Управляющие стройками на Сахалине сели за парту

пятница, 19 марта, 13:45

468

Автор: Евгений Аверин

По завершении курса слушатели уходят с инструментами и пониманием, какие процессы они могут оптимизировать. Фото: Иван Каширин

Единственная в РФ «Школа заказчика» работает на Сахалине. Сейчас в ней начались занятия второй группы слушателей, в которую вошли более 40 человек.

Пилотный опыт Сахалина

Учебная программа этой школы востребована во всех строительных организациях, поскольку даёт знания, без которых в этой отрасли сейчас никуда. Она разработана Агентством по развитию человеческого капитала совместно с СахГУ по инициативе регионального правительства и при активном участии ассоциации «Сахалинстрой». А сама школа, в которой по этой программе учатся, — уникальный проект, пока единственный в России. Его запустили в конце 2020 года, а с конца января года нынешнего обучение стали вести на постоянной основе.

Пилотный опыт Сахалина в подготовке госзаказчиков в строительстве высоко оценил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

— Это первый в России опыт практико-ориентированной переподготовки специалистов в сфере государственного заказа. Она основана на уже работающей в области фабрике строительных процессов. Применение данного подхода позволило за короткое время организовать цифровой мониторинг строительства на сотнях объектов региона, -  считает заместитель председателя регионального правительства Вячеслав Аленьков.

Необходимость такого шага, по словам и.о. министра строительства области Алексея Колеватых, продиктована тем, что с 2024 года вся проектная документация будет предоставляться в формате BIM (Building Information Model), то есть информационной модели зданий, сооружений и вообще любых объектов инфраструктуры.

При подобном подходе здание и всё, что имеет к нему отношение, рассматриваются как единый объект. Это влечёт другой формат сбора и комплексной обработки всей архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и иной информации о здании. Здесь учитываются все взаимосвязи. BIM позволяет создать трёхмерную модель объекта, связанную с базой данных. Проще говоря, любой объект в этой модели проектируют фактически как единое целое, а изменение какого-либо из его параметров влечёт за собой автоматическое изменение всего, что связано с ним, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

Специалисты говорят, что на этапе проектирования это позволяет исключить пересечение инженерных коммуникаций, спланировать поставки материалов и численность рабочей силы. Кроме того, с 1 января 2022 года вступает в силу постановление правительства РФ о том, что социальные объекты будут проектировать, строить и эксплуатировать по информационным моделям. И обучение в школе заказчика — первый шаг в переходе на BIM.

Звенья одной цепи

Уже этим летом заказчики должны принимать проектирование по BIM, вести модели дальше и передавать в информационную систему градостроительной деятельности (ИСГД) региона. Для этого нужно знать и понимать график работ и их недельно-суточное планирование подрядчиком. Они на стройке — звенья одной цепи, подчеркнул глава ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Однако, к сожалению, квалификация работающих на стройке людей не всегда соответствует предъявляемым требованиям.

 — Если пролистать журналы по технике безопасности практически на любой стройке, то можно увидеть – в списке превалируют разнорабочие, — сказал Валерий Павлович. — А при строительстве детского садика, школы, жилого дома предусмотрена квалификация не ниже четвёртого разряда. И какое качество строительства мы требуем от подрядчика, когда на объекте одни разнорабочие! Где электрики, где арматурщики? Ведь армирование — это статика и динамика сооружения. Если мы привозим бригады из Средней Азии, то нужно организовывать на базе строительного техникума двухнедельное обучение, чтобы они, хотя бы второй разряд получили и основы техники безопасности. Каков заказчик, таков и подрядчик, вы — звенья одной цепи на стройке.

Чтобы компенсировать эти пробелы, слушатели школы заказчика учатся управлять проектами в строительстве, создавать цифровые модели нужного объекта до уровня физических объемов, формировать технические задания. Они также осваивают технологии бережливого производства, алгоритм организации работ по строительной площадке и приемки объекта и отслеживают изменения в законах и нормативно-правовых актах, регулирующих отрасль.

Во время обучения слушатели посетят строительные площадки, потренируются укладываться в сроки и сметы, более того — сами создадут цифровую модель своего объекта, чтобы потом использовать цифровую платформу контроля над ходом строительства. Наряду с этим обновят свои знания в сфере законодательства по охране труда. Всё для того, чтобы правильно организовать производственные процессы на вверенных стройплощадках.

Учащиеся школы заказчика являются частью строительного процесса, и от их эффективной работы на своих местах будет зависеть общий результат. Фото: Иван Каширин

Чудеса на фабрике

Выполнять эти задачи в условиях, максимально приближенных к реальным, им помогает «Фабрика процессов» — абсолютно новый для нас инструмент, который помогает приобщить людей к новой культуре и бережливому производству. А это — сокращённые потери, сэкономленные средства.

Сама фабрика располагается в просторном помещении с современным оборудованием и десятью рабочими местами. В ходе тренинга участники сталкиваются с производственными проблемами, выявляют причины их возникновения, разрабатывают и внедряют улучшения, чтобы выполнить поставленную задачу максимально быстро и эффективно. В среднем, в ходе такой деловой игры производительность труда удается повысить на 70 процентов.

Помимо всего прочего «Фабрика процессов» может выезжать на предприятия, которые находятся не только в Южно-Сахалинске, но и районах области. К примеру, для обучения специалистов коммунальных служб разработана система «Тепломонтажник». За неё не раз говорили спасибо — ведь она позволяет в комфортных условиях отрабатывать последовательность тепломонтажных работ с трубными блоками. Все необходимое для занятий оборудование помещается в небольшой чемодан, а на обучение уходит около шести часов.

Создание подобных фабрик — составная часть национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». 

По словам слушателя, уже окончившего обучение, сотрудника Дирекции Курильских островов Сергея Густова, полученные знания помогли узнать и понять новые тренды в строительстве, в организации рабочего процесса. Более того, полученная информация сразу найдет применение на практике.

— По завершении курса слушатели уходят с инструментами и пониманием того, какие процессы они могут оптимизировать. А также с конкретным планом, что они будут делать, с цифровой моделью своего объекта. По ним смогут отслеживать наполняемость строительных объектов в реальном времени, — резюмировал специалист центра опережающей подготовки Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Олег Бэдэрэу.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или