Сахалинские магазины кормят покупателей салатами с лягушками

пятница, 8 ноября, 15:11

506

Автор: Светлана Коцубинская

Фото из архива редакции

Порой поход за продуктами в магазин превращается в непростой квест. Внутри салатов, выпечки и готовых блюд можно найти немало неприятных сюрпризов, которые могут испортить не только аппетит, но и здоровье. Об этом подробно рассказал корреспондент РИА «Сахалин-Курилы. 

Сроки синтетического рая

Когда я была маленькой, моя прабабушка часто говорила: что в рот полезло, то и полезно. Еще бы – половину рациона раньше составляли собственные заготовки, выращенные на своем огороде овощи, да мясо из своего сарая. На магазинных полках было негусто, но качественно: хлеб, масло, консервные банки, «молочка» в стеклянных бутылках. Она портилась, как положено, на третий день…

Зайди прабабушка сегодня в продуктовый супермаркет, точно решила бы, что попала в гастрономический рай! Правда, рай этот наполовину синтетический: консерванты, красители, заменители всего на свете, иногда и самой еды… Но качество этой еды, которая не портится, кажется, десятилетиями, вызывает все больше вопросов. Только почитайте новостные заметки за последние месяцы. Десятки сообщений, от которых становится страшно.

Тоннами на Сахалин приезжает зараженное листериями мясо. Межрегиональное отделение Россельхознадзора отчитывается о задержании таких партий практически каждую неделю. Для информации: содержащиеся в говядине и свинине опасные бактерии могут вызвать тяжелое заболевание, в некоторых случаях со смертельным исходом. При листериозе происходит поражение тканей печени, легких и селезенки, страдает нервная система, воспаляются лимфоузлы. У заболевших повышается температура, возникает сильная головная боль, ноют мышцы, возможны продолжительные обмороки.

Кроме того, листериоз проявляет себя как кишечная инфекция — человек страдает от рвоты и тошноты, диареи и ломоты в суставах. При всем при этом бактерии очень жизнеспособны: размножаются и при низких температурах, ни соль, ни коптильный дым на них не действуют.

Эклер с плесенью 

Некачественное мясо привозят на остров постоянно. Часто оно испорчено уже на стадии производства, есть факты нарушений условий хранения, транспортировки. Бракованная партия говядины с антибиотиками из Приморья, мясо с явными следами лекарственных препаратов из Челябинска, парагвайская говядина с кишечной палочкой, икра со стафилококком… Больше похоже на фронтовые сводки, не находите?

Но не только к мясу можно предъявить претензии. Сахалинские магазины иногда выставляют на прилавки такое, на что без содрогания не взглянешь. Как вам жирные салатные черви в сухофруктах? Удивительную живность посетительница известного в Южно-Сахалинске дискаунтера обнаружила в октябре, сняла на видео и выложила в Сеть. Выяснилось, что червяки приехали издалека, но сразу их не заметили. А в теплом торговом зале черви ожили, зашевелились и предстали во всей красе. Но нашлись и те, кто защищал право на жизнь салатного беспозвоночного в сухофруктах: мол, значит, продукт настоящий. Синтетику он жрать не будет.

А кто не любит побаловать себя сладким? Житель Холмска 21 октября тоже решил немного скрасить жизнь и приобрел в супермаркете набор эклеров с говорящим названием «Эксклюзив». Пирожное на самом деле было уникальным: как только мужчина перевернул коробку, увидел художественные разводы плесени, густо покрывавшие десерт. Публикация видео в Сети тут же стала популярной. Комментаторы щедро делились историями: кто-то нашел бонус в торте в виде шелухи от семечек, кто-то — волосы в пирожном.

Аромат «курящего» батона

Однако это ничто по сравнению с риском отведать булок с …птичьим пометом. В одном из крупных продуктовых маркетов Южно-Сахалинска в прошлом месяце покупатели засекли птиц прямо в торговом зале над открытыми полками с выпечкой и салатами. Как известно, жизнедеятельность пернатых устроена таким образом, что важные физиологические дела они могут делать даже на лету. Поэтому внимательные покупатели решили обойти прилавок стороной.

