Владимир Путин: нужно мобилизовать усилия

Сюжет: Мост Сахалин-материк

3487
Чт • 18 июля 2013 • 17:27

В минувший вторник Сахалинскую область посетил президент России.

ОТ МОРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ ДО ВОЕННОГО ПОЛИГОНА

Островной регион встретил главу государства в буквальном смысле в полной боевой готовности. Накануне В. Путин отдал приказ на проведение в Центральном и Восточном военных округах масштабных учений.

В аэропорту Южно-Сахалинска президента встретили министр обороны Сергей Шойгу, начальник Генштаба Валерий Герасимов, министр РФ по развитию Дальнего Востока, полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев и губернатор области Александр Хорошавин. Как известно, график первого лица плотный и расписан по минутам, поэтому, чтобы не терять времени, прямо в здании аэровокзала была организована видеоконференция с председателем правления НК «Роснефть» Игорем Сечиным. Находясь на нефтедобывающей морской платформе «Орлан», расположенной на севере острова, И. Сечин доложил Владимиру Путину о результатах реализации проекта «Сахалин-1».

По словам И. Сечина, на сегодняшний день Россия от этого проекта уже получила доход в размере 8 млрд. долларов. И это не предел. В десяти километрах от «Орлана» возводится вторая буровая платформа. Объект планируется ввести в эксплуатацию в следующем году, он будет крупнейшим в мире. Кроме того, отечественный нефтегигант готов в ближайшие годы инвестировать в островную экономику порядка 54 млрд. рублей.

Разработкой шельфового проекта «Сахалин-1» совместно с «Роснефтью» занимается американская компания «Эксон Мобил». В данный момент решается вопрос о строительстве на Сахалине второго завода по сжижению природного газа. Называется даже вероятное место расположения будущего предприятия – село Ильинское на западном побережье острова.

Владимир Путин призвал руководство «Роснефти» дальше расширять сотрудничество с «Эксоном». По его мнению, Дальневосточный регион должен стать одним из крупнейших мировых центров топливно-энергетической отрасли.

– Хочу сказать, что с вашей работы, с работы на таких же точках, как ваша, начинается этап развития российского ТЭКа, работа на шельфе. Я хочу поблагодарить всех, кто работал на «Орлане», всех, кто начинал эту работу, довел ее до сегодняшнего состояния, выразить надежду, что вашему примеру последуют и коллеги из других компаний. А вам хочу пожелать удачи, – сказал в заключение президент.

Далее глава государства отправился на вертолете в Анивский район на военный учебно-тренировочный полигон «Успенский». К тому времени там сосредоточилась военная техника. Разместившись в командном пункте, Владимир Путин отдал приказ начать стрельбы.

Стоит отметить, что проверка боеготовности вооруженных сил страны с таким размахом не проводилась у нас более 20 лет. Для оценки масштабов учений достаточно привести некоторые цифры. В них участвовало около 160 тыс. военнослужащих, 1000 танков и бронемашин, 130 самолетов, 70 кораблей Тихоокеанского флота. Помимо всего прочего, отрабатывалась маневренность армии. Осуществлялась оперативная переброска техники и личного состава с материка на Сахалин.

Остался ли президент удовлетворен увиденным, пока неизвестно. Как показывает практика, оценка подобным мероприятиям дается позже, после соответствующего «разбора полета».

Во второй половине дня Владимир Путин в сопровождении некоторых членов федерального правительства был уже в региональном правительственном здании, где провел совещание, посвященное комплексному социально-экономическому развитию Сахалинской области.

В совещании приняли участие областной губернатор, руководители ряда федеральных министерств, Росрыболовства, а также представители компаний «Роснефть», «РЖД», «РусГидро», «Газпром», «Аэрофлот».

ТОЧКИ РОСТА

Наша область заметно выделяется не только в Дальневосточном федеральном округе. По данным Минрегионразвития России, она находится в числе лидеров по целому ряду показателей социально-экономического развития. Но губернатор А. Хорошавин в своем выступлении заострил внимание на другом – к чему нам нужно стремиться в среднесрочной перспективе, какие проблемы здесь возникают и как их можно решить.

– Акцент мне хотелось бы сделать на тех направлениях, где проблемы невозможно решить без участия федерального центра, – сказал он, обращаясь к собравшимся.

Прежде всего нужно преодолеть сырьевую направленность нашей экономики и инфраструктурные ограничения, переходить на выпуск продукции с большой добавленной стоимостью.

