«Серебряные волонтеры» помогают сахалинцам быстрее попасть на прием к врачу

четверг, 6 февраля, 13:09

887

Эксклюзивный материал

Автор: Вадим Горбунов

Фото: архив skr.su

«Серебряные волонтеры» стараются, чтобы каждый человек как можно быстрее попал на прием и получил качественную медпомощь. А еще добровольцы мирным путем решают конфликты, которые время от времени возникают между врачом и пациентом. О работе активистов рассказал корреспондент РИА «Сахалин-Курилы». 

От жалоб к благодарностям

Реформа системы здравоохранения области стала одним из первых шагов Валерия Лимаренко на посту руководителя области. В каждом районе он посетил больницы и поликлиники, подробно поговорил с врачами и пациентами, обсудил вопросы организации медпомощи на встречах с жителями районов. Жалоб поступало огромное количество, стало ясно, что в островном здравоохранении хватает проблем.

Их начали постепенно решать. 2,7 млрд рублей выделено в прошлом году на закупку новейшего оборудования для больниц и поликлиник. Серьезные суммы вложены в кадровую программу по привлечению на острова квалифицированных врачей. Организована всеобщая диспансеризация, в том числе с использованием мобильных комплексов. Можно продолжать еще долго, однако выделим только одну составляющую реформы.

Фото: архив skr.su

В частности, немалую роль в повышении доступности и качества медицинских услуг сыграл сервис «1-300», который заработал в апреле 2019-го — сначала в тестовом режиме в Южно-Сахалинске, а затем охватил и всю область.

Сначала горячую линию организовали как канал для круглосуточной обратной связи с людьми, сбора информации о состоянии системы здравоохранения и ее слабых местах. Это был своего рода общественный контроль над работой медучреждений. Вначале действительно пациенты массово жаловались на очереди, невнимательное отношение медперсонала, некачественное питание, на сложности с получением талонов и тому подобное. По каждому случаю проводились служебные проверки, принимались меры. Постепенно в потоке жалоб начали все чаще встречаться благодарности врачам и медсестрам.

Сервис «1-300» быстро стал популярным, и постепенно ему добавили новые функции. Как сообщили в региональном минздраве, с апреля прошлого года колл-центр уже обработал более 250 тысяч звонков. Новая система работы с первичными обращениями людей со временем сняла серьезную нагрузку с наших поликлиник, сделав их более доступными, быстрыми и дружелюбными.

Статусные поликлиники

Собственно, одно из направлений региональной медицинской реформы так и называется — «Доступная поликлиника», и лучшим нашим лечебным учреждениям даже присваивается это почетное звание.

Данный статус получить достаточно непросто. Пока оно присвоено только 12 больницам и поликлиникам области. В их числе и поликлиника № 2 Южно-Сахалинска.

Да, раньше были серьезные очереди, особенно к узким специалистам, — рассказывает Алексей Шишкин, и. о. заместителя главного врача медучреждения. — Это вызывало недовольство людей, затягивались сроки постановки диагноза, а там и начала лечения. Наше министерство провело серьезный мониторинг ситуации и установило нормативы — в течение двух дней человек должен попасть к терапевту, в течение семи — к узкому специалисту. Это очень жесткий норматив. Главное, что мы убрали самозапись к специалистам. Теперь, кроме особых категорий больных, к ним на прием можно попасть только через участкового терапевта.

Казалось бы, небольшое организационное изменение. Однако эффект есть. Во-первых, терапевт делает начальную диагностику. Люди сейчас часто смотрят Интернет и сами ставят себе диагноз. А на самом деле им нужно лечиться совсем от другого заболевания.

Фото: архив skr.su

Во-вторых, на прием к специалисту больной попадает уже пройдя первичное обследование, и врачу легче назначить лечение с учетом всех факторов здоровья. Конечно, нагрузка на терапевтов возросла, а кадровая проблема во 2-й поликлинике, увы, пока остается, зато специалисты получили возможность заниматься лечением пациентов более детально…

Понятно, что это лишь одно из направлений в перестройке работы поликлиник. При присвоении статуса «Доступная поликлиника» оцениваются, например, такие показатели, как наличие выдачи талонов на повторные приемы, скорость работы с амбулаторной картой, пунктуальность, наличие дополнительного консультирования. Учитываются качество проведения диспансеризации, доступность услуг узких специалистов и многое другое.

В роли экспертов выступают и члены ветеранского движения «Серебряные волонтеры», появившегося в поликлиниках в конце прошлого года.

Фото: архив skr.su

А как относятся медики к тому, что в их учреждения пришли дополнительные контролеры?

