Номинация «Человек десятилетия». Жить и любить на планете искусств...

четверг, 31 мая 2012, 00:54

4893

Автор: Татьяна Егорова

Ирина Герасимова – директор Государственного бюджетного образовательного учреждения «Сахалинский колледж искусств». г. Южно-Сахалинск.

Штрихи к портрету номинанта

Ирина Герасимова – коренная сахалинка. Родилась в 1961 году в поселке Смирных. После окончания Сахалинского музыкального училища в 1980 году поступила на отделение «музыковедение» в Дальневосточный институт искусств (г. Владивосток). Получив диплом, вернулась на Сахалин, преподавала в детской музыкальной школе № 2 областного центра. С 1994 года работала завучем Сахалинского музучилища. В 1999 году ее назначили директором этого учебного заведения.

В 2005 году музыкальное училище было переименовано в Сахалинский колледж искусств. Будучи его директором, Ирина Герасимова сделала все возможное, чтобы колледж стал корпорацией творчества педагогов и студентов. Сейчас это армия надежных, верных и преданных искусству личностей, золотой запас сахалинской культуры и искусства.

За многолетний творческий труд Ирина Герасимова награждена знаком «За достижения в культуре РФ» (1999 год), грамотой администрации Сахалинской области (2009 год), а также знаком отличия «Рукопожатие» (2011 год).

А путь и далек и долог

– Ирина Викторовна, вы уже 13 лет возглавляете островную кузницу кадров для сферы культуры и искусства. Но известно, что директорами не рождаются, директорами становятся. Когда и кем были замечены ваши деловые и организаторские способности?

– Самое интересное, что я никогда не мечтала сделать карьеру, стать руководителем. Изначально я – педагог, преподаватель теории музыки, поэтому меня всегда прежде всего интересовала моя профессия и все, что с ней связано. Но почему-то так получалось, что окружающие меня люди видели во мне большее, и в частности организаторскую жилку, оперативность в работе. По сути – я прекрасный исполнитель. Мне давали поручения, которые выполняла безукоризненно. Опыт руководящей работы пришел со временем.

После института, получив консерваторское образование, мне хотелось попробовать себя в профессиональной педагогике. Но поскольку, помимо отличной учебы в вузе, я проявила себя еще и в общественной жизни института, декан нашего музыкального факультета на распределении почему-то очень хотел видеть меня директором школы искусств в городе Уссурийске.

Школа эта большая, в ней занималось 300 детей. Но тогда я – новоиспеченный молодой специалист – боялась не потянуть, поэтому попросилась на Сахалин, куда мне и дали направление.

Но родной остров встретил неприветливо. В начале перестроечного хаоса на родине мы были не нужны. В Южно-Сахалинске специалисты даже с высшим образованием не требовались, пришлось ухватиться за предложение преподавать в детской музыкальной школе в Синегорске. Из Троицкого, в которое мы переехали после того, как мама поменяла смирныховскую квартиру, путь в этот шахтерский поселок был неблизкий, а главное – неимоверно долгий. Из дома я выезжала ранним утром автобусом до железнодорожной станции, в областном центре пересаживалась в поезд, который следовал в Синегорск. Минут 40 он стоял в Новоалександровске под загрузкой и только потом отправлялся по маршруту. Такая транспортная схема сейчас кажется невыносимой, но тогда я воспринимала это спокойно. Однако если туда дорога была еще терпимой, то обратный путь гораздо сложнее – последняя матрисса из Синегорска уходила в 20.00, из-за нестыковки расписания поезда и автобуса на Троицкое мне приходилось почти час ждать на вокзале.

И так, в постоянных разъездах, я проработала целый год в синегорской школе. Видимо, и там заметив мои организаторские способности, мне предложили стать ее директором. Из-за трудностей с дорогой отказалась и попросила перевести в областной центр. В управлении культуры мне пошли навстречу. Я стала преподавать в детской музыкальной школе № 2, которая входила в состав Сахалинского музыкального училища и даже находилась там же. В школе мне дали педагогические часы для работы по совместительству в музучилище. В 1991 году я стала преподавателем, в 1994-м – завучем, а спустя пять лет – директором Сахалинского музыкального училища.

Ирина – студентка музучилища. 1979 г.

– Новая должность изменила что-то в вас?

