили о завершении работ по перешивке сахалинской железной дороги, а 1 сентября возобновилось движение поездов по всему протяжению стальной магистрали. Многие участники торжественной церемонии, посвященной громкому событию, называли памятные дни историческими. И это действительно так. Проект стал масштабным не только для Сахалина, но и для всей страны в целом. По сути дела, на нашем острове построили и ввели в эксплуатацию совершенно новую железную дорогу.

Размеры железного кроя

Оставшаяся от японцев магистраль была, конечно, интересна и даже уникальна. Но со временем именно уникальность стала тормозить ее развитие. Стандарт 1067 миллиметров — под него были подстроены и советские участки дороги Арсентьевка — Ильинск, Победино — Ноглики — ставил серьезные ограничения по скорости и весу составов. Узкая колея требовала специальной техники, которая создавалась в единичных экземплярах — а это всегда дороже, чем серийное производство.

Можно перечислить и ряд других обстоятельств, которые привели к решению начать перешивку сахалинской железной дороги на общероссийский стандарт — 1520 миллиметров. Для этого необходимо было переустроить 865 километров главных, 139 километров станционных и 27 километров подъездных путей.

Именно переустроить, а не просто заменить рельсы и шпалы. Новые весовые и скоростные характеристики требовали укрепления дорожного полотна, практически полной замены мостов, особенно японских, расширения под габариты будущих поездов тоннелей западного побережья и многого другого. Все это нужно было рассчитать, спроектировать, а затем сделать.

Об официальном начале перешивки колеи объявили в 2003 году, в честь чего в Южно-Сахалинске у Дома культуры железнодорожников установлен памятный камень. А вот первая новая рельсошпальная решетка была уложена на станции Тымовск только два года спустя — в мае 2005 года. С тех пор началась работа непосредственно на земле. Вели ее путейцы спокойно и для многих совершенно незаметно в так называемых технологических окнах, без остановки движения пассажирских поездов.

До 2019 года переустроили почти 700 километров пути — уложили трехниточную бетонную рельсошпальную решетку, позволяющую работать как по прежним, так и по новым стандартам. А еще построены десятки мостов и водопропускных труб, расширены все тоннели. Два, впрочем, закрыли и проложили обходной путь.

Затем было решено сделать финальный рывок.

Перестали ходить поезда

— Мы готовились к нему полтора года, — рассказал Николай Маклыгин, начальник Дальневосточной железной дороги, в структуру которой входит наша магистраль. — Завозили на остров необходимые грузы, щебень, рельсошпальную решетку, технику, все рассчитывали, отрабатывали логистику. На нас лежала большая ответственность, ведь мы были вынуждены впервые в истории остановить движение поездов на довольно продолжительный срок. Поэтому нужно было работать быстро, без каких либо простоев.

А сделать в этом году предстояло очень много. Из основного — переложить рельсы под российский стандарт на участке пути от Холмска до Ноглик — те самые 700 километров. Еще  уложить 113 километров новой рельсошпальной решетки от Взморья до Христофоровки, переустроить столько же километров станционных путей, заменить 284 стрелочных перехода, построить 58 мостов.

Для проведения работ на Сахалин прибыли сотни путейцев со всей страны, на старте стояло 534 единицы специализированной техники. И 1 июня текущее движение поездов на сахалинской железной дороге остановилось.

Правительство области приняло меры по альтернативной перевозке пассажиров — появились дополнительные авиарейсы, увеличилось число междугородных автобусов. Конечно, в том имелось немало неудобств, но все удалось отладить достаточно четко и грамотно, жалоб со стороны сахалинцев не поступало.

— Спасибо пассажирам, что с пониманием и терпением отнеслись к временному закрытию железнодорожного сообщения, — сказал на церемонии завершения перешивки заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. — Зато теперь перевозки станут более комфортными. А вообще сегодня знаковое событие для всей страны. Тысячи людей, и не только сахалинцы, приложили руку к этой колоссальной работе…

Мы привыкли к тому, что на любой стройке обязательно что-то идет не так и сроки сдачи объекта, особенно крупного, постоянно переносят. Железнодорожники обещали завершить основные работы и возобновить движение поездов к 1 сентября. И свое слово сдержали. Это дорогого стоит.

Укладка первого звена новой рельсошпальной решетки 2005 год станция Тымовск. Фото Вадима Горбунова.

Новые скорости на колее

Нет, перешивка, несмотря на упомянутую церемонию ее завершения, еще не закончена. Работы на дороге продолжаются. Идет рихтовка — выправление пути, чтобы избежать на нем любых неровностей. Многое предстоит сделать на станциях. Продолжается строительство 11 мостов. В 2020-м перешьют участок Невельск – Шахта, по которому возят уголь. Но все это теперь не касается большинства островитян, для которых перешивка действительно завершена. И уже принесла первые результаты.

Речь идет о самых современных в стране — таких еще нет нигде — рельсовых автобусах РА-3. Конечно, сахалинцы — люди неприхотливые, а потому без проблем пользовались и старыми мотрисами. Но разницу в поездке на старом «москвиче» по грунтовке и на комфортабельном джипе по асфальту ощутит каждый. Вот и здесь так же. В этом году на Сахалине на пригородных линиях работают три РА-3. В следующем поступят еще четыре. Кроме того, придет 18 современных вагонов для дальних поездов.

Про асфальт, кстати, сказано было не зря. Новый путь, в немалой степени бесстыковой, так называемый бархатный. Он вкупе с новым подвижным составом в теории позволит повысить скорость движения пассажирских поездов на острове до 120 км/ч, грузовых — до 90 км/ч, а также кратно увеличить вес грузовых поездов.

Про такую скорость говорить пока рано, на нее влияет много других факторов, но вот что грузовые поезда стали гораздо больше — это уже заметно.

Завершение перешивки позволит железнодорожникам и региональным властям приступить к реализации новых проектов.

Например, все больше досаждают южносахалинцам железнодорожные переезды. С ростом грузопотока они просто-напросто заблокируют город. Нужно строить разноуровневые развязки или грузовой железнодорожный обход областного центра. Сейчас прорабатываются все варианты.

— У нас с правительством Сахалинской области большие планы по дальнейшему развитию железнодорожной инфраструктуры и обновлению подвижного состава, — подтвердил Дмитрий Пегов.

Прозвучала даже информация о том, что именно на Сахалин поступят экспериментальные локомотивы на водородном топливе. Впрочем, это пока из области предположений.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или