— Мы только за, — без раздумий отвечает Шишкин. — Волонтеры нам очень сильно помогают. У нас просто нет времени посидеть в очереди, поговорить с людьми, узнать, где происходит сбой, как, может быть, стоит поменять режим работы. Это взяли на себя волонтеры. А ведь разговор для больного человека очень важен. Многие приходят в поликлинику взвинченными, в стрессовом состоянии. Волонтеры могут успокоить человека, подсказать что-то. Например, убедить пройти диспансеризацию, что очень важно. Нам очень нужна такая помощь.

Совет волонтеров поликлиники № 2 сейчас организовал конкурс «Доктор месяца» и выступил с инициативой внедрить подобную практику в других медицинских учреждениях. А по итогам года выявлять лучших врачей и медсестер по всей области.

Анивская центральная районная больница тоже получила статус доступной. Валентина Смирнова, председатель совета «серебряных волонтеров», которые работают в этом медучреждении, говорит, что здесь тоже заметно сократились очереди перед кабинетами врачей. Гораздо проще стало попасть на прием к узким специалистам и на диагностические процедуры.

Информация на конец января 2020 года предоставлена региональным минздравом.

Подсказать и успокоить

Заметим, что движение «Серебряные волонтеры» было сформировано в островном регионе много лет назад, еще при обществе «Знание». Активисты проводили мероприятия в основном с молодежью.

— В прошлом году мы решили уделить особое внимание здравоохранению. Губернатор области Валерий Лимаренко поддержал нас лично, — рассказывает идейный вдохновитель движения Владимир Забелин. — Нас было шесть человек, мы начинали в поликлинике № 4. А теперь наши волонтеры работают во всех муниципальных образованиях, во всех 38 поликлиниках и больницах области!

Фото: правительство Сахалинской области

В самом деле, волонтерство среди людей старшего поколения становится все популярнее. Их жизненный опыт востребован обществом. И сами пожилые люди, что очень важно, чувствуют свою нужность и причастность к жизни общества. Вот и появилась идея помочь землякам со всеми сложностями, которые те испытывают, приходя в поликлиники. Подсказать, рассказать, успокоить, убедить…

— Жалобы бывают разные, — рассказывает Забелин. — Эмоциональные, обоснованные и необоснованные. Мы никогда не рубим шашкой, стараемся погасить конфликт и, как правило, защитить врача. Тем более что некоторые проблемы решаются не на уровне поликлиники, а в мин-здраве. Главврачам иногда просто не хватает времени, чтобы рассмотреть все обращения. Мы их разбираем, сортируем и направляем по назначению. И минздрав подходит к их рассмотрению очень ответственно…

Для того чтобы «серебряные волонтеры» лучше разбирались в медицинских тонкостях, понимали все процессы, которые происходят в этой сфере, специалисты министерства и медучреждений регулярно проводят для них различные обучающие мероприятия, встречи и семинары. Например, Владимир Забелин уже четко сформулировал для себя основную медицинскую проблему области, над которой и будет работать дальше: люди сами пренебрегают своим здоровьем.

— Многие идут в поликлинику, когда уже совсем прижмет, что неправильно, — говорит он. — Надо самому следить за своим здоровьем, не надеясь на государство. Оно предоставляет возможность пройти диспансеризацию, выявить болезнь на ранней стадии, когда даже рак спокойно вылечивается. И этой возможностью надо обязательно пользоваться. На этот год у нас очень большие планы: охватить профосмотрами всю область, чтобы свое здоровье смогло проверить максимальное число людей. Будем добиваться этого всеми путями. Я тренирую молодежь в секции по единоборствам. И сказал своим подопечным: кто не пройдет диспансеризацию, отстраню от тренировок.

Фото: архив skr.su

Так что работы у «серебряных волонтеров» хватит. Тем более что недавно губернатор области предложил им еще заняться спортом и жилищно-коммунальным хозяйством.

Но это уже тема для других публикаций, а пока вывод. Остались ли в нашем здравоохранении проблемы? Да, и немало. Но главное тут то, что за их решение взялись — очень серьезно и со всех сторон.

С уважением к доктору

Сегодня многие пациенты ставят себе диагнозы по Интернету, сами себя лечат, а потом обвиняют врачей в непрофессионализме

Начну с элементарного: любое лечение — процесс двусторонний и строится прежде всего на доверии. Раньше с этим было проще. Больной доверял врачу исключительное право принимать решения. А врач поступал так, как считал нужным. Некоторые были откровенны с пациентами, но вообще-то считалось, что держать больного в неведении о том, что происходит, и гуманнее, и полезнее. Безусловная вера в доктора действительно оказывала хороший психотерапевтический эффект. Однако времена меняются. Сейчас в федеральном законодательстве прямо прописано, что врач обязан подробно рассказать пациенту о проблемах с его здоровьем, возможных осложнениях, согласовать с ним лечение, поставить в известность о побочных эффектах лекарственных средств и так далее. Это уже другой уровень — сотрудничество врача и пациента. В этом нет ничего плохого, даже наоборот. Но любое сотрудничество должно быть основано на взаимном доверии и уважении друг к другу. С чем в нашем обществе сейчас все пока достаточно плохо. Особенно в медицине, где боль, жизнь и смерть, где эмоции хлещут через край, а сдерживающий культурный фактор у многих отсутствует напрочь. И все это через современные средства коммуникации начинает выплескиваться в общество, формируя соответствующее мнение о нашей медицине.

