Мэр Южно-Сахалинска Сергей Надсадин: «Время развиваться за счет бюджета безвозвратно ушло»

четверг, 11 июня, 11:18

617

Фото: мэрия Южно-Сахалинска

Коммунальные сети столицы Сахалина давно требуют серьезных финансовых вливаний. Рассчитывать только на бюджетные ресурсы, особенно в кризисные времена, уже не приходится. Как реализовать масштабные планы города, а следовательно, обеспечить более комфортную жизнь людям, так, чтобы это не растянулось на долгие десятилетия?

Южно-Сахалинск, несмотря на лидерство среди дальневосточных областных центров по многим экономическим показателям, имеет одну специфическую особенность: его старые коммуникации не успевают за темпами роста инфраструктуры. Планов у города много. Он развивается в разных направлениях: целыми микрорайонами строится новое жилье, возводятся школы, спортивные объекты, прокладываются дороги и создаются новые общественные пространства.

В марте 2020 года правительство Сахалинской области и «Объединенная теплоэнергетическая компания» (ОТЭК) подписали соглашение о взаимодействии при разработке проектов в сфере модернизации коммунальных систем и развития цифровых сервисов и услуг в островном регионе. Главной площадкой для реализации на практике запланированных мероприятий станет областная столица — Южно-Сахалинск. Безусловно, все это требует колоссальных вливаний (и финансовых и трудовых!) в сферу ЖКХ.

Для многих российских регионов ситуация с коронавирусом и его экономическими последствиями оказалась катастрофичной: пришлось пересмотреть, а кое-где и заморозить, программы развития. Но в Южно-Сахалинске решили пойти по другому пути и не снижать темпы. Важная составляющая городского развития, особенно в сфере строительства и благоустройства, — надежные тепловые и водопроводные сети. Слишком долго южносахалинское жилищное-коммунальное хозяйство ждало полномасштабной реконструкции и модернизации, чтобы сейчас отступать перед внезапными переменами. В городе пришли к объективному выводу, что своими и региональными силами уже не обойтись, что подтверждают расчеты. В противном случае реализация программы реконструкции системы ЖКХ затянется на десятилетия.

Выходом может стать привлечение внешних инвесторов, которые единовременно могут вложить деньги в строительство и реконструкцию сетей. О том, насколько готов Южно-Сахалинск к коммунальным переменам, РИА «Сахалин-Курилы» рассказал мэр города Сергей Надсадин.

Сергей Александрович, в одном из интервью вы говорили, что за пять ближайших лет в городе планируется построить порядка миллиона квадратных метров жилья. Действительно, Южно-Сахалинск сейчас переживает строительный бум. Это не только жилые районы, но и школы, детские сады, учреждения культуры и спорта. Им нужны как новые сети, так и объекты коммунальной инфраструктуры: котельные, очистные сооружения, насосные станции. Насколько хватает внутренних ресурсов у города?

— Действительно, мы активно развиваем наш город и при поддержке регионального правительства с каждым годом наращиваем объемы строительства и благоустройства. Если говорить о конкретных цифрах, то в 2020 году планируется ввести в эксплуатацию свыше 255 тысяч квадратных метров жилья, из них 146,5 тыс. кв. м — многоквартирные дома, 109 тыс. кв. м — индивидуальное жилищное строительство. 1 сентября откроем построенные с нуля школы: образовательную на 550 мест в новом микрорайоне Дальнем и коррекционную на 260 мест в планировочном районе Луговое. Старейшая и самая большая городская школа № 6 запускает новый корпус для начальных классов на 480 мест. Все три школы — знаковые для города социальные объекты.

Отдельного внимания требуют дороги: мы уже начали ими заниматься и до холодов охватим более 20 километров: это и строительство, и реконструкция, и текущий ремонт. Во дворах 50-ти с лишним многоквартирных домов выполним работы по благоустройству. Мы не изменяем своему принципу: как и в предыдущие годы, улицы и дороги обустраиваем в комплексе. Наши подрядчики не только приводят в порядок дорожное полотно, но и меняют ветхие трубы на новые, прокладывают ливневую канализацию и озеленяют дворовые территории.

По сетям ситуация следующая. У нас в городе реализуется программа ликвидации ветхих сетей тепло- и водоснабжения на период 2020–2025 годов с объемом финансирования 1080 млн руб. и 600 млн руб. соответственно. В год необходимо заменить 18 километров тепловых сетей и 38 — водопроводных сетей. Капитального ремонта требуют водозаборы, очистные сооружения, энергохозяйство. Ежегодно на эти цели планируется до 250 млн руб. Под финансирование мероприятий к подготовке к осенне-зимнему периоду заключены 17 контрактов за счет средств 2020 года, 8 контрактов за счет средств 2021 года. Планируется под размещение 7 контрактов на 2022 год. Общий объем финансирования контрактов — 596 млн руб.

