Новый конкурс организовали представители коренных народов Сахалина

четверг, 10 июня, 18:15

227

Автор: Михаил Берёзов

Солистке ансамбля «Мэнгумэ Илга» Минато Сирюко было довольно единственного реквизита в виде рыжей шкуры, чтобы оживить народную сказку про лису и глупого сивуча. Фото автора

Творческих состязаний, в которых представители многонациональной культуры Сахалина могут продемонстрировать разные грани таланта, в регионе достаточно. Однако это тот случай, когда маслом кашу не испортишь. Речь идет о первом областном конкурсе народного творчества коренных малочисленных народов острова «Таланты Севера».

Лесная музыка

На протяжении многих лет их главными представительскими площадками являются фестивали «Живые традиции» и «Наследники традиций». Но каждому творцу, чтобы достичь новой вершины, нужно время от времени погружаться в конкурентную среду. Участие во всероссийских фестивалях ремесел, этнической музыки неизменно приносит награды мастерам и артистам с Сахалина. Поэтому логично, что на региональном уровне появился конкурс, который позволит определить лучших среди умельцев и знатоков народной культуры разных поколений. Конкурсанты из четырех муниципальных образований Сахалинской области состязались в таких номинациях, как декоративно-прикладное творчество, исполнительское искусство и устное народное творчество.

Многолетними хранителями и продолжателями традиций сегодня являются национальные коллективы. Часть из них приняла участие в конкурсе — ногликский «Ари-ла-миф» («Земля Северного ветра») под руководством Александра Горошко, поронайский «Мэнгумэ Илга» («Серебряные узоры», рук. Александр Украинский), «Морошечка» Елены Нигановой из села Вал. Их танцы и песни стали яркими иллюстрациями жизни и традиций сахалинских этносов, их взаимодействия с окружающим миром, картинок жизни.

Несомненно, этому способствуют и завораживающие звуки национальных инструментов, вобравшие звуки природы, ее обитателей. Только женщины могли выстукивать наигрыши на музыкальном бревне тяти-чхарш, без которого не обходился ни один медвежий праздник, или играть на кални — трубе из медвежьей дудки. А непростое искусство владения варганом (заканга) демонстрировали конкурсанты вне зависимости от пола и возраста. Ну а ансамбль «Морошечка» органично ввел в современный контекст древние мифы на основе песен, инструментального исполнительства и пластики в театрализованном представлении «Угощение огня».

На языке предков

Реализуя инициативу министерства культуры и архивного дела области, организаторы — Сахалинский областной центр народного творчества — особое внимание уделили устному народному творчеству. Дело в том, что в следующем, 2022 году стартует Десятилетие языков коренных народов. В островной области много делается для популяризации духовной культуры в самых разных формах — от букварей до создания графических романов по мотивам нивхских преданий для молодежной аудитории, но уникальные языки коренных этносов неизбежно вытесняются на задворки живого общения. Поэтому так важно было для организаторов, чтобы на конкурсе звучала речь из уст немногих здравствующих носителей языка нивхов, уйльта, нанайцев. И большая часть номеров (16 из 21) были полностью исполнены на родном языке.

К счастью, у нас ещё есть возможность прочувствовать живую энергетику носителей языка. А если они ещё артистки от природы, успех у зрителей обеспечен. Солистке ансамбля «Мэнгумэ Илга» Минато Сирюко было довольно единственного реквизита в виде рыжей шкуры, чтобы оживить народную сказку про лису и глупого сивуча. И даже без перевода зрители понимали, кто кого обвёл вокруг пальца. А из уст хранительницы уйльтинского языка Елены Бибиковой прозвучали сказание о Кальдями-великане и легенда о Синуникане и его семье. Вслед за старейшинами, которые задавали эталон устного народного творчества, на сцену выходили юные исполнители — участники фольклорных ансамблей севера Сахалина, с удовольствием представив слушателям задорную россыпь стихотворений, скороговорок, считалок и дразнилок.

Новая старая мода

Север Сахалина искони считается колыбелью коренных народов острова. Но сегодня места их традиционного проживания разбросаны по всему региону, что абсолютно не препятствует продолжать традиции предков, учитывая при этом объективно меняющиеся реалии. Образцы женского рукоделья, представленные в широчайшем диапазоне, стали красивым предисловием к конкурсному концерту, в нем отметились Надежда Джаббарова, Альбина Мыгун, Валерия Осипова, Ольга Садинова, Ирина Иннокентьева и др.

Сегодня развитие декоративно-прикладного творчество определяют в том числе современная мода и потребности туризма. Как из любого региона, гости увозят на память чисто сахалинские сувениры с традиционными завитковыми орнаментами и этносимволикой, сработанные из меха и кожи. Руками мастериц создаются целые гарнитуры (одежда и обувь, различные женские аксессуары, украшения). И каждое изделие отражает неповторимую индивидуальность создателя. Некоторые мастерицы уходят от утилитарного подхода в чистое искусство — например, Валерия Осипова (Ноглики) создает панно из рыбьей кожи. Но в отличие от своей именитой родственницы Вероники Осиповой, чей стиль — синтез кожи с росписью акварелью, тушью, Валерия предпочитает аппликацию из резных фрагментов. Людмила Паскит использовала этот же материал для изготовления сумочки-клатча, украшенного авторским изящным орнаментом — его легко представить в руках современной модницы. А самое главное, что подрастают «наследники по прямой». Ольга Садинова дружит с иголкой с юных лет, к конкурсу набралась целая коллекция ее орнаментированных сумочек. Пришло время, и свои знания и умения она передает дочери Анне. Девочка изготовила кукол для инсценировки сказок Владимира Санги «Медведь и бурундук» и «Тюлень и камбала», столь нетрадиционно использовав привычные материалы — рыбью кожу и мех нерпы.

Первый конкурс прежде всего стал открытым мастер-классом старшего поколения сахалинских нивхов, уйльта, нанайцев для молодых — как знать, любить и преумножать свою культуру. А дух соперничества придавал ему изюминки. Разве что не хватало среди конкурсных номинаций национального спорта и местной гастрономии. Но это, возможно, — дело будущего, ведь конкурс был лишь первой ласточкой. По-хорошему амбициозных талантов на севере Сахалина хватает.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или