Шум, запахи, мусор: сахалинцы жалуются на магазины, расположенные в жилых домах

четверг, 19 ноября, 13:12

308

Эксклюзивный материал

Автор: Денис Чернов

Фото: архив skr.su

Такие торговые точки становятся головной болью для многих  жильцов. В нашу редакцию часто поступают жалобы на расположенные в их домах магазины и предприятия общепита. На прошлой неделе нам позвонила женщина и сообщила, что прямо под ней находится ресторан, который омрачает её жизнь.

— Я очень чувствительна к запахам. Не могу открыть окно — оттуда всё время доносится запах еды. Особенно невыносимо, когда там жарят рыбу. Управляющая компания ничего сделать не может, — пожаловалась она корреспонденту РИА «Сахалин-Курилы».

Главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора регионального управления Роспотребнадзора Наталья Захарченко рассказала нам, что это типичная ситуация.

— Что касается ресторанов, то, как правило, жалуются на запахи и шум в вечернее время, — объясняет Наталья Юрьевна. — А вот к магазинам претензий у жильцов гораздо больше. Это и мусор, и разгрузка автомобилей под окнами, и торговля спиртным. По каждой жалобе мы проводим проверку.

Ещё попробуй докажи

Если люди приходят в надзорный орган с доказательствами того, что им досаждает расположенная в доме торговая точка, специалисты Роспотребнадзора сами обращаются в суд. И в отношении предпринимателей выносится решение, порой вплоть до принудительного прекращения дея-тельности.

— Но в случае с раздражающим запахом, как вы сами понимаете, предоставление доказательств — задача практически невыполнимая, — говорит эксперт. — Запахи никак не нормируются. К тому же как доказать, что, к примеру, они исходят из кухни ресторана, а не из соседней квартиры. Очень часто до нас доносятся запахи еды, которую готовят наши соседи, но это же не повод выселять их. Это общая для всех беда — отсутствие качественной вентиляции.

По словам Натальи Захарченко, в этом году жалоб на рестораны от сахалинцев почти не поступало, а обращений в суд не было совсем. Вероятно, по той простой причине, что из-за пандемии многие предприятия общепита приостанавливали свою деятельность. А вот к магазинам претензий не убавилось.

 А другие закусили удила

 В Роспотребнадзоре отмечают, что предприниматели, как правило, стараются избегать конфликтов с жильцами, ведь они для них не только соседи, но и постоянные клиенты. Добросовестные владельцы торговых заведений не жалеют ни сил, ни средств на благоустройство своих владений и прилегающих к ним территорий. Но бывают случаи, когда вопреки стараниям предпринимателям не удаётся выстроить с жильцами добрососедские отношения. И виной тому — застройщики, которые не учитывают санитарные правила и нормы при проектировании жилых комплексов.

— Недавно мы рассматривали один случай в новом микрорайоне, — вспоминает Наталья Юрьевна. — В доме на первом этаже располагается предусмотренный проектом продовольственный магазин. Но проектировщик почему-то не учёл того, что туда нужно подвозить товар. Выгрузка производится под окнами жилых квартир, что противоречит санитарным нормам. Страдают от этого все. Предприниматель установил шлагбаум, определил для своих поставщиков часы подвоза, в которые шум меньше всего беспокоит жильцов. Но даже при этом по-прежнему есть очень недовольные.

Бизнес кошмарить нельзя

А людей можно? В апреле нынешнего года в связи с пандемией коронавируса вышло постановление правительства РФ о приостановке плановых проверок объектов малого и среднего бизнеса. В сложный для экономики период предпринимателей оградили от визитов контрольных и надзорных органов. Но это вовсе не означает, что им всё должно сходить с рук. В конце концов, тот же Закон о защите прав потребителей никто не отменял. И коль скоро жалобы на магазины продолжают поступать, Роспотребнадзор с этими обращениями работает.

Фото: архив skr.su

— В ситуации, когда нет документально подтверждённых нарушений законодательства или санитарных норм, мы первым делом приглашаем заявителя и представителя юридического лица за стол переговоров, — рассказывает Наталья Захарченко. — Иногда этого бывает достаточно. Люди выговорятся, посмотрят друг другу в глаза, выслушают аргументы и контраргументы — и заявитель зачастую отзывает свою жалобу. Если договориться не получается, направляем юрлицу предостережение.

Сначала переговоры

В любом бытовом конфликте, как и у медали, две стороны. У жильцов своя правда, у представителей малого и среднего бизнеса — своя. Против мнения первых, не желающих делить свой дом с шумным продовольственным магазином, всегда найдётся часть соседей, готовых терпеть какие-то неудобства ради того, чтобы чуть ли не в халате и домашних тапках сбегать за молоком и хлебом.

Именно поэтому переговоры в урегулировании конфликтов сотрудники Роспотребнадзора считают более предпочтительной мерой, нежели карающий меч правосудия. А особенно в тех случаях, когда есть предположение, что за жалобами жильцов стоят конкуренты.