– Пожалуй, стала еще требовательнее относиться к себе. А вообще директорство для меня – еще одна проверка на прочность и профессиональную состоятельность. Я начинала в тяжелые времена для учебного заведения, к тому же оказалась заложником неприятной ситуации. Как я уже говорила, делать карьеру не входило в мои планы. Но в разгар конфликта, который разгорелся тогда между коллективом музучилища и его директором, мне предложили занять директорское кресло. Впрочем, история административных отношений началась несколько раньше – А. С. Герус, бывший тогда директором музучилища, предложил мне должность завуча, и я…отказалась. Но Александр Семенович, обладающий неимоверной энергетикой и даром убеждения, сумел повлиять на мое решение. Он понял во мне самое главное – в решении деловых вопросов я не могу отказать, если просят помочь. И он попросил помощи. Так я в тот момент стала своего рода буфером в примирении конфликтующих сторон, поскольку моя кандидатура устраивала и сотрудников училища.

День рождения дочери (справа) в Питере.

На какой-то момент мне стало страшно, ведь теперь в моем подчинении находились преподаватели, у которых я училась. А это были удивительные личности, замечательные педагоги и музыканты – Анатолий Михайлович Жук, Римма Александровна Новокрещенцева, Маргарита Романовна Павловская, Людмила Александровна Жук, Паулина Рудольфовна Лосева… Их была целая плеяда – людей сильных, авторитетных, заслуженных. И получалось, что теперь мне предстояло ими «дирижировать». Но помогла их мудрость. За много лет никто из них даже не намекнул, кто они такие и кто я – их бывшая студентка. Мы всегда разговаривали на равных.

Жизнь – не ровное полотно, конечно, приходилось сталкиваться со сложными и спорными вопросами, где-то надо было искать компромиссы, и уже здесь мне помогала профессия.

Островная малая родина

– Вы родились на Сахалине, в Смирных, на знаменитой исторической 50-й параллели. А корни вашего рода тоже островные?

– Нет. Мои родные родом из Ставрополья. У нас большая семья, бабушки и дедушки из казаков, жили в городе Пятигорске. Мои родители с годовалой сестренкой приехали на Сахалин в 1956 году. Я родилась через шесть лет и была первой в роду сахалинкой. Все, кто остался жить на материке, жалели меня: «А Ирка у нас одна без родины, какая же родина – Сахалин?» Сейчас уже так не считают. У нас в роду теперь много сахалинцев, а тогда я была первой. И, надо сказать, для меня на свете нет ничего лучше родного острова.

Мотопробег на Харамитоги. 1975 г.

– Когда вы открыли для себя мир музыки и поняли свое призвание?

– Это произошло как-то само собой. Родители все делали, чтобы их дочери – две любимые девочки росли гармонично развитыми людьми. Поэтому меня в первом классе, вслед за старшей сестрой, отдали учиться в музыкальную школу на класс фортепиано, и мне это нравилось.

На наше счастье в то время там работали очень сильные преподаватели, к примеру, мой педагог была выпускницей ленинградской консерватории.

Однако еще долгое время я не знала, какой стороне отдать предпочтение – музыке или точным наукам, к которым у меня тоже была явная предрасположенность. Особенно меня тянуло к математике, считать, решать сложные задачи было для меня удовольствием.

С молодежной делегацией области в Японии. г. Нара, 1990 г.

Я училась в школе, когда умер папа, и это внесло коррективы в жизнь нашей семьи. Все заботы о нас с сестрой и нашей учебе легли на мамины плечи. Ей, бухгалтеру по профессии, тяжело приходилось, и мы с сестрой это понимали. Оле еще предстояло окончить политехнический институт в Хабаровске, а, что касается меня, то речь о моем окончании десятилетки уже не заходила. После 8-го класса я решила поступить в Сахалинское музыкальное училище на отделение «теория музыки». И уже тогда мне казалось, что иду по правильному пути. Но, что удивительно, математика мне всю жизнь помогала в музыке. Это парадоксально, но факт. Она давала какое-то чувство ритма, объема, помогала в анализе музыки, не говоря уже о том, как важно руководителю уметь хорошо считать, составлять сметы, готовить проекты и их финансовое обоснование.

Талант конъюнктуре неподвластен

– Вам довелось преподавать историю музыки на стыке двух эпох – старого и нового пост-перестроечного времени, когда происходила кардинальная переоценка отечественных и мировых ценностей культуры. Вы почувствовали это на себе?

