Сахалинцы ругают управляющие компании за грязные подъезды и текущие крыши

пятница, 20 сентября, 09:56

343

Эксклюзивный материал

Автор: Сергей Сактаганов

Чего только не обнаружишь в отзывах сахалинцев о работе управляющих компаний! Их обзывают посредниками, собирающими деньги за воду и тепло, которые подают в наши дома не они сами, а горводоканал и ТЭЦ. Ругают за плохую уборку подъездов и придомовых территорий. Клянут за протекающие крыши, затопленные подвалы и обшарпанные подъезды с выбитыми форточками, за крыс и мышей, жирующих возле незакрытых мусорных баков… В общем, негативных отзывов, как говорится, море, и в них тонет сама мысль, что без «управляек» жизнь в многоквартирных домах станет еще хуже либо вообще превратится в кошмар. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» детально изучил работу островной коммуналки. 

Мыши бегают, трубы текут

Между тем на следующий год мы станем свидетелями своеобразного юбилея. Ведь именно в 2005 году, после изменения Жилищного кодекса РФ, на смену прежним ЖЭКам как раз и пришли управляющие компании. Именно они теперь отвечают за удобство и безопасность проживания в многоквартирных домах. Сегодня в островном регионе действует более 170 «управляек» самых разных форм собственности – от муниципальных предприятий до индивидуальных предпринимателей. Если учесть, что в каждой УК занято как минимум несколько десятков человек, то становится понятным – перед нами целое направление отрасли ЖКХ, в котором трудятся тысячи сахалинцев.

 – Ну вот, очередные жалобы, – прокомментировал переданные на моих глазах документы Игорь Ефимов, заместитель начальника отдела санитарного надзора территориального управления Роспотребнадзора. – Ежедневно их поступает от двух до пяти, и большая часть касается именно подвалов жилых домов. В теплый сезон жалуются в основном на протекающие внутридомовые сети, из-за которых размножаются полчища комаров. А станет холоднее, там же появятся мыши, а с ними и блохи – разносчики псевдотуберкулеза, ирсениоза и других опасных инфекций.

Тянут время и экономят

Ежегодно к санврачам поступают сотни подобных обращений. Дальнейшие действия, по словам моего собеседника, уже превратились в рутину, поскольку ситуация за последние годы кардинально не поменялась. Специалисты Роспотребнадзора обследуют очередной подвал и, если сигнал подтвердился, обязывают управляющую компанию провести дератизацию или дезинсекцию. Эти процедуры в «проблемных» домах, по нормам соответствующего СанПИНа, вообще-то должны выполнять ежемесячно, но услуги специализированной организации стоят немалых денег – до 15 тысяч рублей за подвал.

В таких условиях коммунальники нередко попросту тянут время, экономя средства, источник которых один – жильцы. Но и дожидаться очередной жалобы «управляйкам» резона тоже нет. Ведь административное нарушение грозит руководителю УК штрафом и потерей личных одной-двух тысяч, да и саму компанию накажут на 10–20 тысяч рублей. А их – опять парадокс! – тоже в конечном счете придется изымать из карманов жильцов многоквартирного дома.

Получается некий заколдованный круг: кое-как обслуживающая нас «управляйка» обходится в итоге даже дороже, чем компания, работающая хорошо.

Рейтинг – дело серьезное

 В госжилинспекции мне предоставили табличку, наглядно показывающую уровень работы сахалинских «управляек» за первое полугодие. Специалисты и созданный при ведомстве общественный совет, ежеквартально обосновывая такой рейтинг, учитывают массу параметров. Сюда входят количество обслуживаемых конкретной УК многоквартирных домов и поданных на нее жалоб, суммы наложенных штрафов, наличие сайта и домовых советов жильцов, задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и другие. Этот документ свидетельствует: лишь каждая третья компания в нашей области удостоена оценки «хорошо». Основную же массу, как сказали бы в школе, составляют троечники и двоечники.

– Руководители компаний очень внимательно следят за рейтингом, – сообщил исполняющий обязанности руководителя госжилинспекции Игорь Гарбузов. – Если вдруг оценка их работы снизилась – переживают, звонят, чтобы выяснить причину. И это закономерно, ведь неудовлетворительную работу жильцы вечно терпеть не станут и вполне могут сменить управляющую компанию.

Подтянуть качество работы в столь непростой сфере помогает и ставший уже традиционным конкурс на звание «Лучшая управляющая компания». Проводится он под эгидой Общественной палаты и ассоциации «НП ЖКХ-сервис» при поддержке регионального минжилкомхоза и государственной жилищной инспекции Сахалинской области. Проще говоря, оценку здесь сообща выставляют сами жильцы домов, власти и контролирующие органы. Дает ли подобный поощрительный «пряник» нужный эффект в сочетании с «кнутом» штрафов? По словам Гарбузова, число хорошистов среди управляющих компаний за последние несколько лет выросло вдвое.

Более 3,7 тысячи жалоб поступило с начала 2019 года в госжилинспекцию на работу УК. Их количество, по сравнению с прошлым годом, заметно сократилось. Впрочем, дело не только в том, что коммунальники стали работать лучше. Меняется и сам характер обращений. Большая их часть теперь касается технического состояния многоквартирных домов – надежности крыш, внутридомовых сетей и тому подобных вопросов. Поправить дело, как отметили в госжилинспекции, помогает капитальный ремонт жилья. А средства на него перечисляют как жильцы, так и муниципалитеты, владеющие значительным количеством многоквартирных домов. Словом, пусть не сразу, но ситуация меняется к лучшему и здесь.

Пора менять компанию

А что делать, если «управляйка» никак не реагирует на обращения жильцов, зато плату за свои некачественные услуги лишь повышает? Значит, настала пора сменить ее на более рейтинговую компанию.

– Да, обращаются к нам и с таким вопросом, – подтвердил Гарбузов. – Но, согласно Жилищному кодексу, решить его могут только сами жильцы, причем воспользовавшись своим правом расторгнуть договор управления в одностороннем порядке.

В госжилинспекции подготовили специальную памятку, в которой инициаторам подобного «развода» пошагово описан весь порядок действий. Причем специалисты советуют сначала подыскать УК для предстоящего сотрудничества. Чтобы, как говорится, не сменить шило на мыло, стоит узнать рейтинг новой компании на сайте ведомства, познакомиться с отзывами жильцов на ее работу, выслушать мнение специалистов жилкомхоза и муниципальных властей. Затем требуется организовать общее собрание жильцов, вручив каждому под роспись соответствующее уведомление не позднее, чем за 10 дней до проведения этого мероприятия. Очень важно правильно оформить протокол, дав возможность выступить на своем собрании представителю новой УК и администрации города, которая и владеет всеми либо хотя бы частью помещений в многоквартирном доме. А когда большинство жильцов очно или заочно проголосуют за смену «управляйки», то с протоколом в течение 10 дней надо познакомить и всех остальных.

Как видим, нюансов в процедуре много, а сама она хлопотная и на первый взгляд забюрократизированная. Но иначе нельзя, в противном случае прежняя УК просто откажется передать дела преемнице. А если последняя в течение трех дней не получит всю техническую документацию на многоквартирный дом, то и управлять им не сможет. Кстати, оригинал упомянутого протокола собрания требуется направить в госжилинспекцию, где и зафиксируют официальную смену компаний.

В общем, если группа инициативных жильцов всерьез возьмется за дело – результат будет.

Не хочу –не плачу

Укоммунальников свои беды – долги потребителей и нехватка кадров.

Звания «Лучшая управляющая компания Сахалинской области» было в свое время удостоено ЖЭУ-2 из областного центра. С ее руководителем Тамарой Домарад мы побеседовали о том, что мешает работе по содержанию городского массива, где проживает около 9 тысяч южносахалинцев.

Первая проблема — кадровая. Непросто найти, например, квалифицированного слесаря-монтажника для внутридомовых сетей на зарплату 25 тысяч рублей, — поделилась наболевшим Тамара Алексеевна. — Набрать уборщиц и дворников чуть полегче, но на такие вакансии идут в основном жители ближнего зарубежья.

Садминистративным персоналом тоже не все гладко: инженер в штате всего один, должности экономиста и юриста до сих пор не заняты. Вот и приходится работать, как говорили в одном советском кинофильме, «за себя и за того парня».

