Сиамские святыни: что россиянам в Таиланде делать нельзя

8 ноября 2019, 09:40Туризм
Фото:

Таиланд — страна, непонятная «белому» человеку: там распространена специфическая школа буддизма, имеет место культ короля, а суеверия пронизывают все грани жизни. Турист в такой обстановке подобен слону в посудной лавке — может ненароком задеть чьи-то «религиозные чувства». Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» провел разведку на месте и рассказывает, что не стоит делать в этом государстве ни в коем случае.

Тут даже буддизм — особенный

В Таиланде распространена специфическая школа буддизма — наиболее консервативная Тхеравада, тяготеющая к предписаниям и нормативам, как православие. К тому же буддизм — государственная религия, со всеми вытекающими последствиями, финансовыми и юридическими. Огромные денежные вливания, регулярно поступают не только от королевской семьи и озабоченных своей кармой меценатов, но и на официально казенном основании, привели к тому, что ветхих буддистских древностей в Сиаме достаточно мало (в сравнении, например, с Камбоджой).

Зато огромное количество шикарных новых храмов и монастырей. Над их строительством и оформлением трудятся самые именитые архитекторы, художники и дизайнеры — даже авангардисты. Разумеется, старинных храмов множество, но все они регулярно подвергаются неусыпному апгрейду. Вообще тайский буддизм немного смахивает на современное российское православие — при посещении бангкокских храмов трудно отделаться от аналогий с Храмом Христа Спасителя или с Троице-Сергиевой лаврой.

Потому знаменитый храм Чеди Бодх-Гая в комплексе Ват Янасангварарам неподалеку от Паттайи сооружен как копия индуистского святилища Махабодхи (индийский штат Бихар), а внутри — музей концептуального искусства!.. И все-таки — храм! С поучительными инсталляциями на темы жизненных ценностей.

Сиамские храмы поразительно вписаны в красочный ландшафт, окружены прудами, заросшими священными лотосами, имеют обширные парковые зоны и пространства для медитаций. В этом их отличие от храмов христианских: сюда не приходят «спасаться от многогрешного мира», сюда приходят, чтобы разобраться в себе, найти гармонию своего я и мира. А потому обстановка располагает к вдумчивому самоуглублению.

Но russo turisto не стоит обманываться постмодернистскими фишками и тайской доброжелательностью. Если с тайским религиозным мировоззрением можно и не соприкоснуться, пакетно пролетев по пляжам и достопримечательностям, то этика поведения — дело иное. Все, кто бывал в Азии, уже знают: ничего нельзя давать или принимать левой («нечистой») рукой, равно как и есть ей. Нельзя прикасаться к голове человека, особенно ребенка — у тайцев традиционный человек «перевернут», в сравнении с нами, и наиболее интимные части его тела — наверху. Каждый жест, каждое движение являются не просто символическими, а сакрально наполненными, обращающими к разным духовным сущностям.

Буддистская этика тоже накладывает ограничения. Например, женщине нельзя прикасаться к монаху или монахине (если сумеете их различить). Да и вообще к монаху нежелательно притрагиваться, а в транспорте им принято уступать место. И даже существуют отдельные туалеты строго для монахов.

Нельзя указывать пальцем на храмы, святыни и духовенство. Нельзя входить в обуви почти никуда (в либеральном Таиланде сегодня это ограничение действует только в отношении культовых сооружений). Также в шортах, мини-юбках и с голыми плечами и прочими атрибутами пляжного отдыха нельзя входить в святилища. В некоторых молельнях можно перемещаться только на коленях — это особенно непривычно для россиян. Зато, как и в православных храмах, нельзя фотографировать «без батюшкиного благословения» — видимо, носители традиционной духовности таким образом сопротивляются хайтеку, постепенно оттесняющему религию на периферию сознания.

В Таиланде монахи и просто верующие буддисты чрезвычайно толерантны — это обусловлено и характером самих тайцев, и внутренней терпимостью, воспитанной буддизмом. Но проверять степень терпимости все же не стоит — это Азия с ее извечной непредсказуемостью. 

Культ короля

Осовремененные тайцы всегда отнекиваются: «Мы не считаем короля богом!». Но почести, которые воздаются живому и почившему монархам и членам династии, имеют все религиозные признаки: благочестие, регулярность, ритуальность, трепет и т.д.