Вообще, в продуктах можно отыскать удивительные вещи, но случай с покупкой нарезного батона в одном из магазинов Южно-Сахалинска заставил моргнуть даже бывалых. В запеченное румяное тесто была впечатана сигарета. Не простая, а с кнопочкой: нажмешь, и продукт запахнет ментолом. Дополнительную опцию производитель, видимо, изначально не закладывал. Креативным доработчиком хлебобулочного изделия стал, скорее всего, грузчик.

Фото из архива редакции

Один южно-сахалинский кулинарный цех тоже решил не отставать. На прилавке в этом году появился бургер с юркими насекомыми внутри. Покупатели даже предложили изменить название изделия на «блохастый бургер». Но что мы все о живности? Ведь иногда в купленной еде островитяне находят не противные, а откровенно опасные вещи. Как, например, случилось с одной из покупательниц, посетившей большой продуктовый магазин. Женщине приглянулся салат из чесночных стрелок. Позже выяснилось, что в качестве сюрприза изготовитель положил совсем не изысканный ингредиент, а кусок стекла. Большое счастье, что его вовремя заметили: в России было несколько случаев, когда острый предмет (стекло, отколовшейся кусок морской раковины) рассекал горло, делая человека инвалидом.

Однако главный приз в соревнованиях на самую нелепую находку, пожалуй, возьмет другая дама. Людмила из областного центра сообщила, что в упаковке салата нашла маленькую лягушку!!! А что: и еда, и домашний питомец одним махом, вот это сервис!

После шаурмы – в больницу

Сахалинцы знают, что держать ушки на макушке нужно не только в продуктовых магазинах. Настоящий ад творится и в некоторых заведениях общественного питания. Многие помнят громкий скандал прошлого года: после употребления шаурмы из популярного ларька «У Акопа» в больнице оказался 41 человек. Большинство – в тяжелом состоянии, у многих поднялась очень высокая температура. Как позже выяснилось, везде — в мясе, салате, лаваше — была сальмонелла.

Заведение, отравившее людей, на три месяца прикрыли. Но спустя время оно снова заработало. В сентябре этого года состоялся суд, который постановил: владелец обязан выплатить пострадавшим порядка полумиллиона рублей.

В этом году прикрыли еще один опасный пункт питания. В южно-сахалинском кафе «Шаверма» провели проверку и выяснили: в мясе — кишечная палочка, на руках поваров – грязь, заготовки привозили неизвестно откуда, канализация не работала, а жир во фритюрницах и вовсе не проверяли. В сервисе 2gis один из посетителей даже оставил гневный комментарий: «Сжечь это проклятое место!». Южно-сахалинский городской суд тогда постановил: заведение создает непосредственную угрозу жизни и здоровью посетителей. И его прикрыли. Правда, только на 90 суток. Владельца оштрафовали на 25 500 рублей.

Вот казалось бы: обычный поход в магазин или ближайшее кафе — часть повседневной нашей жизни. Кто утром за кефиром с булкой забежит, кто на обеде прикупит макароны с котлетой, а уж вечером по пути домой зайти в магазин сам бог велел.

Но оказывается, что привлекательные и яркие продуктовые полки — часть опасного для здоровья и жизни квеста. Так что приглядитесь внимательнее: нет ли в купленном сегодня салатике шустрых насекомых или куска стекла?

Шесть степеней риска 

Куда бежать, если купили некачественный товар.

Жалобы на качество продуктов питания сахалинцы и курильчане отправляют в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области. О том, чем больше всего недовольны островитяне, нам рассказала заместитель руководителя ведомства Ирина Чаленко.

— За девять месяцев с начала года нами зарегистрировано чуть более 2100 жалоб. Из них — 76 на пищевые продукты, это примерно три процента. То есть объем совсем невелик. Тенденция последних лет такова, что жалоб стало меньше. Предприниматели стараются разобраться с жалобой на своем уровне, не доводя ее до надзорного органа, — отметила она.

Основной поток недовольства отмечается в Южно-Сахалинске, что понятно. В районах регистрируют примерно 1-2 жалобы в месяц. В областной центр, кстати, стекаются жалобы на сахалинские товары и из других регионов. В основном россияне недовольны рыбной продукцией. Однако зачастую это фальсификат, то есть подделка под сахалинских производителей.

