Как мошенники охотятся за деньгами сахалинцев

четверг, 3 июня, 13:53

586

Автор: Сергей Сактаганов

Во Всемирной паутине набирает обороты последнее достижение изобретательных умов на основе пиринговой платёжной системы. В его сети попадает немало наших соотечественников. Фото: freepik.com

И на старуху бывает проруха

В прошлом году многие вкладчики убедились: проценты по банковскому депозиту не покрывают даже инфляции. Как же уберечь свои сбережения? Над этим задумалась и 47-летняя южносахалинка Виктория Н. (инициалы изменены по просьбе потерпевшей – ред.). Профессиональный бухгалтер не без оснований считала, что уж в финансовых вопросах разобраться способна. Изучив нужные публикации в интернете и посоветовавшись с коллегами, он решила заработать на модной нынче электронной валюте – биткойне.

Женщина нашла подходящий сайт, зарегистрировалась, заключила договор и перечислила деньги на покупку. Первые сделки воодушевили было результатом, но неожиданно пришло сообщение: очередная покупка дала сплошные убытки. Через несколько дней позвонил некий юрист и предложил помочь вернуть полмиллиона рублей. Пострадавшая заключила с ним договор, в котором гарантировала оплату услуг 10 процентами от потерянной суммы.

По рекомендации этого же специалиста южносахалинка позвонила по телефонному номеру, чтобы открыть банковский аккредитив. Поясним: на таком специальном счете держат деньги, которые поставщик услуги может снять лишь тогда, когда покупатель информирует банк о своем согласии. В предвкушении возврата прошел месяц…

А вскоре выяснилось: ее обманули! Якобы солидные сайты зарегистрированы за границей, телефоны чуть-чуть отличаются от банковских, а консультировали пострадавшую совсем не финансисты.

– Мошенники очень хорошо технически подготовлены, – пояснил замуправляющего отделением ЦБ РФ по Сахалинской области Евгений Михальцов. – Они используют новейшие технологии, позволяющие не только создавать сайты и телефоны, похожие на реальные, но и получать доступ к персональным данным своих жертв. А их сообщники владеют методами социальной инженерии и даром убеждения…

Многим просто стыдно признавать, что их обманули, как несмышлёных детей, да и в возврат похищенного верит далеко не каждый. 

Опять пандемия виновата?

Увы, Виктория в своих бедах не одинока. Как сообщили в региональном отделении Центробанка России, «средний чек» одного телефонного звонка мошенника составляет 10 тысяч рублей, а некоторые оборачиваются для доверчивых сахалинцев потерей даже нескольких миллионов рублей. Почему это произошло?

Введенные в прошлом году режимы самоизоляции, дистанционная работа и учеба, закрытие границ и прочие последствия пандемии привели к еще одному нежданному эффекту. Они стали питательной средой для … мошенничества в интернете и телефонной связи. Например, только в прошлом году Центробанк России инициировал блокировку 7,5 тысячи криминальных сайтов, чьи создатели маскировались под кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов,  туристические фирмы и тому подобное.

Поддельных же банковских сайтов удалось заблокировать более тысячи, а еще 45 ­– страховых организаций. И число двух последних, по свидетельству специалистов ЦБ РФ, за время ковидных ограничений даже вдвое увеличилось по сравнению с предыдущим периодом. Мошенники воспользовались тем, что количество электронных платежей и заказов на покупки в ту же самую пору поневоле росло в геометрической прогрессии!  Не остались в стороне и сахалинцы. В прошлом году у нас зафиксировали 283 несанкционированные банковские операции. Общий объем средств по ним превысил 3,5 млн рублей. И в основном попытки эти предпринимались через банкоматы и терминалы, интернет-платежи и при дистанционном банковском обслуживании.

В 2020 году Центробанк России инициировал блокировку 7,5 тысячи криминальных сайтов, чьи создатели маскировались под кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов, туристические фирмы и тому подобное.

Заслон компьтерному беспределу

Естественно, власти пытаются защитить россиян от «продвинутых» способов мошенничества. В нашей стране уже третий год, например, действует законодательство о так называемом АнтиФроде. Проще говоря, банки обязали контролировать операции своих клиентов с тем, чтобы сразу же выявлять подозрительные или даже просто нетипичные платежи.

– Скажем, вы делаете покупки в магазине рядом со своим домом, – рассказал Евгений Михальцов, – Операции вполне обычные и проходят чуть ли не каждый день. Но вдруг в банке замечают, что с вашей карты оплатили покупку в другой стране, хотя вы никуда не выезжали. В этом случае банк приостанавливает платеж, связывается с вами и уточняет – а точно ли владелец счета купил, например, гамбургер в каком-то кафе Техаса? И если нет, то банк оперативно должен приостановить такую транзакцию…

Не обошли вниманием и подменные телефонные номера, которые мошенники специально «подгоняют» под реальные. Так, Центробанк России уже направил федеральному министерству цифрового развития и ведущими операторами связи для принятия соответствующих мер информацию по более, чем 26 тысячам телефонных номеров. А чтобы закрыть остающиеся лазейки, в Госдуму РФ внесен на второе чтение отдельный «телефонный» законопроект. Он позволит создать единую информационную систему проверки, где будут собраны все сведения об абонентах, владельцах сим-карт и другие нужные данные. Кстати, пользователями этой системы должны стать ЦБ РФ, коммерческие банки и операторы платежных систем. Готовятся также поправки в действующее законодательство, которые позволят более оперативно блокировать доступ к мошенническим сайтам.

