Сахалинские коммунальные и электрические сети требуют срочной реконструкции

среда, 26 февраля, 10:40

1114

Эксклюзивный материал

Автор: Вадим Горбунов

Фото: архив skr.su

Только по предварительным подсчетам правительства Сахалинской области, на модернизацию коммунальных сетей и организацию современных мусорных полигонов в области необходимо потратить более 130 млрд рублей. Подобные расходы требуют средств крупных инвесторов, которых сегодня и рассчитывают привлечь областные власти.

Жилкомхоз пора обновить

На улучшение качества жизни сахалинцев и курильчан в последние годы власти региона сил не жалеют. Однако проблем у нас накопилось, как и во всей стране, немало. Решение их требует не только времени, но и денег.

— Сахалинцы и курильчане по определению должны дышать чистым воздухом, пить чистую воду и купаться в чистом море. Это аксиома, —  рассказывает корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы» заместитель председателя правительства области Владимир Сидоренко. — А в квартирах островитян всегда должны быть тепло и свет. Это тоже не нуждается в каких-то дополнительных обоснованиях. И наша, власти, задача — все это обеспечить. То есть построить газовые котельные, очистные сооружения, чтобы в море не сбрасывались нечистоты, как это происходит сейчас, реконструировать системы тепло- и водоснабжения, водоотведения. Причем сделать все в кратчайшие сроки, максимум, за пять лет…

Задача очень серьезная. Если даже не брать электросетевое хозяйство, то предстоит построить или реконструировать 61 крупную котельную, 445 километров тепловых сетей, 32 источника водоснабжения и почти 700 километров магистральных водопроводов, 47 очистных сооружений и 340 километров сетей водоотведения. И еще для обеспечения чистоты окружающего мира построить 18 современных мусорных полигонов.

По предварительной оценке правительства региона, это обойдется в 95,5 млрд рублей. Теперь стоит вопрос: где взять такие деньги?

Алло, мы ищем инвесторов!

Да, у нашей области очень неплохой бюджет. Но если ориентироваться только на инвестиции из региональной казны, реализация программы реконструкции системы ЖКХ области затянется на десятилетия. Значит, надо искать крупного инвестора или инвесторов, которые способны и готовы вложить свои деньги в строительство и реконструкцию.

Практика привлекать частные компании с их инвестициями к решению масштабных задач в России имеется. Для этого Законом 115-ФЗ специально разработана особая форма государственно-частного партнерства — концессия. За малопонятным словом скрывается довольно простая суть. Это практически единственный инструмент, который позволяет в короткие сроки привести в порядок обветшалые сети, при этом нисколько не ущемив интересы городов и жителей. Их полностью защищает закон.

В мире этот механизм государственно-частного партнерства давно отработан. Он применялся и в дореволюционной, и в советской России. Например, у нас на Сахалине в 1920-е годы концессии привлекались для добычи нефти и угля.

Сейчас ситуация и задача другая — в ближайшие годы нужно модернизировать энергетику и коммунальные системы острова. Те же котельные — объекты стратегические, они должны работать бесперебойно, передавать их фирмам-однодневкам, которые в любой момент обанкротятся, недопустимо. Кстати, у Южно-Сахалинска уже был негативный опыт передачи частнику горводоканала.

Теперь же ни о какой передаче сетей в частные руки и речи нет. Закон четко определяет, что они остаются в собственности городов и регионов. Да и к выбору потенциальных партнеров в правительстве региона подходят очень тщательно. По сути, это конкурс, в ходе которого выбирают самого надежного подрядчика. Рассматриваются только финансово стабильные надежные российские компании, что называется, с историей. Потому как права на ошибку нет. Реконструкцию нужно начинать в самые кратчайшие сроки, а на кону — обеспечение стабильно комфортной жизни почти полумиллиона сахалинцев и курильчан.

Планов громадье, да сети не тянут

Впрочем, солидному инвестору тоже нужны четкие и неизменные правила игры, чтобы не зависеть от каких-то политических обстоятельств и гарантированно вернуть вложенные деньги. Это опять же довод в пользу выбора инвестора крупного, авторитетного, компетентного, способного привлекать и вкладывать в дело даже не миллионы, а миллиарды рублей.

— Таких компаний в нашей стране по пальцам пересчитать, — говорит Владимир Сидоренко. — И мы уже начали переговоры, а в марте пригласим их в Южно-Сахалинск, где проведем конференцию на тему государственно-частного партнерства и концессий.

Кроме того, региональное правительство разработало «Программу обеспечения устойчивой работы электросетевого комплекса Сахалинской области» (ПОУРЭК), которая утверждена Министерством энергетики РФ.

Все потому, что необходимость реконструкции наших электросетей совершенно очевидна. В основном они были построены в 70–80 годах прошлого века (а то и раньше) по усредненным климатическим нормам, без учета реальных ветровых, снеговых, гололедных и сейсмических нагрузок. Теперь износ сетевого комплекса оценивается в 83 процента, перерывы электроснабжения потребителей превышают нормативные иногда более чем в семь раз, а при сильных тайфунах без света нередко остается более половины населения.

Стоимость программы — до 30 млрд рублей, и об участии в ее реализации по механизму государственно-частного партнерства уже достигнуто понимание с крупнейшей федерального энергетической компанией ПАО «РусГидро».

Таким образом, по оценке правительства Сахалинской области, в ближайшие годы для создания уютной и комфортной жизни на наших островах по этим направлениям планируется вложить более 130 млрд рублей. Эта цифра не окончательная — возможно, инвесторы найдут другие решения, которые повлияют на эту цифру. В любом случае, решение за регионом.

— Мы тщательно изучим все поступающие предложения, прежде чем принять окончательное решение, — подытоживает Владимир Сидоренко.

Если просто, то концессия — тот же договор аренды, только с инвестиционными обязательствами. Частный инвестор, который выбирается по конкурсу, получает во временное пользование коммунальный объект, находящийся в государственной собственности, и улучшает его за свой счет. В течение срока, оговоренного концессионным соглашением, он отвечает за надежную работу инфраструктуры, а по завершении договора возвращает городу или области уже модернизированный объект.

Комментарии (3)

Или

Вениамин Альбертович

2020-03-04 06:59:35

Просто поражаюсь насколько точно всё это было описано ещё 30 лет назад С. Г. Кара-Мурзой в его публицистике.

Вениамин Альбертович

2020-03-04 06:51:05

Просто случилось помутнение здравого смысла в 90-е. Всё , что прибыльно забрали себе, а все, что убыточно оставили людям и государству. Деньги за электричество себе, а сотни километров труб на баланс лохов. Это хоть вы понять можете?!

Вениамин Альбертович

2020-03-04 06:40:29

Я правильно понимаю, все эти муп, жэу, водоканалы и теплосети регулярно получают от населения денежку и немалую. Но им мало. Метод латания больше не работает. Теперь они хотят найти дядю, сдать ему всё коммунальное хозяйство города в аренду! А дядя будет вкладывать СВОИ ИНВЕСТИЦИИ в реконструкцию сетей... Во-первых, таких дураков нет. Либо это будет на кабальных условиях и драть с людей такой дядя станет ещё больше, а вкладывать ещё меньше. Котельные бессмысленны без сетей. Это одно целое. Все должно быть объединено в единое целое. Одна коммунальная гос компания. И никакой дядя им не поможет...