Чем закончится борьба за сахалинский авиахаб?

понедельник, 31 августа, 15:24

876

Автор: Денис Чернов

Строящийся аэровокзал в Южно-Сахалинске. Фото: архив skr.su

В 2017 году в Хомутово началось строительство нового терминала главного сахалинского аэровокзала. Закончить работы планировали в 2019 году, но не успели. Слишком сложной оказалась задача. Ведь это не просто здание, а особый режимный объект. Учитывая значимость воздушной гавани для каждого жителя региона, общественность внимательно следит за тем, как развивается ситуация.

Губернатор Валерий Лимаренко, который как раз в 2019 году вступил в должность, заявил, что спешка в этом деле не самый лучший помощник. Аэровокзал строится на долгие годы, и он должен соответствовать всем современным стандартам качества, безопасности и комфорта. Регион активно развивается, и пропускная способность его главного аэропорта должна значительно превышать существующие сегодня потребности. И даже не 3,5 миллиона пассажиров в год, как первоначально планировалось для нового терминала, а 5 миллионов.

Что за шум?

Вместе с возросшими требованиями к строящемуся объекту возросли и расходы на строительство. На то, чтобы довести до конца стройку, нужно, по меньшей мере, 5 миллиардов рублей. В правительстве Сахалинской области приняли решение переложить эти расходы с налогоплательщиков на частных инвесторов, которые понимают толк в строительстве подобных объектов и имеют опыт их эксплуатации.

О своем желании управлять аэропортом заявили компании «Аэропорты регионов», «Базэл» и управляющая компания Хабаровского аэропорта. В «независимых» СМИ, в том числе и федеральных, началась настоящая война за сахалинский аэровокзал. Журналисты наперебой пытаются убедить своих читателей в том, что есть лишь одна управляющая компания, которая будет блюсти интересы народа.

Отчего же такой ажиотаж? Причины его очевидны. Развитие сахалинского аэропорта сильно повлияет на расстановку сил в гражданской авиации всего Дальнего Востока. Сегодня в регионе две крупных воздушных гавани, обслуживающие транзитный пассажиропоток: Владивосток и Хабаровск. Хабаровский аэровокзал принадлежит местному бизнесмену Константину Басюку, Владивосток находится под управлением «Базэла». Обе эти компании и являются главными конкурентами Южно-Сахалинска в борьбе за транзитный пассажиропоток всего Дальнего Востока. Но будут ли они действительно развивать аэропорт Южно-Сахалинска?

А кто же в небе?

Что обо всем этом думают перевозчики? О них никто из журналистов, как правило, не вспоминает, но ведь именно они возят и обслуживают пассажиров. Их интересы не меньше, чем интересы пассажиров, зависят от эффективности управления воздушной гаванью.

— Для нас оптимальным решением было бы, если бы аэровокзал передали нам, — заявил корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы» генеральный директор авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.

«Аврора» — основной перевозчик южно-сахалинского аэропорта, и этот аэропорт для авиакомпании является домашним. Желание получить контроль над аэровокзалом понятно.

— В чем принципиальное отличие между зданием аэровокзала и каким-нибудь торговым центром? Это такое же здание с ресторанами, кафе и арендаторами, — продолжил свою мысль руководитель авиакомпании. — Мы вполне можем справиться с этой задачей.

Разница между желаниями и возможностями

В правительстве Сахалинской области «Аврору» в качестве оператора аэровокзала вряд ли станут рассматривать серьезно. Область в первую очередь нуждается в инвесторе и лишь потом — в управляющем. Реальные ресурсы для завершения строительства и опыт в реализации подобных проектов есть только у «Аэропортов регионов» и «Базэла». Причем «АР» готовы вложить в этот проект 7,5 миллиарда. 5 — на строительство и еще 2,5 — вернуть в региональный бюджет часть уже потраченных на объект денег.

В 2015 году СМИ внимательно следили за похожей ситуацией, развернувшейся вокруг красноярского аэропорта. РБК сообщило, что в конкурентной борьбе тогда победила компания Олега Дерипаски «ЭРА Групп», входящая в структуру «Базэла». Вскоре началось строительство нового терминала. Он был сдан в эксплуатацию, как и планировалось, в 2019 году, но реализация этого проекта не обошлась без ошибок. Сдавали объект в спешке из-за надвигающейся на город Универсиады. Вскоре после этого руководству аэровокзала пришлось оправдываться за недоработки.