Но, безусловно, нам бы хотелось сделать больше. Процент износа коммуникаций в городе достаточно велик. Многие здания и сооружения нуждаются в ремонте. 77% тепловых сетей были введены в эксплуатацию до 1989 года. В результате все это, конечно же, сказывается на качестве теплоснабжения. В такой ситуации рассчитывать только на бюджет и ресурсы «Сахалинской коммунальной компании» (СКК) не приходится.

В планах — ремонт внушительного перечня объектов коммунальной инфраструктуры. И, конечно, на многие пункты этого списка бюджетного финансирования в чистом виде не хватает. Для того чтобы обеспечивать коммуникациями новые жилые микрорайоны, осваивать инвестиционные площадки, усилий правительства Сахалинской области и городского бюджета недостаточно. Нужно привлекать частные инвестиции.

Представим себе идеальную ситуацию, что ваши финансовые возможности безграничны. Какие объемы коммунальных сетей требуют вложения денег? А теперь вернемся в реальность: сколько лет потребуется при текущем положении финансов и системе управления коммуникациями Южно-Сахалинска, чтобы достичь желаемого?

— В Южно-Сахалинске ситуация следующая. Сети построены в 1950–60-ые годы и сильно изношены. Требуется срочная реконструкция. Износ канализационных сетей сравнительно высок — около 60%. Более 60 из 332,21 километра сетей канализации — это одна пятая часть — нуждаются в замене. Большинство канализационных очистных сооружений построили 25–30 лет назад, часть из них перегружена в два, а то и более раза и не обеспечивает достаточного качества очистки сточных вод.

Если не проводить реконструкцию сейчас, то придется однажды строить сети заново, а это однозначно не под силу бюджету региона. Планово-предупредительный ремонт все чаще уступает место аварийно-восстановительным работам. Если не переломить тренд сейчас, то одними ремонтами будет уже невозможно нагнать темп износа сетей.

Мы актуализировали план обновления всех городских сетей. Не вдаваясь в подробности, скажу, что на эти цели по предварительным подсчетам необходимо порядка 25 миллиардов рублей. В год городскими усилиями на эти цели мы вкладываем 500-700 миллионов рублей. Вот и давайте посчитаем, сколько десятилетий мы своими ресурсами будем обновлять все это огромное хозяйство. Более того, при таких темпах реконструкции они устаревают быстрее, чем мы их меняем.

В СКК утвердили план мероприятий по подготовке систем тепло-, водоснабжения, водоотведения к предстоящему отопительному сезону. Впервые он сформирован на долгосрочный период — 2020–2023 годы. Программа включает работы за счет тарифной составляющей на общую стоимость 370 млн руб. Насколько это весомые и достаточные цифры для такого города, как Южно-Сахалинск с его амбициями?

— Да, 370 миллионов — тарифная составляющая, и этих денег категорически недостаточно. Реально. Сейчас и город, и правительство оказывают финансовую поддержку по замене сетей, строительству новых объектов. Но этого мало. Как я уже говорил, процент износа коммуникаций слишком большой. А планов, повторюсь, у нас очень много: за пять ближайших лет в городе планируется построить около 1 миллиона кв. м жилья.

К вопросу о тарифной составляющей. Каковы результаты в городе по собираемости платежей в мае 2020 года по сравнению с маем 2019? Ваши прогнозы по собираемости платежей — не только от населения, но и от бюджетных организаций и бизнеса?

— Уровень собираемости платежей за услуги теплоснабжения, как с юридических, так и физических лиц, остался прежним — 95%. Экономика города работает. Несмотря на сложности, связанные с коронавирусной инфекцией, в январе-апреле 2020 года, если сравнивать с тем же периодом предыдущего года, в целом динамика положительная. Объем товаров собственного производства, выполненных работ и услуг вырос на 19,5%. Объем промышленного производства по крупным и средним предприятиям за 4 месяца этого года оценивается в 21,5 млрд рублей (рост к аналогичному периоду прошлого года — 11,4%). Объем подрядных работ, выполненных крупными и средними строительными организациями, — 6,2 млрд рублей (100,3% к аналогичному периоду 2019 года). С начала текущего года введено в эксплуатацию 62,7 тыс. кв. м жилья (на 1,2% больше, чем за 4 месяца прошлого года). Все предприятия работают без убытка, прибыль есть. Но все равно инвестиции нужны. Нам, конечно же, хочется лучших результатов.

