Сахалинским родителям объяснили, что дислексия не диагноз, а особенность

пятница, 12 февраля, 11:29

748

Автор: Денис Чернов

Фото: Денис Чернов

О симптомах и способах преодоления данного расстройства корреспондент РИА «Сахалин-Курилы» поговорил с учителем-логопедом высшей квалификационной категории Галиной Картухиной. Она уверена: если ребёнку плохо даются чтение и письмо, муштра не поможет – нужна помощь  квалифицированного специалиста.

В школе у меня была стабильная тройка по русскому языку. Однако при этом с 11 лет я публиковался в районной газете, а в двенадцать написал первое литературное произведение. Откуда же тройка? – спросите вы. – Разве может писатель так пренебрежительно относиться к родному языку?

Интеллект здесь не причём

Признаюсь, учителя считали меня способным, но очень ленивым и неряшливым. На мои тетради без слёз было невозможно взглянуть. Постоянно делал помарки и никогда не попадал в строчки и клеточки. За любую творческую работу мне ставили 5/2 или 5/3. Пятёрка была за содержание, а двойки и тройки сыпались на меня за неряшливость.

А вот в математике я и содержанием похвастать не мог. Если в младшей школе худо-бедно справлялся с вычислениями, то когда началась алгебра и геометрия, мой мозг отказывался заниматься вычислениями.

Очень больно и унизительно быть хоть в чём-то хуже других. Время лечит эти раны. Спустя несколько лет после окончания школы я вспоминал об этих проблемах с улыбкой. Но лишь до тех пор, пока в школу не пошли мои дети. Двум из них учёба даётся с большим трудом.

Пытаясь помочь им, мы с женой столкнулись с термином  «дислексия». Самый первый случай был описан в 1887 году немецким врачом-офтальмологом Рудольфом Берлином. Это расстройство имеет очень много форм и у всех проявляется по-разному. Одним детям не даются навыки чтения, другим – письма, третьи не могут выучить наизусть стихотворение или таблицу умножения. У кого-то сочетаются сразу несколько проблем. Но это никак не связано с умственными способностями ребёнка и его обучаемостью.

Интеллект у дислексика может быть даже выше среднего. Неспособность освоить элементарные навыки чтения или письма могут компенсироваться успехами в чём-то другом. Задача родителей и учителей – помочь ребёнку вписаться в образовательный процесс, научиться жить со своими особенностями.

Писатель и драматург Евгений Гришковец – яркий пример того, какого успеха может достичь человек с дислексией. В советское время об этом явлении знали мало, и школа стала для него персональным адом. Сегодня литератор откровенно рассказывает о своих школьных бедах, чтобы как можно больше людей узнали о существовании этой проблемы. И вместо того, чтобы муштровать своих детей и требовать от них того, чего они не могут дать, обращались за помощью к специалистам. Кстати, у этого известного  драматурга дети – тоже дислексики.

 Дети перенасыщены информацией

Моя личная проблема привела меня за консультацией в Центр психолого-педагогической помощи семье и детям. Эта государственная организация находится в ведении регионального министерства образования и специализируется на оказании помощи детям, которым в силу тех или иных особенностей сложно вписаться в образовательный процесс.

Здесь также оказывают методическую помощь педагогам, которые обучают детей, требующих особого подхода. О том, как распознать у ребёнка дислексию и что с этим делать, мне рассказала учитель-логопед высшей квалификационной категории Галина Картухина.

Галина Картухина уверена: если ребёнку плохо даются чтение и письмо, муштра не поможет – нужна помощь квалифицированного специалиста. Фото: из личного архива Галины Картухиной

– Дислексия сегодня встречается гораздо чаще, чем несколько десятилетий назад. А причина в том, что современные дети перенасыщены сенсорной информацией, – объясняет Галина Николаевна. – Они много времени поглощают информацию посредством телевизора, компьютера, планшета и других гаджетов. А плюсом к этому идут электронные игрушки, яркие книжки с музыкальным сопровождением. Всё это вызывает перенапряжение нервной системы. Ребёнок не может сосредоточиться, у него не вырабатывается произвольность внимания. Это приводит к тому, что к пяти-шести годам у ребёнка недостаточно сформирован целостный образ даже самых простых объектов.

Чем старше, тем сложнее

Поскольку дислексия напрямую связана с речью, распознать её предпосылки можно ещё до начала школьного обучения. Чем раньше родителям удастся выявить особенности в речевом развитии ребёнка, тем легче будет их скорректировать. По словам Галины Картухиной, чаще всего решением этой проблемы родители начинают заниматься в начальной школе. Самые сложные случаи для логопедов и дефектологов, когда к специалистам приводят старшеклассников, понимая, что подростки не сдадут ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку.

«

Сегодня существуют эффективные методики помощи детям, страдающим дислексией. Уровень логопедической помощи в нашем регионе достаточно высок, главное – вовремя обратиться к специалистам. Если в школе есть учитель-логопед, он поможет ребёнку адаптироваться, а педагогу – найти подход к ребёнку. Если в школе нет своего специалиста, можно обратиться за консультацией в наш центр, где работает центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. 

»

Если проблемы у школьника сложные, которые не исправить специальными упражнениями, комиссия выдаст заключение с рекомендациями, на основании которой школа обязана будет найти индивидуальный подход к ученику и создать специальные условия обучения русскому языку с учетом особых образовательных потребностей, что позволит скорректировать требования к его успеваемости.— Эта справка никак не скажется на будущем ребёнка, — уточняет Галина Николаевна. — Она поможет ему сберечь нервы и больше внимания уделять тем дисциплинам, которые ему даются хорошо.

А что могут сделать родители? Специалисты советуют обращать внимание на особенности раннего развития: как ребёнок учится правильно держать ложку или ручку, завязывать шнурки, как различает и произносит звуки, как ориентирован в левой и правой сторонах. Причинами дислексии могут быть задержки речевого развития, трудности формирования коммуникативных навыков. Поэтому расстройство может проявляться в замкнутости, неспособности выстраивать отношения с другими детьми. Кроме этого, такому ребенку трудно повторить в заданном порядке несколько цифр, букв, слов, фраз, однако легко запоминать заданную информацию в произвольном (образном) порядке. Поводом присмотреться к ребёнку может стать его отказ читать вслух, когда он видит одно слово, а произносит другое, не может определить границы слов и предложений. Ребёнок может путать правую и левую стороны, очередность дней недели, времен года и суток. Важно понимать, что при дислексии детям тяжело выполнять последовательность инструкции из-за трудностей произвольного внимания. В силу всего перечисленного  хочу обратиться к родителям. Не усугубляйте проблемы с развитием ребёнка, задвигая их решение на завтра. Важно своевременно обратиться к специалистам и выполнять их рекомендации.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или