Репетиция длиною в жизнь

понедельник, 17 ноября 2014, 15:06

12367

Автор: Екатерина Банковская

Такой она стала для педагога по классу фортепиано Натальи Ташоян

Музыка победила

Путь к кабинету преподавателя кафедры «Фортепиано и струнные инструменты» Сахалинского колледжа искусств Натальи Ташоян сопровождается чудесной мелодией. За этой дверью никогда не заканчивается репетиция.

Сегодня Наталья Михайловна готовит одну из своих учениц к областному конкурсу исполнителей. До музыкального соревнования еще больше трех месяцев, но для человека творческого, всегда стремящегося к совершенству, это пара мгновений.

Жизненное кредо Натальи Ташоян: «Только вперед!» – Остановишься на месте – сразу начинаешь стареть. Когда, например, карабкаешься в ледяную гору, стоит только ослабить хватку, и ты покатишься вниз. Поэтому постоянно нужно прикладывать усилия, чтобы все время идти наверх, – говорит музыкант.

Опытные руки педагога легко порхают по клавишам фортепиано. Юная пианистка немного нервничает, но «Фантазия» Антона Аренского в их исполнении звучит вдохновляюще.

«Шире. Теперь мягче. А здесь можно даже немного сурово», – время от времени направляет свою подопечную Наталья Михайловна.

Под крылом Н. Ташоян немало учеников ее бывших студентов – «музыкальных внуков», как шутит педагог. Выпускники Натальи Михайловны, окончив островной колледж, нередко продолжают образование в консерваториях Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы.

Как и когда родилась в душе заслуженного педагога Сахалинской области любовь к музыкальному искусству, сегодня уже и не вспомнить. В школе по всем предметам юная Наташа получала одни пятерки. Ее любимым занятием всегда было чтение книг. А после уроков она спешила не только в музыкальную школу, но и на юношеские математические курсы, в секцию художественной гимнастики и множество других кружков. И все же в какой-то момент музыка победила все.

Без рояля – страшно

Родилась Н. Ташоян в Москве, но переезжать приходилось часто – отец пианистки нес военную службу. Немало поколесив по стране, семья осела в Саратове. В этом славном городе юная Наталья поступила в музыкальное училище.

– Когда оканчивала его, были порывы получить еще какую-нибудь специальность, никак не связанную с творчеством, – рассказывает педагог островного колледжа искусств. – А потом представила, что не буду заниматься музыкой профессионально, что не надо будет каждый день много часов проводить за роялем, и мне стало страшно. Как же так? И я поняла, что музыкальную болезнь мне уже никак не излечить.

Тогда Наталья Михайловна решила стать студенткой Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. К слову, эта консерватория по возрасту третья в России, после Московской и Санкт-Петербургской, ей в 2012 году исполнилось 100 лет.

Получив диплом, пианистка отправилась по распределению в островной край. На Сахалин выпускница Саратовской консерватории рвалась сама. Вдохновленная рассказами мамы, побывавшей на острове в командировке, о потрясающей природе и чудесных людях, вчерашняя студентка захотела пожить здесь годик-другой.

– Приехала, начала работать, и поняла, что года мне будет мало, потом поняла, что двух мало, а потом – что отсюда уже не уеду никогда, – улыбается заслуженный педагог Сахалинской области. – Сахалинцам, мне кажется, несвойственна провинциальность мышления. Островитяне мобильны. Мы, считая себя в чем-то оторванными от большой земли, много путешествуем, стараемся больше узнавать. Когда приезжаем в столицу, куда сразу бежим? На концерты, в музеи, театры. Доходит до смешного: иногда в отпуске идем на концерт и встречаем земляков-сахалинцев. А москвичи, живя в центре культурной жизни, нередко ничего, кроме дома и работы, не видят.

В поиске ключика

Молодой специалист, приехав на остров в 1976 году, пришла работать в Сахалинский колледж искусств (тогда – музыкальное училище). С тех пор уже почти сорок лет Наталья Михайловна учит здесь юных музыкантов понимать и создавать прекрасное. Сегодня она преподает множество профессиональных дисциплин: специнструмент, чтение с листа, историю исполнительства, фортепианную интерпретацию, методику.

