На Сахалине появится «учитель будущего»

пятница, 4 октября, 17:27

730

Автор: Евгения Шарагова

Глобальные перемены в рамках нацпроекта «Образование» позволят в том числе сахалинским школам стать одними из лучших в мире

Большая задача президента

Жизнь меняется стремительно, и вместе с ней меняется и школа. Методики, по которым успешно учили нас и наших родителей, постепенно уходят в историю, уступая место формам и принципам работы, которые в век Интернета и всеобщей цифровизации более актуальны и эффективны.

В  первую очередь повышаются требования и к самим учителям — они обозначены в федеральном проекте с громким названием «Учитель будущего». Отвечая глобальным реформам образования, многим педагогам придется пересмотреть традиционные взгляды на собственную профессию. Какие именно перемены ждут учителей и для чего они нужны главным участникам образовательного процесса — детям? По словам ректора Института развития образования Сахалинской области Александры Крыловой, миссия проекта в том, чтобы перестроить систему дополнительного профессионального образования педагогов, сформировать траекторию профессионального роста учителя.

— Педагогическому сообществу предстоит выполнить ответственную задачу — войти в топ-10 стран по качеству общего образования, – рассказала Александра Александровна. — Понятно, что работа предстоит очень большая и сложная. Без внедрения новых технологий ее выполнить невозможно.

Реализация Национального проекта «Образование» нацелена на обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Модератор на уроке

Каким же будет учитель будущего… Прежде всего представителям этой важнейшей профессии в современной школе все больше отдается роль модератора. Это значит, что педагог должен уметь сформулировать перед учениками проблему, заинтересовать их в получении новых знаний и навыков, побудить к самостоятельной деятельности.

Академическая и более привычная для нас модель ведения занятия, когда на уроке разговаривает только учитель, а ученики пассивно усваивают и заучивают материал, постепенно уходит из педагогической практики.

— Получая готовое знание на блюдечке,  ребенок развивает память, мышление, но в меньшей степени он получает навыки XXI века, — поясняет Александра Крылова. — К ним я отношу умение оценивать ситуацию критически, применять творческий подход и работать в команде. Они сегодня стоят на первом месте.

Дети задают вопросы

Надо отметить, что учителя очень неохотно отказываются от традиционной подачи материала. Им сложно преодолеть психологический барьер, объясняет ректор.

— Отчасти эту тенденцию можно понять, — считает Александра Александровна. — Людям свойственна некоторая инертность и осторожность при включении инноваций в свой жизненный или профессиональный опыт. Когда учитель выступает модератором или тьютором, возникает опасность, что школьник, работая в образовательной интернет-среде, найдет такой факт, о котором педагог знать не знает. Ребенок может начать задавать нестандартные вопросы, на которые учитель, привыкший быть самым главным и самым умным в классе, не сможет ответить.

Современная же модель ведения урока предполагает, что учитель и ученик — это скорее равноправные участники образовательного процесса, где первый является более опытным товарищем. Не единственным источником информации, не истиной в последней инстанции, а помощником в получении и освоении знаний.

Игра и дискуссия

Многие передовые практики с задачниками, кейсами, тестированиями сегодня важно использовать на уроках, отмечает Крылова. Информация о них общедоступна, в том числе она опубликована на интерактивных образовательных платформах (Учи.ру, Якласс, Московская электронная школа и др.). Эти материалы помогают учителям выстроить занятия в форме игры, практикума, соревнования, дискуссии. Все больше приветствуется исследовательский, проблемный, проектный подходы, которые ориентированы не столько на общение с учителем, сколько на взаимодействие детей с педагогом и друг с другом.

Параллельно идет модернизация материально-технической базы сахалинских школ. Готовится к запуску проект «Точки роста», который позволит создать мини-кванториумы на базе сельских учреждений образования. Главная цель — формирование современных навыков у учеников, внедрение нового содержания предметной области «Технология», развитие инженерно-технического творчества учащихся.

— Закупят современное высокотехничное оборудование, которому непозволительно простаивать без дела. Учителя должны будут уметь на нем работать, — говорит Александра Крылова.

Учителя пройдут тест

Претворение в жизнь проекта «Учитель будущего» на Сахалине начнется с перестройки системы дополнительного профессионального образования. Одним из его направлений станет внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов.

Говоря о первой, нужно выделить новую модель аттестации учителей, которая станет обязательной для всех. Единый оценочный фонд будет включать 4 профессиональных модуля: предметный, методический, психолого-педагогический и информационно-коммуникативный.

— Это новшество повысит престиж профессии учителя. Тестирование позволит провести своего рода диагностику, — рассказала ректор. — Выяснить, насколько хорошо у  педагога сформированы те или иные навыки, выявить возможные «проблемные точки» и в соответствии с этим скорректировать программу повышения квалификации.

Также будет создана общероссийская информационная платформа, в которую внесут данные обо всех учителях страны. В ней учтут также информацию о пройденных дополнительных курсах, вебинарах, посещенных открытых уроках коллег. Лидерам образования рекомендуют новые должности: учитель-методист и учитель-наставник.

Еще  проектом предусмотрена возможность прохождения учителями независимой оценки уровня профессиональной компетенции на базе центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов Сахалинской области. Он заработает к 2024 году.

В структуре Института развития образования появятся два центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, которые будут выстраивать процесс дополнительного образования учителей на принципиально новой методологической модели. Это в том числе позволит им подготовиться к успешной сдаче аттестации или независимой оценке квалификации.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или