– Еще как! В 90-е годы на аттестацию педагогических кадров к нам приехали члены аттестационной комиссии из центра и Дальневосточного региона, девять человек – профессора, известные имена. Я, тогда еще просто преподаватель, тоже подала заявление на высшую квалификационную категорию, чем вызвала недовольство корифеев училища. Они считали, что молодежь плохо оценивает себя и в ультимативной форме предложили мне забрать заявление. Но со мной так нельзя. Если я уверена в чем-то, то меня трудно переубедить, меня можно только попросить. Но этого не было сделано, и я вышла на аттестацию.

Слово о великом композиторе. Ведущая концерта Ирина Герасимова.

На публичной конференции мне предстояло защитить работу по советской музыке. В качестве примеров приводила «Патетическую ораторию» Георгия Свиридова и 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича. На что один из экспертов сказал: «Мне не нравится, что вы включили эти произведения. Сегодня многие говорят, что это произведения конъюнктурные, что они были написаны по политическому заказу правящих кругов, а вы опираетесь на них…» У нас возник профессиональный спор. Да, я не спорила, что Свиридов написал ораторию на произведение Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин» и, наверное, тем самым выполнил какую-то историческую миссию. Но до сих пор удивляет, как точно и филигранно великий композитор поработал с поэзией не менее великого поэта. А ведь считается, что поэзия Маяковского – не музыкальна. Но Свиридов показал верх мастерства.

Творческое общение с народным артистом РФ В. Абашевым.

Я говорила так страстно и убежденно, аргументы мои были настолько убедительны, что комиссии пришлось со мной согласиться. Заодно отстояла и симфонию Шостаковича, не найдя в ней и намека на угодничество. Эксперты приняли и эту мою точку зрения. А я и сейчас считаю, что нам нельзя отрекаться от прошлого, тем более если оно талантливо.

Когда я закончила выступление и шла через зал, мне навстречу вышла мой главный оппонент Паулина Рудольфовна Лосева, до этого призывающая меня отказаться от аттестации. Она при всех обняла меня и сказала: «Ну, ты просто умница!» И вот уже 20 лет я работаю по высшей преподавательской категории.

Кстати, и сегодня включаю произведения тех «спорных» авторов в учебную программу.

– Вы в колледже искусств, как геологи, открываете новые отделения, новые таланты. Но расширение сферы деятельности для вас – это лишняя головная боль. Не проще было бы довольствоваться тем, что есть?

– Нет, мы идем в ногу со временем и стараемся своевременно отвечать на запросы общества. Учитывая это, у нас были открыты в последнее время отделения дизайна, библиотековедения, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества. А недавно мы стали учить молодежь профессиям звукооператора и звукорежиссера.

У нас на разных площадках должна быть разная звуковая палитра, однако добиться ее крайне сложно, так как за пультом, как правило, сидят люди, которые занимались самообразованием. И сейчас мы наконец-то набрали мальчишек, желающих стать настоящими «звуковиками».

При нынешнем высоком уровне сахалинской культуры мы не можем себе позволить программы с провальным звукообеспечением.

Миллион... за концерт

– Вы живете в мире музыки, а есть ли любимые композиторы или произведения?

– Я всеядна. Слушаю с одинаковым интересом и классику, и современную музыку, включая популярную. Как-то один студент зашел ко мне в кабинет и, увидев на столе диск с записями песен довольно одиозной группы «Ленинград», удивленно спросил: «И вы это слушаете?» Отвечаю – да, я ведь музыковед, как же могу анализировать музыку, не слушая ее?

На юбилее Сахалинского колледжа искусств. Ирина Герасимова (четвертая слева) с коллективом.

– Скажите, а на концерт какого автора либо исполнителя прошлых или нынешних времен вы не пожалели бы миллион рублей?

– Затрудняюсь ответить. Но скорее всего это был бы концерт Шостаковича, его 8-я симфония, где он сам был дирижером. Композитор написал ее во второй половине Великой Отечественной войны, когда еще не верилось в близкую Победу. Поэтому в его потрясающей музыке столько сильных эмоций, призыва собраться всей ратью, всей страной, чтобы, как наши славные предки, одержать победу над врагом. Когда я слушаю эту симфонию, ловлю себя на мысли – страшно!

И. Герасимова (слева) в жюри конкурса чтецов.

– Годы быстро летят, меняется страна, наш регион, но проблем, вероятно, у руководителя не убавляется. А что вы считаете самым трудным в директорской работе?