По данным Росстата, почти 50% ресурсоснабжающих организаций в нашей стране уже являются убыточными. При этом мы понимаем, что объем неплатежей в текущей ситуации будет только увеличиваться. А это значит, что кризис в сфере ЖКХ только усугубится. Так прокомментировала текущую ситуацию Алиса Попова, первый заместитель генерального директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда». Есть у ЖКХ Южно-Сахалинска «подушка безопасности» на этот случай?

— Подушка безопасности если и есть, то небольшая. Главное наше предприятие сферы ЖКХ города — «Сахалинская коммунальная компания» — работает, что называется, с колес. Все, что поступает от населения в виде платежей, тут же тратится на ремонт сетей и поддержание работоспособности самого предприятия. Но вместе с тем город и область в определенной части поддерживают систему ЖКХ — в силу того, что в бюджетах предусмотрены статьи расходов на обновление сетей. Как я уже сказал, этих денег нам не хватает. Поэтому видим выход в привлечении инвестиций.

Насколько, на ваш взгляд, компетентна в текущей крайне сложной экономической ситуации «Сахалинская коммунальная компания», долгое время обслуживающая коммуналку Южно-Сахалинска? Достаточны ли ее ресурсы для сохранения статус-кво ЖКХ? И если нет, то какой может быть выход в этой ситуации?

— Коллектив СКК — очень опытный, в этом нет никаких сомнений, но им точно можно добавить в компетенцию управление процессами. Выход — привлекать экспертов со стороны, квалифицированного управляющего с кейсом успешных проектов, знаниями более высокого уровня. Сейчас это достаточно распространенная, оправдывающая себя практика. Потому что как бы ни были грамотны местные специалисты, но часто им не хватает масштаба видения проблем и их решения, знаний современного федерального и международного опыта.

Конечно, можно предприятие накачать деньгами, закупить технику, но если не принять грамотные управленческие решения, ситуация не поменяется. Люди работают, как белки в колесе, это все понимают, но если оптимизировать процессы, заглянуть внутрь, то наверняка можно что-то разложить на составляющие и переформатировать многие неэффективные процессы. То, что нам требуются высококвалифицированные менеджеры — это сто процентов.

Грамотные управленцы — топ-менеджеры высокого уровня — всегда в цене. Их работа сразу видна. И это системная работа. Это люди, обученные управлять большими коллективами, работать в кризисных ситуациях, способные планировать финансовые затраты, формировать бизнес-планы. Мы планируем использовать стандарты управления других серьезных государственных компаний в этой сфере, в частности ОТЭК, с которой мы в марте подписали соглашение о сотрудничестве. Они крепко стоят на земле — компания управляет пятью ТЭЦ в разных регионах России, в двух городах они уже занимаются модернизацией систем ЖКХ, внедряют современные цифровые решения. Есть и опыт, и соответствующие компетенции, и умение быстро адаптироваться к ситуации.

Важно понимать, что сейчас ситуация в экономике изменилась. Мы внедряем нововведения в системе ЖКХ, вплотную подошли к цифровизации городских систем. И те принципы, методы, которые могли сработать еще лет пять назад, сегодня требуют трансформации. Необходим эффективный менеджмент с учетом современных управленческих тенденций, снижений лишних звеньев в системе управления, эффективных коммуникаций. Обратная связь от населения, автоматический мониторинг состояния систем, быстрое реагирование. Это сложно реализовать, когда большая часть коммуникаций построена еще при Советском Союзе. Даже если иметь на головных сооружениях чистую питьевую воду, но она потечет в квартиры по старым трубам. Это хорошая метафора общей ситуации с ЖКХ. Необходимо обучать людей новым подходам на всех уровнях. Выстраивать новые системы управления — стремиться к лучшим практикам России и других стран.

Управленцы высокого уровня вообще нужны в муниципальные отрасли экономики — это факт. Сейчас в регионе работает кадровая служба, которая собирает менеджеров высокого уровня с территории всей страны. Если принимать во внимание, что Сахалинская область, даже несмотря на кризис, — регион весьма активный, со здоровой конкуренцией на рынке труда, то и спрос с этих людей, которые приезжают, будет высокий. И реально заслужить уважение горожан и власти они могут не словами, а делами.

Текст: Елизавета Рыбакова. Фото: мэрия Южно-Сахалинска.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или