Фото: архив skr.su

Причем если про врачебные ошибки всем известно, то на второй стороне конфликтов у нас не акцентируются. Считается, что пациент изначально прав. Но это не так. Хороший пример тому — нашумевшая история с травматологом из Холмска, которого чуть не уволили по информации не слишком адекватного посетителя, любителя снимать видео. На днях из одной городской поликлиники областного центра ушла любимый всеми лор-врач: говорят, тоже из-за претензий придирчивых пациентов. Увы, именно врач в последнее время остается крайним. Хотя претензии к людям в белых халатах могут быть порой необоснованными. Недавно РИА «Сахалин — Курилы» рассказало о гражданке, которая 32 раза пыталась дозвониться в детскую поликлинику, но безуспешно. Она начала жаловаться на бездушие всему миру. После чего выяснилось, что она просто забила в телефон неправильный номер, скачав его с какого-то интернет-ресурса. Увы, Интернет сегодня отнимает у некоторых способность мыслить здраво. Начитавшись и насмотревших различных околомедицинских советов, люди самостоятельно ставят себе диагноз, назначают таблетки и считают, что могут на равных разговаривать с профессионалами. Но чтобы стать профессионалом, надо учиться много лет — институт, интернатура, ординатура… Конечно, на враче в таких конфликтах лежит особая ответственность. Он все-таки специалист и знает, что к нему обращается больной человек. И лечить его надо «травами, ножом и словом», как говорили еще во времена Гиппократа.

Но не меньшая ответственность лежит и на пациенте. Тем более что сегодня основную долю заболеваний дают хронические не-эпидемические болезни, многие из которых можно назвать болезнями образа жизни. Гиподинамия, лишний вес, зависимость от вредных привычек. А потом начинаются претензии к системе здравоохранения, а не к собственной лени и слабоволию.

В этой ситуации я всегда буду на стороне врача. Давайте беречь наших докторов, их у нас мало.

Есть мнение

Наш корреспондент спросил у сахалинцев, улучшилось ли, по их мнению, качество обслуживания в островных медучреждениях.

Анатолий Кочнев,председатель постоянного комитета по экономическому развитию облдумы:

— Скажу так: на развитие нашего здравоохранения мы денег не жалеем, финансирование с каждым годом только растет. И областная Дума в этом принимает непосредственное участие. В последние годы мы приняли десятки законодательных актов в помощь нашей медицине. Но проблема в другом. Даже если у нас повсюду построят отличные поликлиники, мало что изменится, если люди не станут серьезно относиться к своему здоровью. Увы, сужу по себе. Дела, дела, вроде ничего не болит, зачем мне поликлиника — еще успею… Но, как сказал мне однажды один врач, нет людей здоровых, есть недообследованные. И чем человек старше, тем вернее это утверждение. Поэтому мне очень нравится, что на помощь медикам пришли «серебряные волонтеры». Многим не помешает прислушаться к мудрым советам этих людей.

Лилия Иванец, менеджер:

— Мне судить трудно, поскольку с врачами я общаюсь, слава богу, редко. А ежегодный обязательный медосмотр по ОМС наши сотрудники проходят в частной клинике. Там все четко организовано. Нам звонят, приглашают столько человек, сколько могут в этот день обследовать, и все проходит быстро, за час-другой. Я думаю, что нашей медициной руководят умные специалисты, и если им поставили задачу облегчить жизнь людям в поликлиниках, то они это сделают по примеру тех же частных компаний. По крайней мере, знакомые говорят, что в островной медицине дела стали лучше. За исключением узких специалистов. Если кто-то из них заболеет или уйдет в отпуск, то начинаются проблемы.

Ольга Крылова, пенсионер:

— Я никаких улучшений не заметила. Мне надо постоянно проверять уровень сахара, а талонов к эндокринологу не достать. Живу временно в Луговом, а приписана к городской поликлинике. Почему нельзя обследоваться в Луговом — не знаю. Звонила и на 1-300 — бесполезно все. Вот сын меня чуть ли не ежедневно возит по врачам. Я ведь еще и инвалид по зрению — в областной больнице делали операцию, но так и не вылечили. Так что для меня все как было, так и осталось.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или