Санавиация на Сахалине успешно борется с COVID-19

пятница, 26 марта, 11:32

312

Вертолёты могут вылететь и ночью, если в месте вызова есть оборудованная площадка с освещением. Фото предоставлено отделением санавиации Сахалинской областной больницы.

Градус экстренности

Пандемия ковида не капитулировала, но заметно сдала свои позиции. Не последнее место в этой борьбе заняла и служба, которую называют санитарной авиацией.

Её сотрудники были не так заметны, хотя находились в буквальном смысле слова на высоте — потому что перевезли на вертолёте массу пациентов с Курил и других дальних районов в специализированный стационар на базе Долинской центральной районной больницы. Для некоторых промедление могло обернуться смертью. Бывало, на борт загружали сразу двоих больных, подключенных к аппарату искусственной вентиляции лёгких. В первую волну ковида, прошлой весной, в Долинск отправляли всех, у кого анализ показал наличие вируса в организме. Потом подходы поменяли. В стационар стали брать в первую очередь тех, у кого больше факторов риска — возраст 65+, диабет, ожирение и пр.

Одним словом, весь 2020 год для самой санавиации (официальное название этой структуры — отделение выездной экстренной и плановой консультативной медицинской помощи Сахалинской облбольницы) стал экстремальным, вспоминает ее руководитель Сергей Шелковников. Хотя сама специфика этой службы по определению предполагает работу в условиях экстренности. Но ковид повысил её градус.

Фото предоставлено отделением санавиации Сахалинской областной больницы.

Сменные площадки

Поначалу нужно было решить вопрос — где в Долинске садиться, объясняет Сергей Сергеевич. Раньше можно было приземляться на местный стадион, а потом правила ужесточили из соображений безопасности. Поэтому выбрали пятачок возле въезда в город, в районе поста ГИБДД. Один раз, когда ещё лежал снег, вертолет поднял тучу снега, из-за чего исчезла видимость на дороге и один автомобиль врезался в столб… Нашли площадку вблизи трассы для мотокросса. Но зимой, когда стало заметать, туда не могла подъехать карета скорой. Тогда переместились на берег Найбы, рядом с местом, где проходит «Сахалинский лёд». Сейчас там всё тает, и использовать её вряд ли получится.

Правда, возить в Долинск больных приходится всё реже — с начала года заболеваемость резко пошла на спад. Её пик пришёлся на прошлую осень, когда началась вторая волна пандемии. Подъём заболеваемости медики санавиации ощутили на себе в полной мере. — Бывали дни, когда из вертолёта не приходилось вылезать,— рассказывает Шелковников. — Больше всех, наверное в воздухе провёл наш фельдшер Алексей Цёмка. Летом и осенью в кабине душно. Плюс запах керосина. На нас защитные костюмы и очки. При этом надо за больным следить. Не легче было и тем, кто занимался перевозками пациентов на спецавтомобилях — это, по сути, та же скорая помощь, только входит в нашу структуру и перевозит людей в областной центр из ближайших районов. Труднее всех, было, пожалуй, водителям: очки снять нельзя, а они запотевают. Чего только мы не делали! Пробовали средство от запотевания автомобильных стёкол. Оказалось, не помогает. Лучше всего был эффект у хозяйственного мыла, тонким слоем которого стёкла и натирали. По итогам этого сезона ковидом переболели все медики санавиации, включая их руководителя. Одним словом, всё было очень похоже на условия военного времени.

В практике экипажа санавиации есть случай экстренной посадки на участок федеральной трассы. Фото предоставлено отделением санавиации Сахалинской областной больницы.

«

Наше отделение в составе областной больницы работает с 1957 года, в неё привозят 90 процентов тяжелых больных из районов. На подготовку вертолёта летом уходит час, зимой — полтора,  отметил Сергей Шелковников.

»

Вперёд к цифровизации

Во многом благополучно выдержать натиск пандемии помогла модернизации самой системы оказания экстренной помощи, начатая в 2019 году в рамках национального проекта «Здравоохранение».