По статистике, больше всего жители области жалуются на реализацию продукции с истекшим сроком годности, а также на торговлю продуктами, которые расфасованы в магазине: плесневелые вафли, печенье и прочее. Несколько жалоб прошло по обнаруженным посторонним предметам: потребители нашли кусок пластика в хлебе.

— Сейчас зарегистрирована жалоба на содержание червей в хлебе. Скорее всего, речь идет о мучной моли, ее личинки имеют червеобразную форму. А привело к этому нарушение условий хранения муки, — пояснила Чаленко.

Она также рассказала, что необходимо делать, если качество продукции вас не устраивает. Покупатель прежде всего должен обратиться к тому, кто эту продукцию реализовал. По Закону РФ «О защите прав потребителей» человек имеет право возместить ущерб тремя способами: вернуть средства, обменять товар на такой же либо на другой, но в рамках потраченной суммы. Если же этого не происходит, пострадавший вправе обратиться в Роспотребнадзор для организации внеплановой проверки.

Иногда поступают жалобы и на последствия употребления некачественного товара. В частности, когда человек вынужден обратиться к медикам или даже попал в больницу. Имея на руках заявление гражданина, доказательства обращения к медикам, проверка согласовывается с прокуратурой и проводится без предупреждения руководства магазина или производителя товара.

— В этом году компания друзей посетила одно из заведений областного центра, в результате несколько человек почувствовали себя плохо, – поделилась Чаленко. — Взрослые в больницу обращаться не стали, а ребенок туда попал. После проверки предприятие привлекли к административной ответственности.

Что касается плановых проверок, то здесь ситуация непростая из-за продления срока так называемых каникул для предприятий малого бизнеса. Однако вскоре положение дел изменится: уже в следующем году Роспотребнадзор перейдет на так называемый рискориентированный подход при организации проверок. Каждому объекту надзора уже присвоена определенная степень риска от 6 до 1: чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий. 6-балльников можно проверять лишь раз в год, предприятия высокого риска — два раза год, значительного— три раза в год.

— Важно, что предприятия, производящие молочную продукцию, попали в группу высокого риска. У нас на контроле 14 таких объектов, половину из них мы планируем проверить в 2020 году, — отметила замруководителя Роспотребнадзора по Сахалинской области.

Есть мнение

Мы поинтересовались у жителей Южно-Сахалинска, как они стали бы действовать, если бы купили некачественные продукты питания?

Наталья Москатова, мама четверых детей:

— У нас был случай, когда на празднике пельменями местного производства отравились все гости, в том числе и дети. Хотя съели немного, всего по несколько штук. Тогда мы обратились с жалобой в Роспотребнадзор. Экспертизу провели, но ответа вразумительного мы не получили. Я считаю, что на подобные ситуации нельзя просто махнуть рукой. Нужно писать жалобы, требовать проверок. Но опыт показывает, что от этого мало толку. К тому же подобные разборки занимают много времени, а где его взять?

Наталья Зенина,экономист-бухгалтер:

— Однажды я купила просроченные яйца, вернулась в магазин и сказала об этом кассиру. Он был не русский, стал возмущаться. Но я добилась того, чтобы вызвали администратора. И только так смогла вернуть свои деньги. Считаю, если решить ситуацию на месте, то и жалобу писать не нужно. По моему мнению, надо создавать интернет-ресурс, чтобы обращение можно было подать дистанционно. А пока процедура возвращения испорченных и просроченных продуктов отнимает слишком много времени и нервов.

Роман Киселев,специалист в сферекейтеринга:

— Ситуации с покупкой некачественного товара, конечно, случались. Однажды в холодце нашел свиные зубы! Было очень неприятно. В таких случаях всегда иду разбираться. Дело в том, что сфера моей деятельности связана с продуктами питания — обеспечение жизнедеятельности вахтовых поселков.

Как никто другой, знаю, насколько важно качество продуктов. Поэтому всегда обращаю внимание продавцов и руководства магазина на имеющуюся на полках просрочку. И требую, чтобы ее убрали. Если вопрос решается на месте, жалоб не пишу. Когда такие претензии игнорируются и уровень обслуживания не меняется, стоит обращаться в Роспотребнадзор.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или