В первую очередь это касается нефтегазового комплекса, который является одним из драйверов сахалинской экономики. Речь здесь идет о расширении производства СПГ: запуске третьей линии мощностью 5 млн. тонн на действующем заводе в с. Пригородном (проект «Сахалин-2») и строительстве на Сахалине нового завода СПГ, инициируемое компанией «Роснефть». Последний проект, отметил А.Хорошавин, еще более значимый для нас. Район, где намечается строительство, уже в ближайшие годы может стать реальной точкой роста экономики Сахалинской области, местом организации более двух тысяч высокотехнологичных рабочих мест, поскольку здесь также будет построена ГРЭС-2.

Все это вызовет и ускоренное развитие отраслевого образования и науки. Стоит напомнить, что в декабре 2012 года у нас был открыт Технический нефтегазовый институт. Ежегодно он будет готовить около 150 специалистов. Появление вуза стало возможным благодаря трехстороннему партнерству правительства региона, Сахалинского государственного университета и компании «Эксон». В институт уже вложено около 10 млн. долларов США. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Хьюстонским университетом (США) и Университетом Сент-Джонс (Канада).

Говоря о развитии нефтегазового комплекса, нельзя не упомянуть о газификации южных и центральных районов Сахалина. Лет 10–15 назад это казалось нереальным. А сейчас процесс набрал обороты.

Без сложностей, естественно, не обходится. Наиболее проблемным вопросом сейчас, отметил А. Хорошавин, является определение дальнейшего источника газа для газификации области, поскольку срок действия распоряжения правительства РФ о поставке газа по проекту «Сахалин-2» заканчивается в 2014 году. И эта неопределенность в близкой перспективе может стать тормозом в реализации программы газификации области.

Поэтому глава региона попросил В. Путина поддержать предложение о расширении производства СПГ на Сахалине и сформулировать соответствующее поручение правительству Российской Федерации, ОАО «Газпром» и правительству области по определению источников газа, а также уточнению схемы газификации Сахалина.

МЕГАВАТТЫ НА ЭКСПОРТ

Вторым драйвером в топливно-энергетическом комплексе области является угледобыча. По итогам прошедших двух лет на Сахалине ежегодно добывается более 4 млн. тонн угля, из которых половина экспортируется в Японию, Республику Корею и Китай.

Наши угольные предприятия модернизируют свои производства и ведут реконструкцию портов отгрузки – Шахтерска и Углегорска. Растет объем инвестиций в реализацию этих проектов, а это значит, что к 2018 году объем добычи может подойти к 7 млн. тонн. И это не предел.

Есть планы по созданию на Сахалине предприятия по химической обработке углей.

Развитие угледобычи идет параллельно с развитием электроэнергетики и в какой-то мере является опорой для будущей ГРЭС-2. Уже сейчас обретает реальные очертания проект по транспортировке электроэнергии с Сахалина на соседний остров Хоккайдо. Об этом говорят предварительные расчеты, проведенные ОАО «РАО «ЕЭС Востока».

– В настоящее время «ИнтерРАО» проводит сбор на Сахалине исходных данных для проведения предварительной оценки перспектив проекта, – пояснил А. Хорошавин. – Однако комплексное рассмотрение вопроса возможно лишь при консолидации усилий российской и японской сторон. В этой связи просим вас, Владимир Владимирович, поддержать концепцию проекта строительства энергомоста и поручить проработать вопрос о заключении соответствующего межгосударственного соглашения между Российской Федерацией и Японией.

АКВАКУЛЬТУРА ОТКРЫВАЕТ ДВЕРИ

Еще один ключевой узел нашей экономики – рыбная отрасль. Здесь практически сформирован полноценный кластер. Действует профильная госпрограмма Сахалинской области до 2020 года, а реализация проектов в этой сфере сегодня оценивается более чем в 40 млрд. рублей. В основном – за счет частного капитала при государственной поддержке.

Поддержка заключается в создании инфраструктуры для промышленных площадок, предоставлении налоговых преференций и, возможно, субсидировании части затрат по внедрению современных технологий.

Позитивным сигналом для инвесторов стал подписанный две недели назад президентом закон об аквакультуре. Благодаря ему, отметил глава региона, рыбаки-«прибрежники» России смогут дополнительно выловить 200–300 тыс. тонн рыбы ежегодно, а регион получил правовую основу для создания морского биотехнопарка в Сахалинской области. В его реализации областное руководство рассчитывает на участие Фонда развития Дальнего Востока, поддержку со стороны Министерства сельского хозяйства России и Росрыболовства.