Поэтому оставим в стороне тонкости тайского богословия и определим: король Рама Х — фигура трансцендентная, поэтому с его изображениями нужно обращаться как с православными иконами. Нельзя проявлять показное неуважение в отношении фотографий и скульптур короля, а также банкнот (поскольку на них также изображен властитель). В портреты нельзя тыкать пальцами, произносить бранные слова, поворачиваться к ним надолго задом.

Тайский культ короля за последние полвека утяжелился грандиозным всенародным уважением к фигуре почившего государя Рамы IX (Пхумипона Адульядета), лично повлиявшего на экономическое развитие страны и внесшего элементы благополучия и достатка почти в каждую тайскую семью. Так что король — персона высшего плана, хотя тайские способы проявления пиетета к верховному властителю сильно отличаются от российских — здесь нет ощеренной цензуры, зато есть религиозный культ.

Языческий мир

Хотя в Таиланде поклонение высшим силам не столь выпячено и навязчиво, как, к примеру, в Индии, вся повседневность построена так, чтобы умолять выгодных духов и умалять действие вредных. В первую очередь это жилища для духов — санрапумы, — имеющиеся повсюду: в домах, в общественных местах, на перекрестках. Это настолько серьезно, что по какому-то местному «ГОСТу» для открытия отеля необходимо установление санрапума — наравне с обязательными резервуарами для воды и противопожарной сигнализации.

В эти микросвятилища тайцы ставят свечки и курительные палочки, подкладывают еду, напитки и симпатичные безделушки. Задача — «прикормить» того обитателя иномирья, от которого зависит благополучие конкретного материального объекта. Забавно видеть, как в Паттайе на Волкинг-стрит или даже на легендарной Сои-6 представительницы определенных профессий стараются улучить минутку, чтобы возжечь палочку, сложить наманикюренные ладошки домиком и прошептать парочку заклинаний. Не все в нашем мире зависит от нас — кому, как не им, это понятно более прочих?..

Разумеется, в эти божницы не стоит лезть руками, что-то оттуда забирать. Важно: подкладывать также не рекомендуется. Дорогой турист, ты всегда будешь здесь чужаком — вне зависимости от потраченных денег, налогов или инвестиций.

Этим повседневным язычеством обусловлен и тайский этикет: и улыбчивость, и скромность в публичном выражении эмоций, и — с другой стороны — культ семейности, плодовитости и родовитости, выражающийся в фаллоцентризме. Конечно, не в таких брутальных формах, как, например, в Непале. Но самой популярной природной достопримечательностью острова Самуи является скальных комплекс «Бабушка и дедушка», удивительно похожий на соответствующие гениталии и являющийся одним из культовых мест для тайцев. А сувенир в форме пениса для тайца — гораздо больше, чем просто памятная безделица, в отличие от неразборчиво падкого на экзотику европейца. 

А что напрямую содействует семейному благополучию? Несомненно, финансовый достаток — тайцы беззастенчиво поклоняются деньгам (тем паче на них — портреты обожествляемого государя), наполняют глубинным смыслом озолочение истуканов богов и Будды. Недалеко от Паттайи на горе Кхао Чичан — самое большое в мире наскальное изображение Будды, сработанное из листового золота.

Языческим мировидением обусловлено и попечительское отношение к животным, особенно собакам. Ведь с точки зрения реинкарнации нет существенной разницы между живыми существами — шелудивый пес вполне может быть обиталищем души твоего дедушки. Такой подход исключает «потребительское» отношение к домашним питомцам и их беспризорным сородичам. Собственно, в Сиаме и нет как таковых «домашних», присвоенных кем-то, овеществленных животных — кроме скота. Насилие в отношении живого существа, которое не может за себя постоять, неприемлемо вне зависимости от того, язычник ты или христианин, таец или сахалинец.

Потому, турист, прояви уважение к этому прекрасному миру. Научись наслаждаться им, не обижая никаких его обитателей — ни плотских, ни духовных. И тогда, помимо загара, ты увезешь на свою холодную родину душевный мир, благие помыслы и возвышенный настрой — что может быть важнее?

Авторы:Нина Латыпова