Лавина на рельсах и «пробка» в аэропорту: сахалинцы поделились необычными новогодними историями

четверг, 31 декабря 2020, 15:11

1043

Эксклюзивный материал

Автор: Евгений Аверин

Фото:pixabay.com

Корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» пообщался с нашими земляками, у которых новогодняя ночь получилась необычной. 

Бой курантов под сход снега

Работникам восстановительного поезда на железнодорожной станции «Южно-Сахалинск» к нештатным ситуациям не привыкать. Их вызывают, когда повреждаются пути или другая дорожная инфраструктура. Очередной аварийный вызов был у них и на новый, 2010 год. Но запомнился он надолго.

Тогда всем пришлось столкнуться со смертельной опасностью, что называется, глаза в глаза. Там на узком участке суши, между морем и сопками, сходили лавины. Таких огромных масс, по воспоминаниям выезжавшего на тот злополучный участок заместителя начальника поезда Олега Тиунова, раньше ему видеть не приходилось. Потом выяснилось, что снежное одеяло высотой под три метра легло на рельсы протяжённостью в 50 метров…

Началось всё с того, что 31 декабря 2009 года на перегоне между станциями Заозерная и Пугачёво в Макаровском районе сошла лавина. Мощи в ней было столько, что она легко перевернула тепловоз и снегоочиститель. На место происшествия выехали железнодорожники из Поронайска, а затем и южносахалинцы. По расчётам, освободить рельсы от перевёрнутой техники можно было ещё за несколько часов до Нового года. Но тут с сопки обрушилась одна увесистая снежная масса, за ней — вторая.

Как вспоминает помощник машиниста крана восстановительного поезда Александр Малощук, удар был весьма ощутимым. Стоявшую опору с прожектором снесло метров на 10, а бульдозер полностью завалило снежными лавинами. Зато он защитил стоявшего за ним водителя автомобиля Виталия Юренко. А вот самому Александру Малощуку и его коллеге Юрию Марченко повезло меньше. Оба находились рядом с повреждённым тепловозом. Марченко снесло в мгновение ока. Александра тоже прилично присыпало, но не с головой.

— И только поэтому я смог откопаться сам, — рассказывает о той первой ночи 2010 года Малощук. — Как выбрался, начал откапывать Юру. Успел заметить, куда его снесло.

Рядом оказался машинист крана Григорий Мидяник. Он тоже был возле тепловоза и работал вместе с Марченко. До сих пор помнит, что во время схода лавины был такой треск, что показалось, будто валится тепловоз весом в 60 тонн. Спасло то, что успел отпрыгнуть в сторону. Григория немного присыпало снегом, и он смог выбраться. Увидел, что из образовавшихся рядом сугробов тоже выбираются коллеги. Потом вытащили Юрия Марченко — его присыпало сильнее.

Когда все немного пришли в себя, провели перекличку. Не отзывались руководитель работ, тогдашний заместитель начальника СахЖД Николай Хренов и электрик Александр Шевченко. Руководителя попробовали вызвать по имеющейся у него рации. Но он не отвечал. Однако работники поезда помнили, где он мог находиться в момент схода лавины. В том месте и стали копать. Из плена его освободили минут через 20. Полностью восстановительные работы завершились только 4 января. На один день их пришлось приостанавливать из-за большой опасности схода новых лавин. Рисковать жизнью людей никто не хотел… Железнодорожники признаются, что пережили в ту новогоднюю ночь настоящий шок, ведь смертельная опасность была от них буквально на расстоянии вытянутой руки.

Позже ситуацию, сложившуюся на железной дороге в новогоднюю ночь 2010 года, назвали уникальной — как правило, большие снежные массы на одном и том же отрезке не сходят друг за другом.

В новогоднюю ночь 2010 года на Сахалине прервалось не только железнодорожное, но и автомобильное сообщение. Из-за сильных волн возле села Взморье размыло участок автодороги протяжённостью 15 метров на глубину два метра.

Бочонки из Румынии домой не довезли

Судьба распорядилась так, что Новый год и свой день рождения южносахалинец Владимир Цветков встречает друг за другом. А всё потому, что родился он

2 января 1947 года. Кстати, напомню, что именно в этот день официально была образована Сахалинская область. Но об этом речь пойдёт ниже.

Владимир Константинович на Сахалине известен как ветеран органов безопасности. Он был в спецкомандировке в Афганистане, там участвовал в знаменитой спецоперации по захвату дворца тогдашнего лидера страны Амина. Потом возглавлял спецгруппу областного управления КГБ (предшественника ФСБ) по борьбе с терроризмом. И ещё его знают и уважают в спортивной среде — с детства он активно занимался спортом, достиг звания мастера спорта по биатлону.

Удивительное дело, но за всё время службы Владимиру Константиновичу ни разу не выпадало дежурство в новогоднюю ночь. Но необычных новогодних ночей у него хватало и без этого.

— Помню, в канун моего 40-летия, 31 декабря 1986 года, мы с друзьями пошли на известный всем туристам перевал — дорога к нему начинается за городским парком, — рассказал ветеран ФСБ.— Взяли туда два чайника кофе, конфеты «Птичье молоко» — по тем временам дефицит. Нарядили ёлку и вернулись в город часа за полтора до наступления Нового года. В парке как раз в это время шла подготовка к традиционной новогодней гонке, которая стартовала в уходящем году, а финишировала уже в наступившем. Я не утерпел — забежал домой (жил-то рядом), переоделся и пошёл на лыжню. Вернувшись, отметил наступление Нового года бокалом шампанского и разомлел от усталости…

Ну а самый необычный Новый год, переходящий в день рождения, был у него в 1990 году. В конце 1989 года, когда наши войска вывели из Афганистана, сахалинца пригласили в Москву — отметить 10-летие ввода войск и начала той войны.

Вернуться домой Владимир Цветков должен был 29 декабря. Но тут испортилась погода. Рейс из столицы в Южно-Сахалинск отменили. Это повторилось и на следующий день, 30 декабря. Стало ясно — как ни крути, а наступающий 1990 год придётся встречать в аэропорту Домодедово. Утешением стало то, что для застрявших пассажиров открыли пустовавший зал для призывников.

К вечеру 31 декабря выяснилось, что неулетевших пассажиров в аэропорту собралось очень много. Поневоле все стали готовиться встретить праздник в непривычной для себя обстановке. Среди «застрявших» оказалось и несколько наших земляков, которые ездили по турпутёвке в тогдашнюю Социалистическую Республику Румынию. Самым ценным приобретением сахалинцев, возвращающихся из загранки, были бочонки с румынским вином. Их и решили откупорить по случаю встречи Нового года.

— В начале дня 31 декабря попробовали вино, чтобы оценить его вкус. Он был неплохим, — смеясь, вспоминает Владимир Константинович. — Начали отмечать Новый год по-камчатски. Потом дошла очередь и до сахалинского. Домой мы улетели только 2 января, в мой день рождения. Получается, его я отметил дважды — в аэропорту, до вылета, а потом уже дома.

Редакция газеты «Губернские ведомости» желает всем нашим читателям, их родным и близким безоблачной встречи Нового года. А если с вами что и приключится, то пусть это будут забавные и добрые истории.

Комментарии (1)

Или

Юрий Витальевич

2021-01-04 21:53:27

Я без ложной скромности считаю себя лучшим лавинщиком Дальнего Востока. Со всей ответственностью заявляю, что надо увеличивать финансирование лавинной службы.