Чем закончатся споры вокруг новаций на дорогах Южно-Сахалинска?

пятница, 11 июня, 08:36

873

Автор: Евгений Аверин

На месте временного мини-кольца на перекрёстке улиц Буюклы и Дзержинского уже установили бордюры, а затем кольцевое пересечение украсят цветочной клумбой. Фото: Елена Сальник

Транспортные инженеры Степан Глушков и Антон Колесников создавали решения для пешеходов и автомобилистов Омска, Ханты-Мансийска, Нового Уренгоя, также консультировали ряд сахалинских проектов. Они объяснили, почему любая инициатива по дорогам в городе вызывает гнев и как с этим бороться.

Новшество во благо

По их словам, островки на улице Дзержинского придумали не они и не Василий Вишневский (руководитель АНО «Наш город» — прим. ред.). Они представляют такое же техническое средство организации дорожного движения, как пешеходный переход или светофор. Это не новшество, а обычный инструмент транспортного инженера, применяемый в соответствии с нормативными требованиями.

— Негатив рождают непонимание и отсутствие компетенции, — считает Степан Глушков. — Обыватель островки трактует просто: у автомобилистов забрали часть дороги. Хочу развеять заблуждение — они не снижают пропускную способность, если соблюдаются правила дорожного движения. Но с ними становится безопаснее. Они не дают совершить обгон на пешеходном переходе, блокируют возможность левого поворота с выездом на встречную полосу движения. А самое главное — водитель не может совершить манёвр на большой скорости.

Антон Колесников поясняет: если говорить проще — они пытаются бороться со смертностью на дорогах. А к ней приводит, как правило, несущийся во время столкновения автомобиль. В ДТП вероятность погибнуть у пешехода достигает 80 процентов при скорости 50 километров в час, если её снизить до 30 километров, то печальный показатель составит всего уже 10 процентов. Этим объясняется и мировой тренд к снижению скорости.

— Прежде всего, нужно сохранить жизнь пешеходов. Человеку свойственно ошибаться, и водитель не исключение. Поэтому мы, как транспортные инженеры, применяем проверенные эффективные методы организации дорожного движения, чтобы добиться снижения скорости автомобилистов за счёт инфраструктуры и не дать водителю совершить тяжелейшую аварию, — говорит Антон Колесников.

Специалисты считают, что Южно-Сахалинск можно как похвалить, так и поругать.

Практически везде тротуары перед зебрами понижены до уровня проезжей части. В городе два надземных пешеходных перехода — это крайне некомфортно для жителей. Один из них уже продублирован по земле, дело — за вторым. И надеюсь, что их когда-нибудь демонтируют. Стоит отметить ужасное качество тротуаров в городе. Возможно, это вызвано островным климатом. Пешеходная инфраструктура Южно-Сахалинска пока оставляет желать лучшего, — говорит Глушков.

Приезжим людям бросается в глаза масса горожан на велосипедах и самокатах.

— Их колоссальное количество. И это говорит о том, что сахалинцы готовы к альтернативному транспорту, и им есть, где на нём передвигаться. Со стороны жителей есть большой запрос на двухколёсных «коней». Для них уже существует какая-то инфраструктура, но она требует дальнейшего развития, поэтому работы в этом отношении ещё очень много, — отмечает Колесников.

«

«Бессмысленно спорить, что текущее состояние общественного транспорта не может составить личным автомобилям конкуренцию. Но чтобы привести его к конкурентноспособному состоянию, необходимы конкретные решения по предоставлению ему приоритета в движении. Приоритет по определению подразумевает ущемление других видов транспорта. И с этим ничего не поделать», - сказал транспортный инженер Степан Глушков.

»

А на велосипеде и пешком лучше

У всех противников специальных полос для общественного транспорта всегда два аргумента: мы итак стоим в пробке, а вы ещё и «выделенку» хотите тут сделать, её надо организовать там, где много места и нет пробок. Здесь важно понимать, что новшество — не игрушка урбанистов, подчёркивает Глушков. Это инструмент организации дорожного движения, который имеет чёткие критерии и цели. Он объясняет, что, когда на ограниченном пространстве возникает необходимость перевозки большого количества людей, без многоместного транспорта обойтись невозможно. И он, разумеется, не должен стоять в пробках, иначе вся его эффективность сводится к нулю. Автобусы перевозят наибольшее количество людей на дороге по сравнению с автомобилями. Спорить с этим бессмысленно. Предоставление преимущества пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту закреплено в законодательстве.

