Сахалинцам рассказали, как правильно взыскать ущерб за разбитую снежной глыбой машину

четверг, 27 февраля, 15:20

1485

Эксклюзивный материал

Автор: Светлана Коцубинская

Фото: очевидец

Предчувствие весны делает свое дело: и настроение уже на подъеме, и скорый отпуск из далекой мечты превращается в реальность... Однако весеннее потепление может и здорово испортить эмоции. Приходится все чаще посматривать наверх: а не свалится ли на голову или на твой автомобиль сюрприз в виде многокилограммовой ледяной глыбы? Значит, к этому периоду надо подготовиться. В этой статье корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» расскажет, куда звонить, что делать и кто будет возмещать ущерб по ремонту автотранспорта.

Кто в этом виноват

Житель Южно-Сахалинска Сергей уже столкнулся с этой проблемой во время недолгой февральской оттепели. Мужчина приехал в МФЦ на ул. Сахалинской, припарковал машину и отправился по делам. Через некоторое время вышел и опешил: снежная глыба, сошедшая с крыши, покорежила автомобиль! Что же он предпринял в первую очередь?

— Я позвонил в полицию, там сообщили, что сотрудник сможет подъехать нескоро. И предложили самостоятельно зафиксировать повреждения, что я и сделал. Написал заявление, сотрудники составили акт о повреждениях и сказали ждать в течение двух недель, — рассказал Сергей.

На следующий день он вновь приехал в МФЦ за документами и увидел на улице камеры. Выяснил, что собственником здания является «Сахалинавтодор». Мужчина решил попросить видеозапись происшествия, ему пообещали перезвонить. Но после сообщили: посмотреть видео нельзя, сотрудник в отпуске.

— Кроме этого, мне намекнули, что я сам виноват: проигнорировал табличку «Возможен сход снега и сосулек». Но территория не была ограждена! — возмутился Сергей.

Фото: очевидец

Теперь мужчине предстоят, как говорят, большие хлопоты. Он за собственные средства провел независимую экспертизу повреждений, которая обошлась в пять тысяч рублей. Туда же пригласили и предполагаемого виновника — представителя «Сахалинавтодора», уведомление вручили лично. Но специалисты компании его оставили без внимания.

— Документы от полиции уже получил, заключение экспертизы придет на следующей неделе. В автомастерской сообщили, что восстановление автомобиля обойдется примерно в 90 тысяч рублей. Сильно деформирована крыша, надо восстанавливать, делать усилители, красить, менять облицовку изнутри. Покорежена задняя дверь, ее тоже надо приводить в нормальный вид, красить. Разбито новое стекло, сломана антенна, — пояснил мужчина.

После того как все документы окажутся на руках, пострадавший составит претензию и будет ждать ответа от владельца здания. Если ее проигнорируют или вообще откажутся возмещать ущерб, остается одна дорога — в суд.

Сначала этого года с подобной ситуацией столкнулись уже 11 автовладельцев Южно-Сахалинска, рассказал начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД РФ по области Артем Меримский. В 2019-м поступило 66 сообщений о сходе с крыш наледи и падении сосулек на авто, в 2018 году было больше 130 случаев.

А самый ледопадный день случился в 2017 году. Тогда за одни сутки поступило больше 30 обращений! Участковые сбились с ног, отрабатывая такие происшествия.  Правда, они не всегда  могут приехать на место оперативно. В Южно-Сахалинске по штатной численности положено больше 40 участковых, однако фактически их меньше.  Как мы уже говорили, в этом году подобные вызовы стали поступать пореже.

— Думаю, что профилактический эффект имеют предупреждающие вывески, которые стали размещать на фасадах домов и офисных зданий. Да и чистить крыши стали лучше, — поделился мнением Меримский. — И пока этот год нельзя назвать снежным.

Надежда на каско

Самый лучший выход для пострадавшего автовладельца — возмещение ущерба по страховке. Правда, сделать это можно только при наличии каско. Именно так и поступила Анна Семенова, жительница многоэтажного дома на ул. Дзержинского. Она, как обычно, оставила автомобиль на ночь во дворе, а с утра ее ждал очень неприятный сюрприз. Рухнувшая с крыши девятиэтажки глыба льда вдребезги разбила лобовое стекло.

— Мы обратились в свою страховую компанию, они оценили ущерб — проблем с возмещением не было. Правда, денег нам не перечисляли, а восстановили машину в автомастерской, с которой у страховщиков заключен договор. Ждать пришлось долго: доставка стекла с завода-изготовителя заняла полтора месяца. Еще почти месяц — сам ремонт. Так что на 2,5 месяца я осталась без машины, — рассказала ее хозяйка.

Фото: очевидец

Вместе с тем, отметила она, сумма страховки на год составляла 36 тысяч рублей, а ремонт машины за свой счет обошелся бы примерно в 70 тысяч… Так что расходы на страховку полностью окупились.

В компании «АльфаСтрахование» нам пояснили, что годовая стоимость каско варьируется от 15 до 70 тысяч рублей.

Балкон подвел

Большинство сахалинцев и курильчан имеют на руках только обязательный полис ОСАГО. Поэтому рассчитывать на быструю компенсацию за ремонт авто сложно, многим приходится судиться. Если, конечно, управляющая компания не согласится признать вину в досудебном порядке. Ежегодно в горсуде Южно-Сахалинска рассматривают несколько подобных дел. Часто решение выносится в пользу пострадавшего. Но бывают и неожиданности. Несколько лет назад во дворе дома № 301 на ул. Ленина снежная лавина сошла на автомобиль Mazda Demio. Стоимость ремонта, по мнению оценщиков, составляла чуть более 33,5 тысячи рублей.

Пострадавший тогда довел дело до суда: в проиcшествии он обвинял «ЖЭУ-8». Мировой судья с этим мнением согласился. Однако представители ЖЭУ, подав повторный иск, все же смогли доказать свою невиновность. Помогла им важная деталь — фотографии с места происшествия. На них видно, что снег сошел не с крыши дома (там снежное покрытие однородное, без пробелов), а с балкона одного из владельцев квартиры! Именно на нем лежит обязанность по своевременной очистке его от снега. Значит, надо затевать другой суд и тратить на это несколько дополнительных месяцев…

Накажут большим штрафом

Понятно, что предотвратить подобное ЧП можно, и большинство из них происходит именно из-за ненадлежащего содержания домов УК или ТСЖ. В администрации Южно-Сахалинска сообщили, что контроль за этим ведется постоянно, на нарушителей накладываются штрафы. А в случае трагедии грозит и уголовная ответственность…

Немало подобных дел рассматривается сегодня и в Государственной жилищной инспекции Сахалинской области. Сюда в этом году уже поступали материалы рейдовых осмотров.

— За ненадлежащее содержание многоквартирного дома, а именно из-за наличия наледи на крыше, на прошлой неделе управляющую компанию, а также должностное лицо привлекли к административной ответственности. Всего же по вопросу зимнего содержания крыш и придомовой территории на рассмотрении в данный момент находится 19 подобных дел. Если факт нарушений подтвердится, то на виновных наложат штрафы. На юридических лиц они могут составлять до 250–300 тысяч рублей, — пояснили в Госжилинспекции области.

Понятно, что одними проверками и наказаниями весенний ледопад с крыш не остановить. Поэтому в мэрии автолюбителям не рекомендуется оставлять машины у зданий на расстоянии менее 10 метров. Однако не пояснили, как это сделать: большинство парковок у социально значимых объектов или офисных зданий расположены гораздо ближе…

Доказать ущерб

Если взыскать убытки с виновника ЧП не получится, придется подавать в суд.

Каждый год от «травм», нанесенных ледовыми глыбами и сосульками, в Южно-Сахалинске страдают десятки автомобилей. Юрист ИД «Губернские ведомости» Дмитрий Иванов рассказал, что делать в таких случаях. Во-первых, необходимо зафиксировать ущерб на фото и видео. В кадре должны быть видны сама причина повреждения (сосулька, глыба льда, снег), номер автомобиля. Обязательно также, чтобы на снимке была видна какая-либо привязка к местности: табличка с адресом, здания рядом. Лучше сфотографировать место ЧП с разных ракурсов, чтобы было больше материалов для анализа.

