Нескучный Пушкин

пятница, 7 февраля, 07:00

2592

Эксклюзивный материал

Автор: Ирина Чеснокова

Часто слышу от родителей подростков, что они не в силах заставить ребенка читать книги. Думаю, что проблема здесь не в детях, а в том, какие книги их окружают, и во взрослых, которые должны подавать пример. Я с детства любила читать. И порой у родителей возникала противоположная проблема. Из-за того, что я читала запоем, они не только отчаивались выгнать меня погулять с ребятами на улицу, но и даже вытащить из кровати. Но они сами научили меня любить и ценить слово.

Мой папа очень любит читать. Когда я родилась, ему едва исполнилось 20, и у него уже была внушительная библиотека. Натренировавшись на книжках про Винни-Пуха, лет в восемь я начала втихаря почитывать «скучные» произведения без картинок. Поскольку ориентировалась только на собственное чутье, выбирала те, что звучали более-менее весело. «Бонни и Клайд», например. В общем, родителям хватило чувства такта дать мне ее дочитать, но, я думаю, эмоции мы испытали примерно похожие: у меня — ужас от прочитанного, у них — шок от того, что ребенок так рано столкнулся с темной стороной жизни.

Потом на моих полках появились «Остров сокровищ», «Робинзон Крузо», «Том Сойер». Больше всего мне нравилась первая, я перечитала ее раз 100. Искренне хотела стать пиратом, чтобы много путешествовать по тропическим островам.

А на 11-летие родители подарили мне трилогию «Властелин колец» Толкина. Я была раздосадована! Но злилась не из-за подарка, а потому что мама с папой не разрешили мне по такому поводу прогулять школу и нырнуть в книгу на весь день. Я настолько не хотела с ней расставаться, что принесла на занятия и читала на переменке. «Властелин» меня просто восхитил!

К тому моменту уже посмотрела два фильма, третий был на подходе, и я безумно хотела раньше других узнать, чем все закончилось. Приключения Фродо и его друзей в Средиземье просто не давали мне покоя. Через две недели книга была дочитана, но я настолько не хотела возвращаться в реальный мир, что сразу же начала перечитывать снова. Может быть, так и осталась бы в той сказке, если бы родители не подменили книгу на новую — про мальчика из далекого Лондона. Думаю, отчасти из-за того, что сами хотели почитать «Властелина колец».

Годом позже я искренне негодовала, когда учитель литературы отказывалась обсуждать с нами на уроке главы из только что вышедшей пятой части «Гарри Поттера». Школьную программу весь класс читал через силу, русские авторы казались нам безумно скучными. Кого-то вообще в шестом классе впечатляли «Повести Белкина»? А вот поболтать о приключениях мальчика, который выжил, всегда были рады.

Став постарше, я все-таки перечитала большую часть школьной литературы. А «Войну и мир» аж три с половиной раза. Последний раз меня так взбесила Наташа, что я бросила книгу в конце второй части. Но, мне кажется, чтобы дойти до русских классиков, надо подрасти.

А в 15 лет книги должны быть легкими и увлекательными. И родителям надо не стоять с палкой над спиной, а мягко направлять интересы ребенка в нужное русло.

Сейчас у нас с мужем уже своя собственная небольшая библиотека. Иногда нам даже приходится себя останавливать, чтобы не заказать на «Лабиринте» во время распродажи сразу все. И хотя детей у нас пока нет, мы изредка покупаем красивые издания детских книжек на будущее. Самые любимые — это Жюль Верн с иллюстрациями. Их даже взрослым читать приятно.

И да, в нашей коллекции уже есть три комплекта «Гарри Поттера»: мой, мужа и совместно нажитый на английском языке. Что-то мне подсказывает, что наши дети тоже будут любить читать.

Комментарии (2)

Или

Чеснокова

2020-02-07 20:50:37

Имхо, чтобы детей завести много ума не надо
Даже азбуку необязательно изучать, не то что русских классиков

Восхитительная

2020-02-07 08:53:38

Вывод: не будешь читать русскую классику в детстве — не будет детей.