Малайский Кота-Бару: не спеши, не говори с женщинами, поешь курочки

вторник, 10 декабря 2019, 09:00

2260

Автор: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

РИА «Сахалин-Курилы» открывает цикл под условным названием «Антитревел». Поговорим о неожиданностях и даже опасностях, которые могут встретиться за границей. И первый рассказ — о малазийском городе Кота-Бару, где туристов поджидают недоступные женщины-водители, английский язык, трезвость и курятина.

Кота-Бару — столица султаната Келантан на крайнем северо-западе Малайзии. Недавно Келантан мелькнул на страницах российских таблоидов — в связи с недолгим браком и скандальным разводом султана Мухаммада V и «Мисс Москвы — 2015» Оксаны Воеводиной. Находится относительно небогатый Келантан на задворках страны, а его полумиллионная столица обычно избегаема туристами. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» устремился туда в поисках аутентичности исламского образа жизни. Оказалось, этого там с избытком. А вот о недостатках разговор особый.

Океан без тротуаров

Азия тотально моторизована. В менее обеспеченных странах основным средством передвижения является мотороллер, в более зажиточных (как Малайзия) — автомобиль. По городу ходить просто некому: туристов нет, а горожане трудятся или общаются в местных комьюнити — рынках или торговых центрах.

Разумеется, в центре есть узенькие дорожки разной степени неровности. Кроме того, малайская «фишка» (приятная, кстати) — это придомовые крытые галереи, укрывающие от невероятно палящего солнца. Но все это — только в центре, да и между тротуарчиками могут располагаться угрожающего вида канализационные ямы или просто какие-то «тектонические разломы». Переместиться в иную часть города можно, только пересекая автоокеан, аккуратно обтекающий того, кто поборол в себе страх быть сбитым.

Фото: Леонид Хоффер

Надо отметить, что малайцы — отличные водители. Точнее, водительницы: в рабочее время на дорогах почти одни дамы. Внутригородских автобусов тут нет (не для кого!), а американские светофоры установлены лишь для проформы — движение потоков автотранспорта они регулируют, а вот пешеходные кнопки на них не функционируют. Потому, собравшись с духом, взмолившись местным богам или единому истинному Аллаху, переносишь ногу на проезжую часть и — пошел!

В поисках «апотеки»

Все говорят по-английски. Притом с великолепным произношением и солидным словарным запасом. Откуда в Малайзии — особенно в нетуристических районах — столь отличный English, нам так и не удалось выяснить.

Но сложностей тут две. Первое: удобства ради малайский язык переведен на латиницу — отсюда «basar», «sekolah», «klasik». Поскольку на латиницу переведены также иноязычные заимствования, постоянно возникает путаница с английским языком, ставящая порой в настоящий когнитивный ступор. Особенно зависают телефонные фотопереводчики, на которые мы привыкли возлагать все наши коммуникативные надежды.

Главная городская мечеть. Фото: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

Городская башня с часами. Фото: Леонид Хоффер

Фото: Леонид Хоффер

Чайна-таун. Фото: Леонид Хоффер

Второе и главное. Учитывая повальное незнание русскими туристами английского языка, местные жители в Таиланде, Гоа, Турции облегчают им поиск вывесками типа «апотека», «хотель» или «могозин». Здесь такого нет — это суровый иноязычный мир, в котором без элементарных англоязычных знаний можно просто сгинуть.

Общение по запросу

Келантанцы приветливы и дружелюбны. Но это исламская страна, и их доброжелательность отличается от угодливости и раболепия, к которым русские привыкли на приспособленных для них курортах. В Кота-Бару царят мусульманские нравы, не способствующие публичному проявлению эмоций. Потому все делают вид, что не замечают тебя, хотя белый человек в Келантане — диковина: за двое суток мы насчитали только четверых.

«

Туземцы старательно наблюдают за тобой, но краем глаза. Только пубертатные девочки откровенно хихикают, пряча лица под хиджабами.

»

Выход на контакт здесь должен быть инициирован самим путешественником — тогда малайцы улыбчиво и обходительно тебе расскажут и объяснят все, что нужно. Но кросс-культурный порог придется пересекать самому, на свой страх и риск. И не вздумайте пересекать сей порог по направлению к дамам — это исламская страна, где для женщины строго определено социально-функциональное место. Даже если они, красотки в платках, рассекают за рулями современных иномарок. 

Взрыв — не повод для спешки

Здесь никто никуда не спешит. Сложившийся распорядок: вставать с рассветом и работать до обеда, после обеда тупить в тени, пока не спадет жара, вечером еще немножко фиктивно работать, а затем прятаться в свой дом — свою крепость. Понятие «спешка» келантанцам недоступно. Ускорить что-то, применимо к бурному графику современного туриста, просто нереально. Жизнь местных слишком самодостаточна и насыщена, чтобы тратить ее на каких-то чужеземцев.

«

Когда комфортабельный кондиционированный междугородный автобус (за 70 рублей!), на котором мы двигались в направлении границы, немного взорвался, все спокойно вышли на ближайшей станции, расселись по лавочкам и застыли в ожидании следующего. Он по расписанию — через полчаса.

»

Келантанцы ощутимо беднее соседних тайцев — но их жизнь выглядит более устоявшейся. Если даже простые тайские крестьяне теперь рассекают на новехоньких дорогущих пикапах и минивэнах, неумело вписываясь в повороты и регулярно давя друг друга, то келантанцы потихоньку ездят на старых и обшарпанных машинах, живут в простеньких домиках, немудрено одеваются, не покрыты многослойными татуировками-пирсингами. Но, вместе с тем, нет ощущения, как в «стране тысячи улыбок», нежданно привалившего богатства — чувствуется, что умеренная обеспеченность давалась малайцам сложно и долго, потому они и дорожат своим образом жизни. 

Полная аутентичность

Это мир ислама — мир для мусульман. Здесь на магазинах — плакаты мусульманской моды, рекламы женских платков-хиджабов, «модных» по какой-то своей внутренней логике. Здесь все едят только курицу или странно пахнущие морепродукты. Здесь в середине дня не найти таксиста, потому что мужчины отдыхают, а женщины не трудятся на публичной работе. Нигде не звучит музыка — зато пространства регулярно оглашаются витиеватым пением муэдзинов, с многочисленных минаретов через репродукторы вещающих о красоте и единственности своей религии.

Наконец, здесь не найти алкоголя! Нам посчастливилось выйти на контакт с местной молодежью и быть приглашенными на тайную и скупую попойку с дорогущим теплым пивом, контрабандно завезенным китайцами из Таиланда. Ночные клубы и бары здесь, разумеется, есть — страна же современная! — но найти их и быть в них принятыми — непосильная для заезжих туристов задача. Здесь краем глаза будут отслеживать каждое твое перемещение, и ты ни на миг не ощутишь себя «гражданином мира», памятуя, что находишься на чужой территории со странными законами и правилами.

Если суммировать, то Кота-Бару — вполне себе интересен. Если, конечно, ты готов к тому, что в любую секунду можешь попасть под колеса авто, стать жертвой местной кухни или получить по шее за кивок не той девице, пытаясь наладить общение с местными.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или