— Однажды приехали к нам жители села, в котором открылся новый магазин. Предъявили целый список претензий к предпринимателю, — с улыбкой вспоминает Наталья Юрьевна. — Как только мы уведомили его об этом, к нам явилась другая делегация с претензиями в адрес владельца старого магазина. Кстати, меньше всего хлопот соседям доставляют предприниматели, оказывающие бытовые услуги. По крайней мере, жалобы на соседство с парикмахерскими поступают очень редко. А с начала этого года не было ни одной.

Конечно, без конфликтов между жильцами домов и владельцами торговых точек не обойтись. Но важно всем помнить, что худой мир лучше любой хорошей войны.

Покупатели и магазины нужны друг другу 

Владельцы торговых точек стараются идти жильцам домов навстречу 

Михаил Богомолов работает заместителем директора в крупной торговой сети. Их магазины расположены в нескольких городах островного региона и почти половина из них — на первых этажах жилых домов или в пристроенных к ним зданиях.

— Открытие нового магазина — это всегда стресс, а если этот магазин расположен в жилом доме, то это стресс вдвойне. Хорошо и легко, наверное, было бы открывать магазины в чистом поле, где никто не живёт, нет транспорта, препятствующего подвозу товаров, и которому мешают наши грузовики. Но в чистом поле у нас и покупателей бы не было. А нам они нужны. Но и покупателям нужны магазины ничуть не меньше, поэтому мы в бесконечном диалоге с людьми. Стараемся быть как можно ближе, но в то же время как можно незаметнее, чтобы всем было хорошо, — рассказывает Михаил.

Но, как утверждает мой собеседник, всем хорошо быть не может, поэтому жалобы от жильцов поступают регулярно.

— Мы никогда не отмахиваемся от людей, которые к нам обращаются. Даже если у нас соблюдены необходимые технические регламенты, мы всё равно выезжаем и рассматриваем ситуацию. Пытаемся урегулировать вопросы миром. Если, конечно, жалоба не пахнет шантажом. Есть такая категория людей, которые хотят, чтобы им платили за то, что под их квартирой магазин. Они придумывают тысячи доказательств, как мы мешаем им жить. С такими людьми мы взаимодействуем исключительно в рамках закона. Когда же люди без всякого корыстного умысла обращаются, мы идем на уступки, стараемся сделать для них больше, чем обязаны по закону. Например, в одном дворе мы установили за свой счёт шлагбаум, который пропускает только автомобили жильцов и наши грузовики. Места на парковке стало больше, мы перестали мешать друг другу. Все довольны. В другом случае мы за свой счёт оборудовали велопарковку и поставили видеонаблюдение, чтобы не пропадали двухколесные средства передвижения.

Есть мнение 

Наш корреспондент узнал у читателей, как они относятся к магазинами и ресторанам, расположенным в многоквартирных домах.

Татьяна Бережная, менеджер:

— В нашем доме есть и ресторан, и магазин. И я этому очень рада. Мы с мужем оба работаем, и не всегда есть силы и время на то, чтобы готовить ужин. Устраиваем себе среди недели маленький праздник — идём в ресторан. Не хотелось бы лишаться такой возможности. Можно, конечно, и на такси съездить, но это лишние расходы, к тому же такси иногда приходится долго ждать. В нашем ресторане нам все как родные. Мы знаем по имени всех официантов и знакомы с владельцем. А шеф-повар — наш сосед. Магазин нам не досаждает. Он не из дешёвых, поэтому продукты на неделю закупаем на рынке, где всегда свежая молочная продукция и очень вкусная выпечка.

Елена Силантьева, домохозяйка:

— На первом этаже у нас алкогольный сетевой магазин и офис. Никаких хлопот они нам не доставляют. А в алкогольный иногда захаживаем за бутылочкой вина к ужину. Продуктовый магазин расположен в соседнем доме, и к нему тоже никаких претензий. Чистый, аккуратный, персонал вежливый. А вот в доме, где мы жили до этого, был ужасный магазин с дивным поэтическим названием. Он располагался в обычной квартире с прорубленной на улицу дверью. Я ни разу там ничего не покупала, чтобы не отравиться. По вечерам на крылечке сидели пьяные и громко ругались матом, а днём матом ругались грузчики, привозившие туда продукты. И всё это под моими окнами.

Валерий Николайчук, водитель:

— У меня ближайший магазин за 300 метров от дома. Но из-за того, что рядом с ним детский сад, там перестали продавать сигареты. Это какой-то бред сумасшедшего. Как будто дети из детсада могли бы прийти и купить там табак. Теперь я вынужден ходить в другой магазин, который аж за 500 метров от дома. Хотелось бы, чтобы магазин был поближе, потому что таскать продукты в такую даль тяжеловато. Как ни крути, в советское время строили с умом. Прежде чем дома закладывать, проектировщики думали, куда люди будут за продуктами ходить, где дети будут учиться. Сегодня понастроят домов, деньги получат, а потом голову ломают, как в них жить.

Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области расположено по адресу: Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30а.Телефоны: 8 800 555-49-43, 8 (4242) 49-52-00, 8 (4242) 49-53-00. Горячая линия — 8 (4242) 49-52-82. Звоните по этому номеру в рабочие дни с 10:00 до 16:00, обеденный перерыв — с 13:00 до 14:00.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или