Живописное путешествие по пяти векам

3050
Вт • 1 апреля 2014 • 19:33
Екатерина Банковская

Бесценные шедевры из фондов Русского музея предлагают вниманию сахалинцев

От иконописи до авангарда

При подготовке к выставке «Пять веков русского искусства» началась реализация волонтерского проекта: сахалинцев пригласили стать экскурсоводами. На объявление откликнулось около 30 человек, в том числе и сотрудники компании «Сахалин Энерджи». Занятия с волонтерами проводили специалисты Сахалинского художественного музея.

Русский музей в миниатюре – от иконописи до авангарда – представлен сегодня в островном художественном музее. Здесь 31 марта открылась выставка «Пять веков русского искусства».

Экспозиция предлагает совершить небольшое живописное путешествие по истории отечественного изобразительного искусства в пространстве 44 шедевров, принадлежащих кисти 27 великих мастеров. Выставка не только знакомит с ярчайшими представителями каждого периода, но и показывает путь изменений и метаморфоз в стилях, жанрах, направлениях.

Мы видим иконы XVI–XVII веков. В следующем столетии происходит поворот к светскому искусству, отразившийся в портретах кисти Дмитрия Левицкого и Владимира Боровиковского. Становится популярным исторический жанр, а в религиозных сюжетах слышны новые ноты.

В XIX веке на волне интереса к реальной жизни на полотнах впервые появляются простые люди. Картинки из быта крестьян Алексея Венецианова открыли для мира их красоту. А вот творения художников-академистов – выпускников Академии художеств, виртуозно владевших карандашом и кистью. Любуемся шедеврами романтика Карла Брюллова, гениального мариниста Ивана Айвазовского.

Простые красоты родной страны, радости и беды людей воспевали художники-передвижники. Застываем у полотен, жадно разглядывая выразительный зимний пейзаж Архипа Куинджи, величественный лес Ивана Шишкина, холодную темную гладь Волги в контрасте со светлым облачным небом на полотне Алексея Саврасова…

В конце XIX – начале XX века тон русскому искусству задавали художественные объединения, где жил интерес к европейской живописи. В чуждавшемся социальных тем «Мире искусства», который организовал Александр Бенуа, творили Зинаида Серебрякова, Мстислав Добужинский и другие выдающиеся мастера. А в объединении «Бубновый валет» создали свой художественный язык, повлиявший на развитие русского авангарда. Произведений радикальных авангардистов на выставке мы не видим, но можем познакомиться с картинами одного из предтеч – Петра Кончаловского, большого поклонника Поля Сезанна.

– Эта выставка, конечно, крошечная часть того, что находится в Русском музее, – замечает ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Алиса Любимова. – Но она, как осколки разбившегося зеркала, отражает все основные вехи, направления русского изобразительного искусства за пять веков. При всех богатых возможностях Интернета живое общение с картиной никогда не заменит иллюстрация. Только глаза в глаза, только находясь непосредственно перед произведением искусства, можно увидеть тонкости колорита, движение кисти художника, живую фактурную поверхность картины.

Подарок от юбиляра

«Пять веков русского искусства» – это подарок сахалинцам от компании «Сахалин Энерджи», которая празднует в Год культуры свое 20-летие.

– В день рождения принято принимать подарки. У нас ситуация иная – юбиляр преподносит подарок всем жителям островного края. Говорить о выставке не стоит. Все прекрасно знают имена художников, которые здесь представлены, – отмечает директор Сахалинского областного художественного музея Александр Бурыка.

Чтобы островитяне смогли увидеть «Пять веков русского искусства», десятки людей и на Сахалине, и в Петербурге в течение года готовились к этой выставке.

– Требования Русского музея довольно высоки. Под эту коллекцию в сахалинском музее устанавливалось специальное освещение, дополнительные осушители воздуха. Сейчас здесь комфортнее и с точки зрения противопожарной безопасности, – замечает руководитель группы социальных инвестиций компании «Сахалин Энерджи» Анна Лыкина.

Бесценные шедевры из фондов Русского музея редко путешествуют за Урал. А в островную столицу смогли привезти несколько десятков произведений искусства. Одну из картин Архипа Куинджи даже сняли с постоянной экспозиции петербургского храма искусства.

Как говорит А. Любимова, шедевры, хранящиеся в Русском музее, – это общее богатство россиян, потому хранители драгоценных полотен рады показывать их в регионах. В Южно-Сахалинск для первого знакомства отправились творения, охватывающие несколько столетий, чтобы понять, что больше придется по душе сахалинцам. А в будущем, по словам Алисы Борисовны, вполне возможно, в островном крае состоятся выставки определенных мастеров или отдельных направлений изобразительного искусства.

– Для меня очень комфортно все это видеть и осознавать значение русского искусства. Можно стоять часами у каждого шедевра, смотреть, наслаждаться, обогащаться, расцветать вместе с этой красотой, – говорит искусствовед Раиса Горохова.

Кстати, Раиса Самойловна была первым директором Сахалинского художественного музея. Искусствовед рассказала, что 25 лет тому назад в островном храме искусств уже выставлялись работы из фондов Русского музея – это были пейзажи XVIII–XIX веков.

Совершить экскурс в историю развития отечественного изобразительного искусства, познакомиться с творениями великих мастеров можно будет до 5 мая в Сахалинском художественном музее. Вход бесплатный для всех желающих.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) – самое большое в мире собрание отечественного искусства. Когда его открыли для публики в 1989 году, здесь было немногим более 400 экспонатов. Сегодня его коллекция насчитывает около 400 тыс. произведений искусства разных видов, жанров, стилистических направлений, отражающих тысячелетие отечественной истории и культуры. Музей ныне располагается в пяти дворцах Северной Пальмиры, ему принадлежат Летний и Михайловский сады.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru