Сахалинская столица задыхается от смога

30 января 2020, 15:40Общество
Фото: Фото: Надежда Позднякова

Уже который год зимой в Южно-Сахалинске наблюдается избыток  выхлопных газов и копоти. Корреспондент РИА  «Сахалин-Курилы» постарался разобраться, почему такое происходит и что необходимо сделать для улучшения ситуации.

Дымят и коптят

С 2016 года Южно-Сахалинск из-за снижения концентраций аэрозольных примесей исключили из приоритетного списка российских городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. И в последнем топ-10, составленном Минприроды РФ, его действительно нет.

Но когда человек утром выходит из дома и делает вдох, он чувствует, что его обманывают: воздух в областном центре такой, что дышать им просто опасно для здоровья.

Причина данного противоречия в том, что Южно-Сахалинск летом и зимой — это разные города, и, объединяя их, мы получаем средние показатели, которые вроде бы укладываются в норму.

Летом основной вклад в загрязнение воздуха — чуть ли не 80 процентов — вносят автомобили. А зимой начинается отопительный сезон. Да, ТЭЦ-1 перешла на газ, и претензий к энергетикам уже нет. Но взамен начинают топить печи жильцы сильно разросшегося частного сектора. Газ есть далеко не везде, поэтому дома и коттеджи топят солярой, углем и дровами. По большому счету, в топку идет все, что горит. Добавляют копоти многие торговые и офисные центры, собственники которых решили, что автономное отопление обойдется дешевле. Вдобавок и автомобили поддают газу — владельцы начинают прогревать свою технику во дворах, которые превратились в автостоянки. А деревья и кустарники давно сбросили листву и заснули до весны, так что воздух уже не очищают.

Но все это еще полбеды.

Беда в расположении Южно-Сахалинска и особенностях зимней атмосферной циркуляции.

Следить за воздухом

Служба наблюдений за загрязнением воздуха начала делать замеры в городе еще в 1966 году. В 1973 —1978 годах проводились специальные исследования зависимости загрязнения от комплекса метеорологических факторов. Специалисты сделали неизбежный вывод о том, что зимой резко возрастает повторяемость инверсий — как выхолаживания (следствие рельефа местности), так и адъективных (перенос теплых морских масс).

Инверсии — это застой воздуха. Число периодов суточного застоя воздуха зимой в каждом месяце составляет 18 — 26 дней. А дальше начинается то, что в метеорологии называется мгла, а в народе — смог, то есть насыщение неподвижного воздуха частичками пыли, дыма и гари.

В среднем ежегодно в Южно-Сахалинске наблюдается 90 дней с мглой, а в декабре-январе город накрывает смогом практически через день.

Далее был сделан вывод: «Большая переувлажненность воздуха в сочетании с мглой отрицательно сказывается на здоровье людей».

Что значит отрицательно? Всего один пример. В прошлом августе в Южно-Сахалинске стартовала компания по раннему выявлению рака легких, для чего в консультативно-диагностический центр специально приобрели низкодозовый томограф. Почему именно рак легких? Да потому, что он, точнее злокачественные образования органов дыхания, включая трахею, занимают первое место среди онкозаболеваний в области. Следом идут злокачественные новообразования кожи и молочной железы у женщин, простаты и желудка у мужчин. Перефразируя известное выражение, можно сказать: мы то, чем мы дышим.

«Евро-5» и электричество

Кстати, в результате уже упомянутых исследований были проведены расчеты, эмпирическим путем выведены формулы вероятности возникновения высокого загрязнения воздуха, выданы рекомендации, которые не помешало бы учитывать в градостроительной политике. Никто этого делать не стал. И теперь мы имеем то, что имеем.

Сервис Cityair, выдающий оперативную обстановку с загрязнением воздуха по всем городам мира, определил 13 январских дней в Южно-Сахалинске как «очень грязные». В том числе 9, 15–19 и 22 января загрязнение в отдельные часы достигало максимальной отметки по 10-балльной шкале — такого не происходило ни в одном российском городе. И спасти от наступившей мглы могли либо ветер, либо снег, которые прибивают взвешенные мелкодисперсные частицы всякой дряни к земле.

Но понятно, что надеяться только на милость погоды, которая развеет мглу, глупо. Надо и самим действовать. Пути решения, в принципе, понятны. Их два. Или переносить город в другое место, или устранять источники вредных выбросов. Все остальное — варианты.