В главной кузнице творческих кадров на островах Н. Ташоян сделала свои первые шаги в педагогике – в консерватории упор шел на исполнительскую деятельность.

Помогло то, что опытные коллеги, такие как Римма Александровна Новокрещенцева, сразу отнеслись к вчерашней студентке как к самостоятельному специалисту. И сегодня на кафедре бок о бок работают как преподаватели, за плечами которых десятки лет опыта, так и молодые выпускники консерваторий.

Педагог, как и врач, должен быть в меру консервативен, считает Наталья Михайловна. В этих сферах опасно переусердствовать с экспериментами. Но в то же время не стоит забывать о творческом поиске новых решений.

– Нельзя работать по одному шаблону с разными ребятами. Каждый ученик – это новая методика. И я не представляю, как пишут учебники по психологии, – рассуждает собеседница. – Приходит студент, и начинаешь искать ключик к нему. Один ученик, если что-то не получается, плачет, другой – злится на себя, а иногда и на учителя.

Свернуть горы

Жизнь в колледже искусств никогда не затихает: ни поздним вечером, ни в выходные. Расписание студентов заполнено групповыми занятиями, не меньше часов отводится на индивидуальные уроки. Потому самое главное, замечает Наталья Михайловна, – это научить ребят трудиться. Для каждого своего первокурсника педагог составляет почасовой режим дня, чтобы помочь начинающим пианистам правильно организовать время.

– Разница в программах музыкальной школы и колледжа велика. На первом курсе все студенты попадают в ситуацию стресса: нужно делать очень много и очень быстро. Но, несмотря на разноуровневую подготовку ребят, если научить студента трудиться, он горы свернет, – считает Н. Ташоян. – Талант, какой дается свыше, – очень редкое явление. Но ребят вовсе без способностей не бывает. У кого-то, например, хорошо развит слух, но замедлена реакция. Как развивать способности, соединить их лучшим образом? Это уже задача педагога.

Малейший успех ученика – большая радость для учителя, говорит Наталья Михайловна. Неудачи – это ступеньки к удаче, и прежде чем достичь успеха, нужно великое множество таких ступенек преодолеть.

– Мы играем на сцене, и публика получает удовольствие. Но сначала музыканты проходят через страшный труд, через кропотливую ремесленническую работу, что занимает львиную долю времени. Утомительно, например, чистить овощи, но на сервированном столе кулинарные труды выглядят красиво. Так и у нас. Студенты шутят: «Столько мучений ради 15 минут позора на сцене». На самом деле это победа над собой, – замечает педагог.

Музыка – это не точные науки. Универсального решения здесь не существует, и дважды сыграть одно произведение совершенно одинаково не получится. Потому и жизнь музыканта превращается в одну непрекращающуюся репетицию.

Классика и не только

На вопрос, каким мог бы быть мир без музыки, Наталья Михайловна без промедления отвечает: «Это невозможно».

– У меня даже воображения не хватает. Музыка родилась, наверное, раньше всего – науки, торговли. Человек, добыв пищу, стремился к духовной жизни. Он начинал прихлопывать в ладоши и танцевать около костра, играть на струне лука. Другое дело, что мир без хорошей музыки я могу представить. Могу вообразить убогую духовную жизнь людей, которые не знают лучших образцов музыкального искусства, – рассуждает музыкант.

Пианисты, наверное, самые счастливые среди инструментальных исполнителей. Тысячи выдающихся мастеров создали для фортепиано богатейший репертуар.

Говоря о своих музыкальных привязанностях, Наталья Михайловна затрудняется назвать одного-двух любимых композиторов. В разные периоды жизни пристрастия меняются, но есть, по мнению педагога, два «пришельца из космоса», которые затрагивают душу в любом возрасте. Это Вольфганг Амадей Моцарт и Иоганн Себастьян Бах.

Однако Наталья Михайловна – поклонница не только бессмертной классики. Великолепные произведения есть и в джазе, роке, других музыкальных направлениях. Миссия педагогов и музыкантов – научить отличать лучшие образцы от однодневок.

Фото из архива Натальи Ташоян.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или