Благодаря ему появился свой вертолёт Ми-8 АМТ, он числится за Национальной службой санитарной авиации из Санкт-Петербурга и работает у нас на подряде, то есть находится в полном распоряжении медиков.

Воздушный извозчик оборудован для перевозки тяжелых пациентов, практически это реанимация скорой помощи. Удобства медики в полной мере оценили в период пандемии: блоки искусственной вентиляции лёгких, установленные в вертолёте, не раз помогали выжить тяжёлым пациентам с ковидом. Программа развития экстренной помощи предполагает и создание единой диспетчерской службы на цифровой платформе для подразделений 03 и санавиации. Пандемия процесс затормозила, но не поставила на нём крест.

 — Возможно, в 2022 году эта система войдет в строй, — считает Сергей Шелковников. — Мы, образно говоря, будем видеть всю картину по области. Едет, например, скорая в Охе к больному с инфарктом. Соответственно, может появиться необходимость выслать туда наш вертолёт, поэтому можно заранее дать команду на его подготовку к рейсу. Кроме того, возможно будет связаться по цифровой радиосвязи из областного центра с любой машиной службы 03 в любом районе, уточнить нужную информацию.

Первые шаги в создании единой диспетчерской уже сделаны. Не так давно на станции скорой помощи в областном центре появилась новая система мониторинга работы спецтранспорта.

На одной виртуальной карте диспетчер может видеть — куда едет машина, экстренный или обычный у неё вызов и пр. Если рядом с ней произошло серьезное ДТП или в домах поблизости у человека случился инфаркт, то машину перенаправят туда — если она не едет на другой подобный вызов. А её больного передадут другим. И всё это за несколько секунд. Раньше на это уходило больше времени.

В случае необходимости для экстренной эвакуации пациентов в областную больницу могут привлекать вертолёты «Авроры», «Авиашельфа», МЧС.

Фото предоставлено отделением санавиации Сахалинской областной больницы.

По воздуху и по суше

Помимо воздушного транспорта у отделения консультативной помощи есть два реанимобиля — они перевозят больных в областную больницу с юга острова и обратно, на долечивание в район. Иногда они могут доезжать до Макарова — в зависимости от ситуации. Пациентов с Курил продолжать лечение отправляют на вертолёте, с очередным рейсом к больному.

При необходимости врачей облбольницы доставляют к больному прямо в район. Для этого у отделения выездной помощи есть три спецавтомобиля — два японских и один отечественный. Они оборудованы спецсигналами как скорая помощь, но не включены в реестр спецтранспорта, и бывали случаи, когда эти авто, проезжая на красный свет с сиреной и маячками, попадали в камеры и они фиксировали это как нарушение. Поскольку упомянутые три машины не включены в реестр, то система мониторинга не может автоматически аннулировать наложенные штрафы, как это предусмотрено для автотранспорта других экстренных служб. Поэтому водителям этих трёх автомашин советуют спецсигналами пользоваться только за городом

Медики санавиации также сопровождают сахалинских больных в федеральные центры кардиохирургии в Хабаровск и Новосибирск. До Хабаровска летят на вертолёте (не все знают, что путь туда занимает меньше времени, чем до Охи). Не раз островные врачи доставляли граждан Китая и Северной Кореи до Приморья, где их забирали медики из своей страны. Как рассказал Шелковников, в практике есть один случай, когда в 2019 году пришлось сопровождать на родину члена монгольской делегации, приехавшей в областной центр на международные соревнования «Дети Азии». Для неё специально присылали самолёт из Монголии. Причём решение принималось на уровне руководства страны — структур, подобных нашей санавиации, там нет. За своим гражданином прислали самолёт без врачей, и нашим медикам пришлось лететь вместе с пациентом до конечной точки. Вместо пяти часов полёт длился восемь. После приземления сахалинцев искренне благодарили. Домой они отправились на следующий день через Сеул.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или