Как сообщила пресс-служба администрации города, в дни смога мэр Сергей Надсадин оперативно провел круглый стол с участием заинтересованных сторон, на котором еще раз обсудили эти варианты.

Фото: Надежда Позднякова

Мэр рассказал, что в рамках своих полномочий администрация города реализует комплекс мер, направленных на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. В частности, идет реконструкция улично-дорожной сети для того, чтобы машины не стояли в пробках. Столицу активно озеленяют. В городе создают новые скверы, идет газификация объектов коммунальной инфраструктуры и автотранспорта и так далее.

Но больше всего внимания уделили главному виновнику — автотранспорту. Снижению выбросов способствует использование автомобилями топлива класса «Евро-4» и «Евро-5». К слову, директор основного поставщика топлива на остров, филиала № 5 компании ООО «РН-Востокнефтепродукт» Дмитрий Дунаев, заверил, что бензин и «дизель» их компании на постоянном контроле и отвечают всем требованиям.

Кроме того, очистить воздух позволят новые правила прохождения техосмотра. Начиная с июля на пунктах ТО будут замерять и количество вредных веществ в выхлопе. Если при замере обнаружится превышение нормативов, транспортное средство не допустят к эксплуатации.

Парк муниципальной спецтехники активно переводят на газотоморное топливо. Для городских маршрутов закуплен 61 газовый автобус.

«Зеленые» стандарты Сахалина

Действительно, правительство области сейчас взяло решительный курс по переводу автотранспорта на «зеленые» стандарты.

Программа перевода на газомоторное топливо уже действует, а в этом году в Южно-Сахалинске начнет работать еще и программа поощрения электромобилей, которые не загрязняют воздух в принципе и крайне дешевы в эксплуатации.

Сейчас в городе зарегистрировано около сотни электромобилей и гибридов. Поставлена цель довести их количество за год до 500, а через несколько лет — до 10 тысяч. Для этого в текущем году в Южно-Сахалинске появятся 12 электрозарядных станций (сейчас пока таких нет). А также по одной в Долинске, Корсакове и Аниве. К этому уже привлекли федеральную компанию «Русгидро», которая начнет ставить 50-киловаттные станции, и частный бизнес, готовый предоставить 15-киловаттные «зарядки».

Работа идет, но, к сожалению, результаты появятся, увы, не скоро. Например, пока реконструкция улично-дорожной сети приводит только к дымящим повышенным выхлопом пробкам. Газификация частных домовладений тоже не может идти стремительно. Смог не входит в перечень неблагоприятных природных явлений МЧС, потому система предупреждения о его возникновении не отлажена. Раздел «Ежедневная информация о загрязнении атмосферного воздуха» на сайте Сахалинского управления гидрометеослужбы дает информацию постфактум, через два дня.

Никто не занимался и рекомендациями: что все-таки нужно делать людям при возникновении смога? Единственное — не выходить на улицу. Но в реальной жизни это практически невозможно.

Вселяет определенную надежду то, что Владимир Путин в своем недавнем Послании Федеральному собранию РФ, которое, как известно, является руководством к действию для всех органов власти, специально подчеркнул: «Нам предстоит отработать и внедрить систему мониторинга качества воздуха, в дальнейшем распространить такой контроль на всю страну».

Так что работа будет продолжена. А иначе просто нельзя. Иначе просто задохнемся.

Резать по-живому

Горожане тоже виноваты в плохой экологии.

Не будем спорить, областной центр расположен неудачно, построен тоже. По крайней мере, в той части, которая сегодня не может переварить избыточное число автомобилей. И смог при таком раскладе — явление закономерное. Однако Южный в этом плане вовсе не уникальный, многие города уже прошли и через смог, и через борьбу с ним, так что мировая практика имеется.

Признано, что на современном этапе, когда из городов вынесено промышленное производство, основным источником загрязнения является транспорт, работающий на традиционном топливе. Эта проблема решается через удорожание использования личного транспорта и стимулирование развития его экологичных вариантов.

По этому пути идут все, поскольку он неизбежен. Например, Лондон. Там с 2008 года действует очень разумная и последовательная программа ограничения въезда в город и «озеленения» парка автомобилей. Плата за въезд в центр по будням с 7:00 до 18:00 составляет 10 фунтов. Зато «зеленые» автомобили — стандарта «Евро-5», электромобили и гибриды — освобождены от уплаты.

