Новые технологии обучения сахалинские школьники освоили успешно

среда, 10 февраля, 17:38

855

Автор: Евгений Аверин

Фото: Роман Фатыхов

Дистанционный формат учебных занятий в период пандемии многому научил и детей, и взрослых. Об освоении новых технологий школьниками корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» узнал у педагогов и родителей.

Поначалу была паника

Слова «дистант», «удалёнка» массово вошли в лексикон учеников, их родителей и педагогов с весны прошлого года. Они стали созвучны с медицинскими терминами «коронавирус» и «пандемия». Из-за угрозы заражения занятия стали проводить при помощи гаджетов, когда учитель по одну сторону экрана, ученики — по другую.

 Какие уроки извлекли они из такого обучения?

 — Когда объявили о переходе на «дистанционку», большинство родителей испытали чувства, близкие к панике, — с улыбкой вспоминает сейчас Евгения Иванова, член управляющего Совета южно-сахалинской школы № 22. В самом деле, никто не знал, как это всё будет выстраиваться. Учителя тоже не могли дать чётких ответов, поскольку им самим нужно было время, чтобы определиться с выбором платформ и закладок.

 –У меня два сына, один — в третьем классе, другой — в девятом, — рассказывает Евгения Николаевна. — Нам повезло, что дома два ноутбука. К тому же объявили удлинённые выходные, когда началось дистанционное обучение. Поэтому могла своих мальчишек контролировать, что-то им подсказать. Сразу заметила, какая невысокая скорость у домашнего интернета. Старший адаптировался достаточно быстро, а когда весенняя самоизоляция закончилась, я увидела, что он подходит заданиям ответственно. И в электронном дневнике у него стояли пятёрки.

Пришлось испытать и стресс 

Сложнее, по словам родительницы, было заниматься на «дистанте» младшему. Брат не всегда мог ему помочь — накладывались уроки по скайпу, когда нельзя было отвлечься. Поэтому нередко были слёзы. Третьеклассник, бывало, переживал: «А вдруг все задание сделали и отправили, а я ещё нет». Но в этой ситуации хорошо помогла классный руководитель. Она, как вспоминает Иванова, контролировала процесс — кто сдал задание, кто ещё нет. К концу рабочего дня звонила сама и спрашивала, всё ли понятно, какие сложности возникли. А вскоре у детей стало больше уверенности. Они поняли, что такой формат обучения даёт больше свободного времени. Но при этом делать задания надо так, чтобы успеть их сдать к определённому сроку.

 — Мой ребёнок стал всё успевать, выполнял не только школьные задания, но и задания по английскому — по этому предмету он занимается дополнительно, — говорит Евгения Николаевна. — В общем, научился рационально распоряжаться своим временем. И это притом, что задания давали и во время каникул. Но сын и его одноклассники были только рады этому. Они проводили с учителем классные часы в режиме онлайн даже летом! Подобрали такие платформы, чтобы на встрече мог присутствовать весь класс — на некоторых ресурсах количество участников не может быть больше 20. Одним словом, «дистанционка» поначалу была для детей и родителей стрессом, но научила детей быть более самостоятельными.

Плюсы после адаптации 

Такой же встряской дистанционный формат обучения стала и для педагогов. Хотя это им не совсем в новинку — по подобным технологиям занимаются школьные спортсмены, которые часто ездят на соревнования и сборы. А ещё — дети, которые находятся по разным причинам на домашнем обучении.

Но при пандемии эту технологию пришлось применять в массовом порядке. Поэтому и учителям тоже нужно было время на адаптацию, вспоминают учителя той же школы № 22. Сложнее всего было подобрать приемлемую для класса модель обучения и электронные ресурсы. Кому-то выбранная учителем платформа была удобна, кому-то нет. Поначалу приходилось выполненное задание снимать на смартфон и отправлять педагогу на почту. Неудивительно, что один виртуальный урок занимал больше времени, чем в реальности. Тогда решили проводить классные собрания онлайн и подобрать вариант, который устроил бы всех. Так и приспособились к новым условиям.

 

 — Мы с учениками в итоге нашли такой способ, — вспоминает учитель русского языка и литературы Наталья Власова. — Выходим на онлайн площадку, на ней есть чат, ребятам даётся ссылка на задание и 10 минут на выполнение (на экране запущен таймер). Они закончили, через пять минут я открываю сайт и вижу, кто и как сделал задание. Это экономило время, я могла сразу же проанализировать, кто как понял тему, в чём мне надо подкорректировать свою работу. Я смогла оценить удобства презентаций для иллюстрирования темы, которую объясняю.

