Капремонты домов на Сахалине. Что сделано за восемь лет?

239
Пт • 15 октября • 05:00
Иван Алексеев
За восемь последних лет в Сахалинской области отремонтировали 3898 конструктивов - крыш, фасадов, инженерных сетей. Фото: Иван Каширин
За восемь последних лет в Сахалинской области отремонтировали 3898 конструктивов - крыш, фасадов, инженерных сетей. Фото: Иван Каширин

Комплексная аксиома

Обновлёнными фасадами и крышами снаружи, а также современными инженерными сетями внутри могут теперь похвастаться жильцы многих домов на Сахалине и Курилах. Кто-то уже было потерял надежду на то, что можно будет поменять старую проводку или систему подачи тепла, но всё это оказалось достижимым благодаря региональной программе по капитальному ремонту общего имущества домов. О её необходимости говорили давно, а воплощение планов в практическую плоскость началось восемь лет назад. Статистика говорит, что за это время отремонтировали 3898 конструктивов — так строители называют те самые крыши, фасады и инженерные сети. Запустить процесс стало возможным после создания у нас на островах фонда капитального ремонта многоквартирных домов — некоммерческой организации, взявшей на себя все вопросы взаимодействия собственников квартир с органами власти и компаниями, которые делают ремонт.

Принцип работы простой — хозяева платят взносы, НКО их аккумулирует и на основании мнения жильцов планирует деятельность — какие конструктивы и по каким адресам пойдут на капремонт.

— Мы сразу приняли за аксиому, что работы надо производить комплексно, обращая внимание на благоустройство, — рассказал заместитель гендиректора фонда Роман Казбан.

В первые годы больше всего делали крыши — их за восемь лет обновили 1175. Если не привести эти элементы в порядок, не устранить течи с прочими дефектами, то ремонт фасадов и всего остального просто пошёл бы насмарку.

За это же время 591 дом изменил свой внешний облик благодаря современным и качественным фасадным конструкциям.

Самая проблемная

Теперь пришла очередь инженерных сетей. Специалисты отремонтировали 2090 подобных объектов, это системы водо-, газо- и электроснабжения, водоотведения, отопления. Помимо того, провели работы в 27 подвалах, привели в порядок 14 фундаментов и один лифт.

Труднее всего, как свидетельствует практика, обновлять электрику. Она пока остаётся самой проблемной составляющей общедомового имущества — и с точки зрения технических решений, и с точки зрения взаимоотношения собственников и подрядчиков.

— Например, не все жильцы знают, что когда новую проводку подключают к щитку, за это отвечает тот, кто производит работы, — объясняет Роман Казбан. — А за всё, что идёт от щитка в жильё, отвечает его владелец. Он должен, в частности, проверить заземление, чтобы не било током. Но не все об этом знают. Потом начинаются претензии к управляющим компаниям. Между тем все вопросы ещё до завершения ремонта можно решить через фонд.

Альбом решений 

Вся актуальная информация о ходе и результатах работ сегодня доступна на сайте организации. За восемь лет сдвиги в лучшую сторону стали заметны всем. Это подтверждает и министерство жилищно-коммунального хозяйства области.

Во-первых, повысилась требовательность к тем, кто взялся делать ремонт. Поэтому претензий стало меньше — практически все возникающие неувязки решаются, что называется, на рабочей площадке.

Во-вторых, возрос уровень строительного контроля и цифровизации. Вся информация доступна на сайте. Создан и действует электронно-цифровой модуль, в котором собирается информация по каждому объекту.

— Конечно, нельзя сказать, что всё идёт гладко, — объясняет Роман Казбан. — Одно из слабых звеньев — качество проектов. Чтобы его улучшить в прошлом году у нас в фонде был создан Альбом технических решений — более 180 листов, где есть образцы по всем конструктивам домов. Со следующего года все проектные решения должны быть выполнены именно по этому документу. Кроме того, электронно-цифровой модуль посчитает работы выполненными, только если они сделаны в соответствии с проектом из Альбома.

Недобросовестных подрядчиков хоть и стало меньше, но они ещё не перевелись. Поэтому иногда приходится запускать претензионную работу, проще говоря, судиться.

Один из адресов — Спортивный проезд, 15 в областном центре. Компания, подрядившаяся делать капремонт в 2018 году, выполнила его некачественно. Жительница дома Алеся Кузнецова обратилась на прямую линию губернатора Валерия Лимаренко. Комиссия в составе представителей фонда и управляющей компании провела обследование и констатировала, что дефекты действительно есть. Их устранение взяло на контроль министерство ЖКХ. Дело будет доведено до конца.

Гарантийные рамки

Жильцам важно знать, что выявлением недочётов ремонта по гарантии подрядчика занимается специальная комиссия. Её создают после обращения жильца, обнаружившего какую-либо проблему. В состав комиссии входят специалисты фонда капитального ремонта, управляющей компании и сам заявитель. Они обследуют конструктив и устанавливают причину того или иного дефекта.

Специалисты рекомендуют не путать гарантийные обязательства с текущим содержанием. Последнее находится в зоне ответственности и контроля управляющих компаний. При этом нужно понимать, что устранять недочёты подрядчик не будет, если причина — в ненадлежащей эксплуатации.

— Гарантия даётся только на выполненные работы. Она не распространяется на разного рода механические повреждения, замену оборудования по окончании эксплуатационного срока, а также дефекты, которые образуются в результате неправильного использования. Например, если заводская гарантия на оборудование закончилась, а сам агрегат вышел из строя, то управляющая компания должна заменить его за свой счёт, — объяснил Роман Казбан.

«Управдом» – старый опыт плюс новые технологии

Иметь надёжные крыши, исправные инженерные сети, а в общем и целом — комфортную среду внутри дома хочется каждому хозяину квартиры. Но этого не добиться одной только заменой старых труб и деревянных перекрытий на новые.

Тут нужно выстроить целую систему из эффективной работы коммунальщиков, своевременного технического обслуживания, а ещё наладить взаимодействие с надзорными органами и создать возможность оперативно разруливать насущные проблемы.

Всем этим как раз и призваны заниматься советы многоквартирных домов. Их председатели (которых ещё на старый манер называют управдомами) получают широкие полномочия — от контроля за ходом проведения капремонта до подписания актов приёма-передачи.

Благодаря такой слаженной работе представителей всех заинтересованных сторон собственники будут быстрее решать свои проблемы, а коммунальные службы — добросовестнее исполнять обязанности.

Именно на это нацелен проект «Управдом», который начали реализовывать у нас в области по инициативе регионального министерства жилищно-коммунального хозяйства. Его цель — создание таких объединений собственников в каждом населённом пункте нашего региона, подчёркивает глава министерства Наталия Куприна. Вопросов здесь возникает немало, поэтому для их решения нынешним летом в муниципалитетах прошли форумы с таким же названием «Управдом». Рассказать о собственном опыте могли жильцы домов, где подобная форма управления уже действует и показала свою эффективность. Эксперты, присутствовавшие на семинарах, отмечали — благодаря реализации профильной программы министерства ЖКХ их создание приобретёт массовый характер. Не случайно на Сахалине и Курилах с начала года выбрали более 2350 председателей советов многоквартирных домов.

Вполне возможно, что эти люди будут иметь знак отличия, а их контакты станут размещаться в открытом доступе. Также, подстраиваясь под современные реалии, ответственный в должности человек будет поддерживать связь с жильцами через мессенджеры, которыми сегодня все активно пользуются.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru