Автобусное сообщение в Южно-Сахалинске отметило 75-летний юбилей

среда, 31 марта, 09:52

507

Автор: Татьяна Лукина

На одном их этих автобусов марки ПАЗ-651 начинал работать герой нашей статьи — Виктор Петрович Евдокимов. Фото из государственного исторического архива Сахалинской области.

Нынешний год в островном регионе богат на круглые даты. Но среди них по значимости не теряется одна, особенно важная для южносахалинцев. 20 марта 1946 года началось регулярное автобусное движение в областном центре. Общественный транспорт курсировал тогда по единственной улице — Ленина. Однако и он прекращал работу в знаменитые сахалинские бураны или в распутицу. И всё же это было событие для города.

Лошади и машины

В первое послевоенное время в городе не существовало регулярного транспортного сообщения. Основными средствами передвижения являлись велосипеды и пароконные экипажи. Для современных читателей нужно пояснить, что это средство передвижения, в который впряжена двойка лошадей. К паровой тяге не имеет никакого отношения.

— Моя бабушка рассказывала, что гужевой транспорт долгое время ещё использовался наряду с первыми автомобилями, — поделилась южносахалинка Марина Черкашина. — И извозчик должен был знать правила движения: при повороте налево соответственно надо было поднимать левую руку, а при правом повороте надо было дать знак остальным участникам дорожного движения другой рукой. Кстати, она вспоминала, что и водители автотранспорта при смене направления пользовались аналогичным способом.

На 1 февраля 1946 года в Южно-Сахалинске насчитывалось шесть автомобилей, один из них легковой. По распоряжению областного управления по гражданским делам от 14 февраля того же года город получил 10 из 92 принятых трофейных автомобилей, в том числе пять марки «Студебеккер», два — «Шевроле», по одному — «Форд» и «Виллис». И единственный автобус неизвестной марки. Старожилы уверяют, что это, возможно был распространённый ЗИС-8, в народе прозванный «Фердинандом». Именно на таком гонялись за бандитами легендарные Жеглов и Шарапов.

«

Автобусный парк в начале 90-х был в плачевном состоянии. Техника ломалась прямо на линиях, на починку часто не было денег, — вспомнил почётный гражданин Сахалинской области Валерий Белоносов.

»

В 1948 году на улице Ленина можно было увидеть уже раритетный сейчас ЗИС-8, в народе прозванный «Фердинандом». Фото из государственного исторического архива Сахалинской области.

Автобусы-гармошки

Виктор Петрович Евдокимов пришел работать в ПАТП-2 в 1960 году. Здесь он трудился водителем, страшно подумать, почти 60 лет. Он до сих пор работает на этом предприятии (сейчас это МУП «Транспортная компания») сторожем.

Водительское удостоверение молодой парень получил в Уссурийске. Служить Виктора отправили на Сахалин. Здесь он нашел супругу, создал семью, устроился на работу. По его словам, в 60-х в ПАТП-2 автобусов было очень много. Самые популярные марки — ПАЗ-651 и ЗИС-155. Сложной техникой парня напугать было сложно — в Уссурийске он уже успел поработать на заводе, где собирал автомобили, в армии имел дело с грузовыми машинами.

— Работать водителем в такой крупной транспортной компании было сложно, но интересно, — вспоминает Виктор Петрович. — Пассажиров была тьма! Две остановки проедешь, и уже полной автобус. Тогда мы обслуживали в том числе и междугородные маршруты, но когда стало ясно, что городу нужно больше транспорта, все автобусы перекинули исключительно на областной центр.

В 2015 году власти региона закупили для города 400 автобусов, из них 80 — марки ПАЗ «Вектор», 40 — КамАЗ «Маркополо Бравис», остальные составили белорусские автобусы МАЗ-206 в средней и длинной модификации.

А позже на линии вышли диковинные «Икарусы»-гармошки — автобусы с двумя салонами. Поработать на таких моему собеседнику не удалось, только потренироваться. Водитель со стажем отмечает, что в управлении машина очень легкая. — А что длинная, так это не беда. Просто глазомер нужен, прицеп шел след в след. Однако со временем от гармошек пришлось отказаться, — вспоминает ветеран. — Заказывать запчасти из страны-производителя было сложно. Их пытались чинить своими силами, используя для этого детали от советских тракторов.

А в целом, Виктор Петрович помнит тот период как весёлое время.

— Участвовали в соцсоревнованиях, боролись за план, «зайцев» гоняли. Главной задачей водителя тогда было качественное и культурное обслуживание, — отметил в заключение наш герой.

Самыми популярными марками автобусов на улицах Южно-Сахалинска в 1950-х годах были ПАЗ-651 и ЗИС-155. Фото из государственного исторического архива Сахалинской области.

Трудные времена

После 1991 года пассажирское сообщение в регионе, в том числе автобусное, было практически парализовано. Губернатор Валентин Федоров назначает главой практически с нуля созданного отдела транспорта областной администрации Валерия Белоносова, который хорошо помнил то сложное время.

— Автобусный парк в начале 90-х был в плачевном состоянии. Техника ломалась прямо на линиях, на починку часто не было денег. При тогдашней стоимости проезда в 18 копеек найти деньги на выплату зарплат, ремонт и прочее было очень сложно. Градус недовольства населения был колоссальным. Чтобы хоть как-то сгладить недовольство пассажиров, руководители ПАТП-2 всеми силами старались улучшить обслуживание. Одно время даже поздравляли их на Пасху, 8 Марта, 1 Мая, 1 сентября. Людям вручали самодельные открытки, цветы, водители говорили людям, входящим в салон, добрые слова. Но, честно говоря, за работу городского транспорта было очень стыдно, возили людей тогда отвратительно.

В это же время на линию стали выходить маршрутки. Поначалу частники за проезд установили вполне разумную цену, пассажиры с радостью восприняли новый вид транспорта. Но очень скоро японские фургончики утратили презентабельность, водители начали хамить пассажирам и манкировать графиком, приходилось  нерадивых маршрутчиков лишать лицензии.

Любимым развлечением детворы в 1990-х годах было катание на знаменитых автобусах-гармошках. Фото из государственного исторического архива Сахалинской области.

Тогда мы приняли решение покупать новые большие автобусы. Реализовать эту задумку было очень сложно, дефицит бюджета был ощутим. Ситуация с городским пассажирским транспортом действительно существенно улучшилась лишь тогда, когда были закуплены большие ЛИАЗы, а власти начали жёстко контролировать всех перевозчиков. В то же время власти обратили внимание и на благоустройство автомобильных дорог в областном центре. Существенный вклад в это дело внес тогдашний руководитель Сахалинавтодора Виктор Пулинец. Так в областном центре начали ремонтировать дороги, появились остановочные карманы, места для разворотов наконец-то были доведены до существующего стандарта.

Директор ПАТП Вячеслав Круглов и главный инженер Владимир Головин спасли тогда, можно сказать, предприятие. Благодаря им удалось построить свою автозаправку (на весь Южно-Сахалинск тогда их было всего две), благоустроить территорию компании, построить автомойку для автобусов с очистными сооружениями. Спортивный зал для сотрудников, который оборудовали при них, работает до сих пор. А столовая ПАТП тогда была одной из лучших в городе!

В автопарке областного центра в 1956 году числилось 57 автобусов разных модификаций. Фото из государственного исторического архива Сахалинской области.

Прекрасное далёко

Нынешним детям сложно понять сверстников второй половины прошлого века. Досуг они занимали непривычными для современного поколения развлечениями.

В моём детстве — а оно пришлось на пятидесятые годы прошлого века — в корейских семьях существовал обычай дарить детям на праздники деньги, — вспоминает Наталья Ким. — Впрочем, это была чаще всего мелочь, но при многочисленной родне сумма доходила до астрономического по тем временам рубля. Его можно было собрать за традиционные национальные поклоны старшим — родителям, бабушке с дедушкой, теткам и дядям. Первой статьёй расхода были, конечно, сладости: пирожные (их позволяли страшные транжиры), но обычно приобретались на базаре петушки на палочке или скромные коржики. Но когда появились первые автобусы, никаких денег не было жалко на катания в этом непривычном городском транспорте. Билет стоил, кажется, пять копеек. Причём на конечной остановке кондуктор высаживал тебя, и за обратный путь приходилось выкладывать ещё пятак. Но удовольствие потрястись на задней площадке автобуса (сидячие места тогдашние дети автоматом уступали старшим), обозревая знакомые места из окна, стоило денег.

Фото из государственного исторического архива Сахалинской области.

А в памяти Ирины Сухановой сохранился курьёзный случай.

— Автобус № 7 — это маршрут моего детства. Именно на нем мама возила нас с сестрой в детсад. Автобус с заветной цифрой появлялся редко, поэтому медлить нельзя было ни секунды. Однажды мама забрала нас, и мы пошли на остановку. Мы были еще далеко от неё, когда увидели свою «семёрку», — рассказывает женщина. — Мама одна, детей двое, а еще под мышкой пакет с новыми валенками. Как сейчас помню — белыми. По маминой команде «бежим!» мы рванули с места. Пропустим автобус — придется долго ждать следующего. Добежали. Но в пути мама потеряла один валенок. Было очень обидно. На дворе начало 90-ых, и каждая вещь доставалась с трудом. Один валенок же в хозяйстве — вещь бесполезная. Даже не помню куда дели. А ещё мы сами пробивали билетики компостером. Наверное, сложно будет объяснить ребенку что это такое.

А многим запомнились автобусы, части которого соединялись резиновой гармошкой. Если стоять близко к ней, то трясло очень сильно. В 60-е годы в областном центре, по словам очевидцев, больше всего по улицам бегал городской транспорт в виде ПАЗ или ЛИАЗ. Ещё гуляющие по вечерам у областного драмтеатра запомнили, как почти к главному входу подъезжали автобусы и оттуда высыпали большие группы поклонников театра для коллективного культпохода. Причём они приезжали из близлежащих городов юга острова — из Невельска, Корсакова или Анивы.

В 90-х годах прошлого века водители выполняли в сутки более тысячи рейсов и перевозили около 140 тысяч пассажиров. В это же время появилось регулярное автобусное сообщение с городами Корсаков, Долинск, Анива, Холмск, Невельск и другими населёнными пунктами.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или