Безусловно, ошибки есть у всех, но «Аэропорты регионов» на сегодняшний день являются лидером в России по количеству и качеству построенных аэровокзалов.

Интересы региона

В правительстве Сахалинской области надеются, что с приходом в регион крупного игрока аэровокзал будет наконец достроен и начнется новый этап развития аэропорта — уже не как конечного пункта, а как транзитного узла для всего российского Дальнего Востока и соседних стран. Об этом говорят и эксперты.

«

Мы анализировали ситуации, когда в каком-то регионе были инвестиции в инфраструктуру, когда там развивались перевозчики. Это сказывалось на обычном потребителе — увеличиваются перевозки, появляется определенная конкурентность. Затем возникают удобные стыковки, комфортное обслуживание, удешевляются перевозки, — считает постоянный представитель компании «Lufthansa Consulting» в России и СНГ Асхат Торшин.

»

Напомним, что губернатор Валерий Лимаренко поставил перед региональным правительством задачу до конца текущего года возродить все аэропорты, построенные в советское время. Таким образом на островах будут работать девять аэровокзалов. Для организации регулярного сообщения внутри региона купят два самолета. Об этом РИА «Сахалин-Курилы» рассказывало на прошлой неделе.

Зачем островной столице крупный аэровокзал

Южно-Сахалинск, в силу своего географического положения и наличия базовой авиакомпании «Аврора», является прямым конкурентом Владивостоку и Хабаровску. В перспективе он имеет все шансы стать пересадочным хабом между Юго-Восточной Азией и Россией. Станут ли собственники аэропортов Владивостока и Хабаровска развивать конкурента своему флагманскому аэропорту? Вряд ли.

А вот Петропавловск-Камчатский, который принадлежит «Аэропортам Регионов», в этой схеме находится в стороне. Южно-Сахалинск может стать опорной точкой для его развития. И при этом будет развиваться сам. Кроме того, объединение этих двух гаваней даст развитие малой авиации на Курилах, через которые будет проходить транспортный коридор.

— Сегодня транспортная доступность Курильских островов — одна из насущных проблем, которую необходимо решать, в том числе, и за счет малой авиации. Петропавловск-Камчатский в этом вопросе для нас очень важный партнер. Если говорить о жителях северных Курил, то для них дорога на материк лежит именно через Камчатку, — подытожил министр транспорта Сахалинской области Валерий Спиченко.

Репутация превыше всего

На фоне своих конкурентов компания «Аэропорты регионов» выглядит уверенно не только из-за количества построенных аэровокзалов. Качество работы компании подтверждается рейтингом крупнейшего в мире аудитора аэропортов — британской компании Skytrax. У екатеринбургского и самарского аэропортов, построенных силами этой компании, по 4 звезды, а у ростовского — 5. Это первый в России и единственный региональный пятизвездочный аэропорт. Он стал десятым аэропортом в мире, удостоенным столь высокой оценки.

На прошлой неделе делегация Сахалинской области по приглашению правительства Ростовской области посетила пятизвездочный аэровокзал «Платов». В ее состав вошли председатель правительства Алексей Белик, глава островного минтранса Валерий Спиченко и депутаты областной Думы.

Фото: Владимир Ильин

Фото: Владимир Ильин

Фото: правительство Сахалинской области

Фото: Владимир Ильин

Фото: Владимир Ильин

Фото: правительство Сахалинской области

Фото: Владимир Ильин

Фото: Владимир Ильин

— Мы изучили опыт реализации столь масштабных проектов на территории всей России. И убедились в том, что в Ростовской области реализован действительно крупный инвестиционный проект, и все инновационные решения вышли именно в практическую плоскость для развития транспортного хаба, — сообщил Алексей Белик журналистам в ходе ознакомительной поездки.

Представители островной делегации интересовались не только видимой пассажирам инфраструктурой. Принимающая сторона показала во всех подробностях работу служб, отвечающих за безопасность и комфорт пассажиров, сортировку и выдачу багажа.

С главой регионального правительства в вопросе о том, как должен развиваться главный сахалинский аэровокзал, солидарен и постоянный представитель компании «Lufthansa Consulting» в России и СНГ Асхат Торшин. Он уверен, что создание крупного хаба на Сахалине выгодно не только бизнесу и перевозчикам. Увеличение трафика сделает более доступными цены на перелеты для жителей региона. Кроме того, расширится список городов, в которые можно будет летать без пересадок.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или