Следующим шагом станет вызов на место полиции или участкового. Для этого нужно позвонить по единому номеру 112 и сообщить о происшествии. По приезде сотрудника необходимо составить протокол. Настаивайте на подробном перечислении всех повреждений, даже небольших. Уточните, когда протокол выдадут на руки. Пока готовится протокол об установлении вины, можете самостоятельно выяснить виновного в несвоевременной очистке кровли.

Фото: pixabay.com

Обслуживанием многоквартирного дома занимается управляющая компания, ее название, адрес и контактные данные можно узнать на информационных стендах в подъездах или найти в Интернете. Если же здание коммерческое, то можно подать заявление в Росреестр. Там выдадут выписку из единого госреестра со сведениями о собственнике. После этого необходимо оценить ущерб, если средства взыскиваются не через страховую компанию. Стоимость услуг придется оплатить самостоятельно, но ее можно компенсировать в ходе рассмотрения вопроса в претензионном или судебном порядке.

Далее есть два варианта развития событий: досудебный и судебный. Досудебный — это составление претензии в адрес предполагаемого виновника (ЖЭК, ЖЭУ, УК и пр.) Документ составляется в произвольной форме, в нем необходимо описать обстоятельства: место, время, повреждения, предполагаемый ущерб. Туда же включается пункт с требованием компенсации вреда либо устранения ущерба за счет виновной стороны. Юрист рекомендует указать сроки для принятия мер на добровольной основе. Если же управляющая компания игнорирует или ответила отказом, тогда остается один выход — подавать в суд.

Такое заявление должно содержать несколько обязательных пунктов: реквизиты судебного органа, требование о компенсации, подтверждающие ущерб документы. Это акт осмотра места происшествия полицейским, заключение оценщиков. Кроме того, нужно оплатить пошлину. Ее размер можно уточнить на сайте судебного органа. Ну а после этого остается только ждать решения суда. Если все составлено должным образом, в большинстве случаев оно будет положительным.

Есть мнение


Мы поинтересовались у сахалинцев мнением, какие меры еще можно предпринять, чтобы не попадать в такие неприятные ситуации.

Ирина Галинская, пенсионерка:

— Я считаю, что прежде всего самим надо быть внимательнее. Сам о себе не позаботишься, никто этого не сделает. Но и управляющая компания, конечно, должна за порядок во дворе и на крышах отвечать. Думаю, есть еще и вопросы к строителям. У нас на доме, например, крыша плоская. Так с нее наледь не сходит, никто не страдает и автомобили целы. А остальным можно только посочувствовать, потому что каждый год снежные обвалы случаются. Сейчас стали строить скатные кровли — вот лед оттуда и скатывается вниз. Так что сама конструкция крыш на Сахалине не всегда соответствует погодным условиям.

Юрий Малышев, дворник:

— Как и большинство из нас, я с такой проблемой сталкивался. Из подъезда выскакиваешь — и лед с крыши рядом падает. Слава богу, не задевал никого, но иногда буквально в сантиметре от человека валился. Раньше крыша перед подъездом была большая, прикрывала от снега. А теперь сделали маленькую, приходится быстро выбегать на улицу. Считаю, что единственная мера воздействия на ЖЭУ и УК — штрафы. Нужно их повышать. Рублем рисковать никто не станет, и с проблемой разберутся быстрее. А пока наказывать не начнут, так снег и будет падать как попало. Очень не хочется, чтобы возникала угроза для здоровья мне и моим близким.

Людмила Кабизова, адвокат:

— Конечно, ответственность должны нести специалисты жилищно-коммунального хозяйства. Я живу в большом доме, и опасность схода наледи с крыши есть всегда. Но никто из жильцов, даже если есть такое желание, чистить крышу не полезет — это опасно. Да и снаряжение нужно соответствующее. Понимаю, что не всегда можно оперативно убрать наледь — домов много, а рабочих не хватает. Но тогда надо огораживать опасные зоны: чтобы люди там не ходили и машины не ставили. Зато никто не пострадает и штрафы никому платить не придется.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или