Яркие ритмы сахалинского Севера

вторник, 29 сентября, 08:00

516

Эксклюзивный материал

Автор: Денис Чернов

Тени Гу — праздник горбуши в селе Чирв-Унд Тымовского районаполучился колоритным. Фото: Instagram @elena_nitkuk

Древняя культура коренных народов Сахалина — одно из главных островных богатств. Радует, что в нашем регионе живут энтузиасты, сохраняющие и преумножающие национальное наследие своих предков. Руководитель этнокультурного центра «Люди Ых миф» («Люди Сахалина») Елена Ниткук родилась и выросла в Ногликах. В этом городе все пропитано культурой нивхов — народа, населявшего эти места с давних пор. Она впитывала в себя местные традиции, родной язык, сказки и легенды, передававшиеся из поколения в поколение, народные мелодии и ритмы национальных танцев. Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы»  расскажет подробнее о нашей землячке.

Диплом из Питера

Сегодня Елена Сергеевна живет в Южно-Сахалинске и руководит центром. В нем сосредоточено все богатство фольклора и традиционных ремесел нивхов. А ее дети с малых лет не только впитывают национальный колорит, но и помогают узнать о нем своим землякам, выступая с концертными программами, хорошо известными по всей Сахалинской области.

Окончив среднюю школу в Ногликах, молоденькая девушка решилась на смелый шаг — поехала поступать в ленинградский педагогический институт на другой конец огромной страны.

— Интересно, что меня приняли в пединститут, а окончила уже Российский государственный педагогический университет им. Герцена. Мой курс был первым выпуском созданного в 1991 году отделения культурологии на факультете народов Севера, — вспоминает Елена Сергеевна.

С университетским образованием и глубокими знаниями о родной культуре она могла сделать себе карьеру хоть в Петербурге, хоть в Москве. Но родная земля, словно магнит, тянула назад.

В2000 году специалист областного центра народного творчества Елена Зеленская задумала объединить проживающие на юге Сахалина народы Севера. Она решила создать этнокультурный центр, чтобы сохранять, развивать и популяризировать национальные культуры коренных народов острова. Воплотить эту мечту в жизнь ей помогли Елена Ниткук и Анастасия Бугрей.

В то же время официально открылась Южно-Сахалинская местная общественная организация коренных малочисленных народов Севера «Люди Ых миф» .

Фото: Instagram @elena_nitkuk

Продолжение в детях

Одна из главных задач этнокультурного центра — сохранить духовные ценности, полученные от предков для будущих поколений. С ней руководитель справляется отлично. Пример тому — собственные дети, выступающие в ансамбле «Люди Ых миф», названном так же, как организация, которой руководит Елена Сергеевна.

У нас сложилось творческое трио. Дочь впервые вышла на сцену, когда ей исполнилось всего четыре года, — мы с ней открывали выставку «Наследники традиций», — вспоминает Елена Ниткук. Как-то раз дети выручили меня в форс-мажорной ситуации. К Международному дню коренных народов я не могла прийти в краеведческий музей, так как была занята в художественном. Так моя девочка не только рассказала о культуре нивхов, но еще и спела, и станцевала, то есть буквально спасла мероприятие!

И хотя этнокультурный центр создан для того, чтобы не забывать прошлое, его руководитель строит смелые планы на будущее.

— Недавно мы приобрели четыре новых музыкальных инструмента под названием тынрын. На нем мало кто умеет играть, — делится Елена Сергеевна. — Я и дочь уже успешно освоили его. Мечтаем научить еще кого-то, чтобы сыграть квартетом. Центр планирует наладить сотрудничество со школами и детскими садами. Специально для ребят готовят концертную программу, позволяющую в легкой и увлекательной форме рассказывать об истории и культуре нивхов, эвенков, нанайцев и уйльта. Дети смогут не только все увидеть и услышать, но и попробовать поиграть на национальных музыкальных инструментах.

На новогодние праздники Елена Ниткук (справа) со своим коллективом всегда готовит яркие выступления. Фото: Instagram @elena_nitkuk

Стежки мастеров

Этнокультурный центр — это не только песни и танцы. Огромное внимание здесь уделяют сохранению и возрождению национальных ремесел северян. Некоторые на Сахалине были утрачены, но на помощь всегда приходят единомышленники из соседних регионов.

— В свое время мы очень хотели возродить искусство выделки рыбьей кожи и изготовления из нее художественных изделий, — рассказывает Елена Ниткук. — Пригласили в наш центр мастеров из Хабаровского края. Они провели серию мастер-классов по этому уникальному народному промыслу.

Подарок от Таймырского Дома творчества «Олень» сделан из бивня мамонта. Необычную скульптуру Елена всегда хранит на рабочем столе. Фото: Instagram @elena_nitkuk

Еще центр ведет совместный проект с мастерицами изготовления национальных костюмов Вероникой Осиповой и Еленой Бибиковой.

— Мы ездили в село Вал и Ноглики и записывали процесс изготовления традиционного костюма уйльта и эвенков. Поездка запомнилась великолепными рассказами спутниц о том, как их народ оказался на Сахалине — есть красивая легенда об этом. Вероника Владимировна поделилась секретами превращения лоскутков рыбьей кожи в панно и тайной национальной вышивки, — вспоминает Елена Ниткук.

Силами этнокультурного центра удалось сохранить для потомков и искусство забытого до недавнего времени редкого промысла — изготовление резного орнамента из различных природных материалов. Мастерица Людмила Хатхил провела выездной мастер-класс в Ногликах, который собрал немало заинтересованных людей.

— В этом году мы продолжили работу над проектом «Ремесла, увековеченные мастерством», и записали видео-урок по изготовлению тынрына. Их могут сейчас сделать только два резчика из Ноглик — братья Вадим и Юрий Левкуны. Затем также планируем записать в поселке музыкантов, владеющих техникой игры на нивхском музыкальном инструменте, чтобы последующим поколениям остался золотой стандарт исполнения, — делится планами Елена.

По ее словам, все мастер-классы центр загружает на YouТube, и они доступны во всем в мире. За период пандемии их просмотрело более 2 тысяч человек.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или