Списать не получится 

По наблюдениям педагогов, при обучении через гаджет стало намного заметнее, как с возрастом растёт мотивация к получению знаний. В частности, Наталья Власова вела выпускные классы и отмечает: её приятно поразило, с каким интересом 11-классники открывали для себя новые онлайн ресурсы. В другое время к ним не было бы столько интереса. А вот учеников средних классов нужно было дополнительно мотивировать.

— У меня были шестиклассники, и ребята ещё не понимали, насколько обширен выбор ресурсов для обучения, — рассказывает преподаватель математики Елизавета Коканова. — Первая неделя ушла на то, что я помогала им регистрироваться на площадках, созванивалась по видеосвязи и объясняла пошагово, как создается аккаунт. После этого работа пошла прекрасно — даже в тех классах, с которыми работать было сложновато.

Интернет позволяет найти ответы на любые вопросы педагога, и потом получить пятёрку. Но эта уловка быстро перестала срабатывать — всё ведь всплывает, когда учитель просит обосновать свои выводы. Дополнительным инструментом проверки знаний по литературе стала технология синквэйн. Как отмечает Наталья Власова, в ней по ключевым пяти фразам сразу понимаешь, кто читал произведение, а кто нет, и кто как его понял. И списать здесь невозможно. 

Стандарт для онлайн урока

Сегодня система дистанционного обучения Сахалинской области представляет собой набор программных продуктов и решений, объединяющий и автоматизирующий все процессы.

— Она включает в себя платформы для вебинаров, модульную объектно-ориентированную динамическую среду Moodle, государственную информационную систему «Региональное образование». Всё это позволяет в нынешнем учебном году безболезненно применять дистанционный формат обучения для школьников, находящихся на карантине, отмечает министр образования области Анастасия Киктева.

Особо стоит отметить, что для поддержки удалённых уроков с прошлой весны у нас заработал Центр цифровой трансформации образования. Он развернулся на базе подведомственного островному минобразования учреждения «Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области».

Его специалисты стали оказывать методическую и психологическую поддержку введения дистанционного обучения, обеспечивали работу горячей линии. Самыми распространёнными проблемами были, как нетрудно догадаться, недостаточная компьютерная грамотность, изъяны в программах и отсутствие высокой скорости интернета.

Кроме того, прошлой весной все педагоги области повысили свою квалификацию по удалёнке. Кому-то дополнительно помогли коллеги, другим — собственные дети, более продвинутые в компьютерной сфере. Массовый переход на учёбу онлайн показал и основные технические пробелы — это высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе и широкополосного интернета.

 — Чтобы восполнить эти недостатки, почти год назад оперативно приобрели мощный сервер для Сетевого города, запустили стратегический проект «Образование без границ», — рассказала глава министерства образования области. — Необходимое оборудования семьям предоставили в рамках Всероссийской акции #ПомогиУчитьсяДома# в 2019/20 учебном году. Участие в реализации федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Цифровая образовательная среда-эксперимент» позволит оснастить школы современным компьютерным оборудованием. Теперь на наших островах разработан и утверждён Стандарт системы дистанционного обучения, который позволяет унифицировать взаимодействие между учеником и учителем в удалённом доступе.

Высветилось отставание

Пандемия показала — каждый школьник умеет пользоваться интернетом, но добывать во всемирной паутине знания могут далеко не все. Коронавирусные ограничения  высветили отставание нашего российского образования в формировании учебных программ и технологиях их передачи по сравнению с зарубежными странами. К таким выводам приходит директор южно-сахалинской школы № 22 Владислав И.

 — По большому счёту, мы оказались не готовы к дистанционке, хотя техника для этого есть, — говорит Владислав Николаевич. —  Прошлый год ещё больше высветил проблему — ученику надо  не просто заучить какие-то формулы, фразы или исторические даты — надо понимать их суть.  Я, как учитель истории, говорю: чтобы знать этот предмет, недостаточно только правильно выстроить, например, хронологию династии Романовых. Важнее на основе полученных знаний понимать процесс исторического развития и  суметь проанализировать сегодняшнюю обстановку. Поэтому сейчас важно, с учётом полученного опыта, заняться модернизацией образования, технологий обучения и прочими вопросами.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или