– Работу с людьми. Я не могу назвать себя слабым человеком, но всегда боюсь взять ответственность за чью-то судьбу. Кого-то наказать или поощрить, переставить с одной должности на другую – все это дается мне непросто. Не могу скоропалительно принимать решения. Мне, наверное, повезло, у меня в жизни нет врагов, я никогда ни с кем не воюю, как это иногда происходит в творческой среде. Мне и со студентами работается легко. Разные приходится решать вопросы, иной раз не очень приятные – молодость порой зашкаливает в эмоциях и поступках, но разбираемся. Я не боюсь выслушивать их замечания по системе образования, о работе преподавателей. Но гораздо больше мне доставляет удовольствие видеть студентов и педагогов в совместной работе – за компьютерами, на одной сцене во время отчетных концертов, при подготовке новых программ. И мне приятно сегодня сознавать, что за время своего директорства я ничью судьбу не порушила, никого не уволила. Никто и мне не швырял заявления на стол. У меня есть девиз – в жизни выиграет терпеливый. Его я и придерживаюсь всегда.

Только факты

• Сахалинский колледж искусств (до 2005 года – Сахалинское музыкальное училище) – был открыт в г. Южно-Сахалинске в 1959 году.

• В настоящее время колледж ведет подготовку по 14 специальностям и специализациям.

• За всю историю существования учебного заведения подготовлено около 3000 специалистов со средним профессиональным образованием.

• Сегодня в сети учреждений культуры и искусства Сахалинской области выпускники колледжа составляют более 40 проц. специалистов.

• В настоящее время в учебном заведении обучается 250 студентов (200 – на очном отделении и 50 – на очно-заочном и заочном).

• В колледже организованы и функционируют творческие коллективы: эстрадный оркестр (рук. А. М. Жук), оркестр народных инструментов (рук. С. Г. Суханов), вокальный ансамбль «СтилИКС» (рук. И. В. Герасимова), хор (рук. П. А. Гололобов), хоровой ансамбль (рук. О. И. Мальцева), ансамбль народной песни «Белые росы» (рук. Е. И. Алешко), студенческий театр (рук. А. С. Костин, Т. Г. Тодика), хореографический ансамбль «Танцевальные метаморфозы» (рук. И. Р. Крукович, Т. Н. Климова) и др.

• Имеют почетные звания:

Заслуженный работник культуры РФ – А. М. Жук (2003 год).

Заслуженный педагог Сахалинской области – Л. В. Шевченко (2000 год), Е. И. Алешко, С. Н. Ким (2007 г.), Н. М. Ташоян (2009 год), Т. В. Подколзина (2011 год).

Заслуженный работник культуры Сахалинской области – Р. А. Новокрещенцева (2002 год.), Н. И. Веселова (2005 год), Т. Г. Тодика (2007 год).

Личное

– Ваши увлечения?

– Увлечений всегда было много. Могу шить, вязать, вышивать. Было бы время. Люблю кино, хорошую литературу и велосипедные прогулки.

– Что приемлете в людях, а что не воспринимаете?

– Мне не нравится в человеке сверхмерное самомнение, когда он считает себя истиной в последней инстанции. Импонирует в людях сдержанность, интеллигентность и профессионализм.

– Верите в гороскопы, судьбу? Кто вы по знаку Зодиака?

– Мой знак – Близнецы. Что касается судьбы, я в нее не верю, но и не отвергаю. Предпочитаю больше надеяться сама на себя. В гороскопы специально не заглядываю, не хочу, чтобы мной манипулировали.

– Как и где любите отдыхать?

– Нравится просто отдыхать, и неважно, море это, горы, озеро или река.

– Любимое время года?

– Лето.

Директор колледжа на субботнике.

Что значат для вас:

Семья?

– Для меня семья – это смысл жизни – муж, взрослая дочь и мои родные. И прежде всего моя сестра. Наши знакомые часто говорят – так не бывает, чтобы две сестры жили так дружно. А нам с Олей кажется, что не может быть по-другому.

Любовь?

– Очень жизнеобразующее чувство. Как можно жить и творить, не любя?

Счастье?

– Здоровье близких, самодостаточность и успех в делах.

Деньги?

– Средство, необходимое для жизни.

Ваши мечты. О чем они?

– Чтобы все было хорошо в нашей большой и дружной семье. Хочу, чтобы колледж искусств работал без потрясений и с победами. А еще мечтаю о новом большом концертном зале, нашим студентам уже мала сцена в старом корпусе.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или