Кстати, люди учатся не только на своих ошибках. Региональное отделение Центробанка России активно работает по программе повышение финансовой грамотности населения Сахалинской области, рассчитанной на ближайшую трехлетку. В ее мероприятиях в прошлом году приняло участие более тысячи островитян. Кроме того, на сайте ЦБ РФ под названием «Финкульт.инфо» есть специальный раздел «Грабли». А еще действует проект «Грамотный инвестор», где тоже можно найти полезную информацию. Словом, возможности для безопасного использования денег клиенту предоставлены. Главное – не верьте чересчур заманчивым посулам, бесплатный сыр, сами знаете, где предлагают…

Сайты мошенников зарегистрированы за границей, а телефоны чуть-чуть отличаются от реальных банковских

Пять правил при покупках в интернете

  1. Приобретайте товары только на официальных сайтах, обязательно проверьте доменное имя ресурса. Если оно отличается от оригинального или просто кажется подозрительным, закрывайте страницу.
  2. При оплате товара обращайте внимание на страницу платежной системы, на которую должен перенаправлять сайт продавца для ввода платежных данных.
  3. Если продавец просит перевести деньги на карту или виртуальный кошелек, то это мошенник, так как компании не оформляют счета на физические лица.
  4. При входе в интернет-банк обращайте внимание на наличие в адресной строке https:// и значка закрытого замка (это означает безопасное соединение).
  5. Не переводите общение из сервиса по продаже новых и бывших в употреблении у товаров в личные мессенджеры: переписку ведите только в чате сервиса.

Мошенников девятый вал

Тревожный факт – одних только денежных краж с помощью информационно-телекоммуникационных технологий за минувшие четыре месяца совершено 298. Для сравнения: столько же официально зафиксировано за весь 2020 год.

Столь неприятную статистику обнародовали на прошедшем в мае брифинге, в котором прияли участие сотрудники УВД, облпрокуратуры и отделения Центробанка РФ. По общему мнению специалистов, нас просто захлестнул девятый вал кибермошенничества. Его, кстати, правоохранителями выявлено 242 случая, что на 6 процентов превышает прошлогодние показатели.

Подробностями нынешней ситуации поделился Андрей Ким – руководитель одного из подразделений регионального управления МВД России, которое как раз и противодействует мошенничеству в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Наиболее часто преступники используют такую схему: звонок лже-сотрудника банка. Он сообщает, что кто-то пытается снять деньги с вашего счета. Ррекомендует позвонить в УВД и подсказывает номер, схожий с реально существующим. Дальше жертву берет в оборот уже якобы полицейский, предлагающий перевести деньги на «защищенный» счет.

На нехитрую, вроде, уловку попадаются многие. Например, если поначалу полицейские в одном из таких преступлений насчитывали всего пять жертв, то по мере того, как разворачивалось следствие, счет пошел уже на два десятка потерпевших. Кстати, дело это успешно завершено и передано в суд.

Еще одна особенность: в последнее время мошенники все чаще работают не в одиночку, а организованными группами. Появились целые колл-центры, куда нанимают сотрудников и даже учат методам так называемой социальной инженерии – а проще говоря, умению обманывать, используя психологические приемы.

Конечно, всякое действие рождает противодействие. Эффективность работы правоохранителей тоже растет. Так, раскрываемость подобных краж с начала нынешнего года составила 32,6 процента в то время, как в 2020 году она равнялась 25,8 процента. Однако повода для оптимизма все же нет. С одной стороны статистика отражает лишь картину по официальным обращениям потерпевших, а сколько их всего – неизвестно. Многим просто стыдно признавать, что их обманули, как несмышленых детей, да и в возврат похищенного верит далеко не каждый. В общем: будьте бдительны, сахалинцы!..

Ничто не вечно под луной

Но нет ничего постоянного, меняются и схемы обмана. Например, злоумышленник звонит жертве как сотрудник правоохранительных органов и сообщает, что против неё по заявлению Центробанка России возбуждено уголовное дело.

Далее следует предложение помочь и, естественно, перевести куда скажут деньги. Михальцов предупредил: представители ЦБ РФ никогда не обратятся в правоохранительные органы без согласия клиента, тем более, если он ещё и взял кредит. А очередной развод мошенники начали применять потому, что многие их прежние схемы уже не действуют.

Специалисты рекомендуют при подозрительном звонке использовать следующий алгоритм:

  1. положить трубку и перезвонить в банк по официальному номеру, указанному на банковской карте или сайте кредитной организации
  2. написать заявление в отделении оператора сотовой связи о том, что вы запрещаете перевыпускать вашу сим-карту по доверенности без вашего личного присутствия.

Азбукой безопасности для людей должны стать правила никому и ни при каких условиях не сообщать данные банковской карты и код из СМС и не устанавливать на смартфон приложения по просьбе неизвестных.

Свои подводные камни есть и при работе с электронной почтой. Максимальную осторожность необходимо проявлять при чтении входящей корреспонденции, особенно получаемой в праздники и нерабочее время. При возможности не лишним будет удостовериться у отправителя в авторстве его письма. И конечно, любые просьбы загрузить, установить файлы должны расцениваться как подозрительные.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или