Война без гламура

понедельник, 21 декабря 2020, 14:18

1116

Эксклюзивный материал

Автор: Евгений Аверин

Уходящий год войдет в историю под знаком коронавируса, заставившего всех существенно изменить привычный уклад жизни. Счастливым исключением в этом плане стал для нас традиционный фестиваль телевизионных фильмов «Утро Родины».

Проводили его в начале марта, незадолго до того, как в стране ввели запреты и ограничения в связи с пандемией. Так что нам и фестивалю в этом плане повезло.

Но запомнился он мне не только как напоминание о докоронавирусной эпохе и своего рода водораздел между обычной жизнью и жизнью в маске. Запомнился он встречей с режиссером Александром Прошкиным — в рамках «Утра Родины» он представлял свою картину «Искупление». Перед просмотром режиссёр общался со зрителями в зале. Была пятница. Людей собралось достаточно. Могло быть и больше. Кто-то, как мои знакомые, стал остерегаться массовых мероприятий и на встречу не пришёл.  Ну а те, кто не побоялся, о своем решении не пожалели.

Потому что режиссёр (как раз в марте ему исполнилось 80 лет) побудил к переосмыслению вещей, к которым мы давно вроде привыкли. Нам говорят, что о войне забывать нельзя, и действительно — о ней снимается достаточно много лент, как полнометражных, так и телевизионных. Но как верно сказал гость фестиваля — мы сами не заметили, как представления о войне у нас превратились в подобие компьютерных стрелялок: пришел злодей, а тут появился герой-супермен, быстро всех победил, легко преодолел все трудности.

На самом же деле война — это, прежде всего, колоссальное несчастье, огромное испытание для нации, говорил гость из Москвы. Та же самая мысль заложена и в его «Искуплении». Александр Прошкин сам принадлежит к послевоенному поколению, естественно, не помнит боев, но хранит в памяти тяжёлое время первого мирного десятилетия. Ещё у него свежи ощущения, как эйфория от Победы сменилась разочарованием — в стране был дефицит продуктов, и побежденная Германия быстрее возвратилась к нормальной жизни, чем одолевший Гитлера Советский Союз.

— Я считаю, молодое поколение должно ненавидеть войну. В XXI веке она немыслима и приведёт к тому, что мы перестанем существовать. Нужно думать, как построить страну, в которой каждый человек имеет шанс быть счастливым, — говорил режиссер собравшимся в зале.

Слова его о войне были созвучны стихам поэта-фронтовика Михаила Кульчицкого: «Война — совсем не фейерверк, а просто — трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота».

А фильм «Искупление» о драматичной судьбе людей послевоенного поколения сделал все эти высказывания еще более осязаемыми. В этом, наверное, и есть мастерство киномэтра.

Достаточно сказать, что среди работ Прошкина такие замечательные ленты как «Холодное лето 53-го», «Опасный возраст», сериал «Доктор Живаго».

Мне запомнилась его картина «Трио», я её периодически пересматриваю. Все фильмы сняты в разных жанрах, но неизменно оставляют след в душе. Потому что для Прошкина, по его словам, каждая картина — поиск ответа на вопрос: как прожить в нашей стране с прямой спиной, не сгибаясь, не пресмыкаясь и остаться самим собой.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или