— Если идти по пути автомобилизации, что сейчас прослеживается в Южно-Сахалинске, то плохо будет всем: и тем, кто едет в авто, и тем, кто стоит с ними в пробке в автобусе. А хуже всего для пешеходов, — говорит Колесников.

Транспортные инженеры развенчивают ошибочное мнение, что урбанисты хотят запретить автомобили.

— Это в корне не верно! Мы хотим снизить их количество на дорогах, чтобы уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть города. Развитая инфраструктура предложит людям качественную и комфортную альтернативу при выборе способа передвижения. Люди начнут понимать, что им проще дойти до остановки, сесть в комфортабельный автобус и без пробок по выделенным полосам доехать до работы за 10 минут, — говорит Степан Глушков.

В итоге, считают инженеры, хорошо станет всем. В том числе тем, кто готов жертвовать авто ради скорости передвижения, и тем, кто не может отказаться от автомобиля по работе или личным причинам, он будет меньше подвержен заторам на дороге, потому что большая часть людей откажется от частного транспорта в пользу общественного и велосипедов. 

Специалисты отмечают, что Южно-Сахалинск — компактный город, и в рамках существующей застройки расширять дороги уже некуда. Это говорит о том, что надо пойти по другому пути и уменьшать количество транспорта на дорогах.

— Я не вижу надобности даже пользоваться наземным транспортом: всё — в пешей доступности. Если есть потребность в более дальнем маршруте, то стоит уже рассматривать велосипеды или самокаты и, может быть, в крайнем случае, городской автотранспорт, если он останется в текущем положении, — говорит Колесников.

По информации Василия Вишневского, в зонах ограниченной видимости по закону должен стоять светофор стоимостью 700 тысяч рублей, мини-кольцо заменяет электрорегулятор всего за 7 тысяч рублей. В ближайшее время в Южно-Сахалинске появятся ещё четыре мини-кольца на перекрёстках: Горького — Пограничной, Горького — Компроспекта, Комсомольской — Сахалинской и Комсомольской — Детской.

Человеческая жизнь важнее скорости

Известный российский блогер-урбанист Илья Варламов с заметной частотой стал упоминать столицу островной области. Ему нововведения городских властей, связанные с безопасностью дорожного движения, нравятся.

— Каждый день на дорогах России продолжают гибнуть десятки людей, поэтому не думаю, что есть смысл в очередной раз объяснять, почему так важно соблюдать скоростной режим, соблюдать правила дорожного движения или какие меры стоит предпринять, чтобы эта катастрофа закончилась. В главном городе Сахалина происходит что-то совсем невероятное для России — здесь сужают полосы для движения транспорта, меняют радиусы поворота, возводят антипарковочные карманы и даже делают велополосы! —отмечает урбанист. — Без капитального строительства и за короткий промежуток времени Южно-Сахалинск смог сделать то, чего так боятся делать другие российские города, — повысить безопасность улиц.

Этот факт подтвердил и замначальника областной ГИБДД Александр Каширин на очередном заседании Сахалинского экспертного клуба. По его словам, например, установка островков безопасности и мини-кольца на перекрестке Буюклы — Дзержинского позволила снизить скоростной режим на этом участке дороги и предотвратить потенциальную смертность пешеходов.

— Круговой перекрёсток заставляет водителя немножко снизить скорость и покрутить рулём. У нас люди отвыкли от этого, по этой причине соответственно реагируют на вносимые изменения. ГИБДД же преследует свои основные цели — снижение аварийности, травматизма и смертности. К 2023 году мы должны свести показатели по этим позициям к нулю.

По его словам, новые кольца на улицах Фархутдинова и Украинской существенно разгрузили пробки на этих участках дорог в городе.

В Южно-Сахалинске, про который я в последнее время часто пишу, решили оскорбить чувства автомобилистов и сделать выделенную полосу для автобусов. У водителей, которые и так уже крайне тяжело переживали появление островков безопасности и противопарковочных столбиков, случилась настоящая истерика. Они почему-то думают, что 100 процентов населения Южно-Сахалинска передвигаются на машинах, и не готовы уступить пассажирам общественного транспорта ни сантиметра дороги. При этом своё мнение автомобилисты, как обычно, выдают за «глас народа», хотя это глас примерно трети горожан.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или