В остальную часть Лондона и ближние пригороды могут бесплатно заезжать автомобили «Евро-4». Если класс ниже, то, опять же, за плату. Для неплательщиков предусмотрен серьезный штраф.

Нечто подобное наблюдается и в других городах Европы. Хотя кое-где центр для автомобилей просто закрыт. Плюс развитие общественного транспорта, в первую очередь «зеленого».

А еще велосипедное движение и массированное озеленение. Там, где мало места, делают вертикальные сады — по стенам высоток.

Фото: Надежда Позднякова

Конечно, у нас природные условия не те, чтобы создавать подобные оазисы или пересаживать всех на велосипеды. И центр города не перекрыть — он транзитный. Но главный посыл понятен: необходима система жестких запретов и хороших стимулов.

Однако если систему стимулирования перехода на экологичные виды транспорта у нас сейчас начинают внедрять, то с удорожанием использования личного транспорта все обстоит с точностью до наоборот.

«Да вы что! — возмутятся наши автомобилисты. — Без автомобиля сегодня жить невозможно. Дайте нам дешевый бензин, снизьте транспортный налог, сделайте больше бесплатных парковок в центре города!» И власть старается идти навстречу своим дорогим избирателям. Единственно, что не получается, — ограничить рост цен на бензин и дизель. Если бы это было возможно — конечно, заморозили бы и их стоимость.

Аодни только призывы — внести индивидуальный вклад в защиту воздуха от излишних загрязнений, чаще пользоваться велосипедами или общественным транспортом, придерживаться для поездок на дальние расстояния принципа совместности (когда не пять человек едут на пяти автомобилях, а пять человек едут на одном) — бесполезны.

Но и у нас есть хороший пример того, как нужно и можно делать: курильщики. Тоже психовали, но со временем смирились, что они люди «второго сорта» и должны предаваться своему пороку только в специально отведенных местах, желательно подальше от людских глаз.

Пока не будет конкретики с автомобилистами — будем дышать тем, что есть. Видимо, придется резать по живому, то есть принимать жесткие решения.

Есть мнение

Наш корреспондент поинтересовался у сахалинцев, как, по их мнению, можно еще бороться со смогом?

Артем Круглик, заместитель председателя комитета по экологии и природопользованию областной Думы:

Ситуация с воздухом в наших населенных пунктах крайне непростая, и еще в прошлом году я предложил своим коллегам разработать специальный закон об охране атмосферного воздуха. Не скрою, это сложный документ. По моему мнению, в нем должны быть закреплены дополнительные стимулирующие меры для предприятий, которые наиболее эффективно ведут экологический контроль. Необходимо создать интерактивную карту, чтобы отслеживать ситуацию в режиме онлайн, усилить диагностику автомобилей и так далее. Работа над законопроектом идет, надеюсь, в этом году его примут.

Но и без него органы исполнительной власти уже начали работу. Проводится мониторинг загрязнения воздуха в Южно-Сахалинске и Корсакове. Далее эта практика будет распространена на все районы области.

Татьяна Полищук, председатель СНТ «Книжник»:

Вокруг областного центра вырос еще один город — из садовых товариществ. Здесь в основном селятся люди из депрессивных районов. Они построили сотни, если не тысячи частных жилых домов, причем официально признанных таковыми. Но газификации, как другие жилые массивы, СНТ не подлежат. Газ сюда могут проводить только за счет членов товариществ. Но поскольку, повторюсь, доход у людей небольшой, они будут топить свои печи чем придется. Вот газифицируют Владимировку, а она все равно будет в дыму от окружающих дачных массивов. Этот вопрос надо как-то решать, если мы хотим дышать нормальным воздухом.

Зоя Степановна, пенсионер:

Конечно, грязный воздух сильно раздражает. Недавно я перенесла тяжелое заболевание, и теперь мне надо понемногу гулять. Но когда дышать трудно — много-то не погуляешь. А как бороться со смогом, я не знаю. Это должны сказать специалисты. Да и простой человек в одиночку ничего сделать не сможет, только правительство — страны или области. Власти, заботясь о здоровье людей, должны серьезно заняться этим вопросом.

Авторы:Анна Сухоребрик