Не миновала лидеров островного жилкомхоза и общая беда: за последние годы долг жильцов за предоставленные услуги вырос лишь в этой управляющей компании до 12 млн рублей. Ладно бы, как сообщают судебные приставы, у должника и взять-то в погашение было нечего: либо ценного ничего не нажил, либо уже все пропил. Таким неплательщикам их невольные кредиторы предлагают поработать на уборке придомовых территорий, чтобы хоть немного снизить недоимку. Но больше всего шокируют другие — обеспеченные жильцы, просто не желающие вовремя платить.

Расклеиваем для них объявления по подъездам, просим погасить долги в рассрочку, — делится руководитель. — Даже пени согласны не начислять, вот только отклика почти никакого.

Ав одном из многоквартирных домов, находящихся под опекой ЖЭУ-2, завелся жилец… с характером. Юрист по образованию, который на все упреки коммунальников отвечает: «Хочу — плачу, не хочу — не плачу». Рычагов же воздействия на подобных клиентов негусто: запрет на выезд должника в отпуск от судебных приставов, общественное порицание домового совета да крайняя мера — выселение, которое недавно в качестве урока для других неплательщиков применили муниципальные власти.

Добавила хлопот управляющим компаниям и начатая в 2019 году «мусорная реформа». Дворникам, например, теперь приходится убирать еще и за мусоровозами, загрузку которых перевозчик ведет довольно небрежно. Вдобавок на УК возложили дополнительную обязанность — ремонтировать и красить контейнеры. А ведь такие трудозатраты и расход материалов в утвержденных, дореформенных еще, тарифах предусмотрены вовсе не были.

Что касается посредничества, то у нас жильцы всего одного из 84 домов приняли решение перечислять деньги поставщиками воды и тепла через ЖЭУ, — уточнила Домарад. — Да нам и самим меньше хлопот, если они напрямую оплачивают квитанции таких поставщиков.

Вприоткрытую дверь приемной слышно, как коллективно мается, едва сдерживая эмоции, очередь, выстроившаяся от двери паспортистки до середины лестничного пролета. Живое свидетельство того, что в управляющую компанию с цветами и комплиментами не приходят.

Да что цветы — нередко приходится успокаивать посетителей, чуть не с порога срывающихся на крик. Казалось бы, давно стоило найти работу поспокойнее да поденежнее. Но Домарад как пришла в жилтрест Южно-Сахалинска молодым мастером, так и трудится здесь вот уже 33-й год. В таких случаях говорят: прикипел человек к своему делу душой. 

Есть мнение

Мы поинтересовались у сахалинцев, часто ли они обращаются в свою управляющую компанию.

Елена Морозова, врач городского роддома:

УК находится на цокольном этаже моего дома. Рядом подвал, который часто заливает. Сантехники постоянно меняются, причем новые даже не знают, где воду перекрывать. Это, конечно, безобразие! А самое страшное — появление блох. На днях собаку пришлось переселять к бабушке и самостоятельно проводить дезинсекцию. Но мы же за их услуги регулярно платим!

Да и все благоустройство возле дома тоже в основном сделано силами жильцов. В общем, управляющим компаниям надо работать лучше.

Алексей Казанцев, руководитель регионального исполкома Общероссийской организации «Народный фронт»:

Часто. Осень началась — много проблем с затоплением подвалов. Закрыт чердачный люк, а ключ неизвестно где. Не дозвониться до них, чтобы вызвать сантехника. Так что вопросов хватает. Поэтому пожелание к управляющим компаниям — обязательно и оперативно реагировать на жалобы жильцов, чаще проводить с ними собрания. И еще — работать полный трудовой день, а не ссылаться на то, что отправились на объекты.

Марина Рязанова, сотрудник областной библиотеки:

Еще в декабре прошлого года звонила, просила прислать электрика. У нас на втором этаже дверь распределительного щита едва держится на каких-то проволочках, постоянно открыта. А ведь по подъезду ходят дети — это народ любопытный, того и гляди залезут в щит посмотреть, куда какой провод ведет. Это же опасно! На дворе уже осень, и все мои неоднократные звонки ни к чему не привели.

Сантехника тоже не дозовешься. Иногда терпения не хватает — приходится заказывать мастера по объявлениям и платить ему, чтобы устранил протечку на кухне или в ванной. Вот если бы мы так на своей работе принимали специалистов ЖЭУ, думаю, им бы тоже такое обслуживание не понравилось!

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или