КЛЮЧ К ДОСТУПНОСТИ

Губернатор подробно остановился на модернизации внешней и внутренней транспортной инфраструктуры – это первоочередная потребность для островного региона. У правительства области есть четкое видение, как решать проблему. Поэтому руководству региона нужна поддержка федеральных органов власти, в первую очередь – по вопросам реконструкции гидротехнических сооружений, поскольку этот имущественный комплекс является федеральной собственностью.

Кроме того, область предлагает предусмотреть мероприятия по строительству четырех морских судов для Курил, а также приобретению вертолетов для полетов с Камчатки на Северные Курилы в рамках подготовки федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

С авиакомпанией «Аэрофлот» у нас подписано соглашение о создании единого дальневосточного авиаперевозчика. Основой его станут «Сахалинские авиатрассы». Для вхождения в акционерный капитал требуется директива правительства России о продаже или передаче Сахалинской области пакета акций компании.

К сожалению, не завершен процесс передачи в областную собственность сахалинских аэропортов к установленному главой государства сроку – 1 июля текущего года. Это сдерживает планы области по поддержке и развитию аэропортового хозяйства региона в рамках бюджетного процесса на 2014–2016 годы.

Ну а кардинальное решение вопроса транспортной доступности – реализация стратегического проекта строительства мостового перехода Сахалин – материк и переустройство островной железной дороги с японской колеи на российский стандарт.

Целесообразность перехода подтверждена результатами научных исследований, выполненных по заказу Минтранса России в мае текущего года. Этот проект в перспективе может обеспечить реализацию транзитного потенциала России по сообщению Европа – Япония через Транссиб. И здесь, понятное дело, нужна поддержка федерального центра.

Говоря о транспортной доступности нашего региона, нельзя не сделать акцент на Курилах. Ослабить инфраструктурные ограничения островов позволила федеральная Курильская программа. Реализация ее идет неплохо: из 38 основных мероприятий программы 21 завершено, сданы в эксплуатацию 32 объекта. К 2015 году будут сданы еще 14, что позволит снять ключевые инфраструктурные ограничения, а также создать задел для дальнейшего развития территории.

Но всех проблем, которые копились годами, это не решит. И поэтому в нынешнем году правительство области проработало варианты дальнейшего развития Курильских островов и внесло предложения в Минвостокразвития и правительство Российской Федерации.

– Качественное изменение ситуации на Курилах – это не трех- и не пятилетняя задача, – обратил внимание присутствовавших А. Хорошавин. – Поэтому для дальнейшего развития стратегически важной для России территории просим вас, Владимир Владимирович, дать поручение правительству России продлить срок действия федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период до 2025 года».

НАЦЕЛИВАЙТЕСЬ НА РЕЗУЛЬТАТ

Последнее предложение губернатора нашло поддержку у Виктора Ишаева – при том, что другие его коллеги – министр экономического развития Алексей Улюкаев, министр финансов Антон Силуанов, министр регионального развития Игорь Слюняев – высказались за то, что развитие Курил можно уложить в федеральную программу по Дальнему Востоку и Забайкалью. Но здесь, твердо убежден В. Ишаев, нужно учитывать специфику нашего региона и специфику Курил.

Не будет проблем, как выяснилось из ответных выступлений участников совещания, с определением источников для газификации региона и передачей аэропортового хозяйства в собственность области. Нужно только, чтобы предложения, подготовленные областным руководством, не вязли в вышестоящих московских структурах.

Губернатора полностью поддержал В. Путин.

– Мы сейчас говорили о тех очевидных успехах, которые сделал Сахалин. Но проблем остается слишком много, – обратился к федеральным руководителям президент России. – Они копились десятилетиями, если не сказать сто лет. Но как бы они ни копились, кто бы ни был в этом виноват, сегодня на нас лежит ответственность за то, чтобы ситуацию коренным образом изменить, переломить ее.

Насколько успешно это делается в Москве? Здесь В. Путин обратил внимание на поручения, которые были даны им на президиуме Госсовета 26 декабря 2012 года. Они прямо или косвенно касаются звучавших в Южно-Сахалинске вопросов. Большая их часть, примерно 80 проц., вовремя не выполнена и перенесена на более поздние сроки!

– Вы работать будете или нет? Это что такое? – таков был посыл главы государства к министрам.

Он еще раз напомнил подчиненным из федеральных ведомств, что Сахалин – важнейший регион страны. И поэтому если есть договоренности, касающиеся его, их нужно исполнять.

А президент, как известно, слов на ветер не бросает…

Фото пресс-службы губернатора

и Николая Рыжаня

Автор: Николай Рыжань, Евгений Аверин

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru