По всем направлениям

вторник, 30 декабря 2014, 14:04

1600

На правах рекламы

Автор: Евгения Шерешевская

На областном конкурсе «Преподаватель года».

В региональном Центре профессионального образования работают люди с очень широкими взглядами. Иначе здесь просто нельзя. Ведь основная задача этого центра – повышение качества профессионального образования во всем его многообразии, а это ни много ни мало 38 профессий. Так что директору центра Ольге Соломенко и двум методистам – Виктории Смоляковой и Марату Закирову приходится работать по всем этим направлениям.

В режиме «большой перекройки»

Еще в начале 60-х годов прошлого века в институте переподготовки педагогических кадров действовал учебно-методический кабинет. А в 2010 году, его присоединили к Институту развития образования и назвали центром профессионального образования Сахалинской области.

– Когда три года назад я пришла в центр, то сразу перестроила его работу, – рассказала Ольга Соломенко. ¬– Мы провели диагностику методических запросов всех 12 профессиональных образовательных организаций и выявили, какие есть проблемы у их методических служб. Для этого была составлена большая анкета, которую в учреждениях при необходимости могли расширить. Согласно полученным результатам мы и построили свою работу.

Затем было сформировано 19 методических объединений по основным профессиям и специальностям. Параллельно нужно было перестраивать работу под новый формат профессионального образования. Ведь в силу нового закона начальное профессиональное образование плавно вошло в систему среднего. Возникла необходимость пересмотреть и откорректировать все локальные акты, поменять структуру управления. Появились новые должности – заместитель директора по научной работе и другие. Чтобы сделать все грамотно, сотрудникам центра пришлось выезжать на учебу в Москву и Санкт-Петербург.

– Когда мы сами глубоко разобрались в этом вопросе, то смогли через семинары и консультации учить директоров и заместителей разных направлений, методистов, руководителей предметно-цикловых объединений, – отметила О. Соломенко.

Поводом для «большой перекройки» стало и введение новых федеральных образовательных стандартов в системе профессионального образования. Чтобы стать экспертами в этом направлении, сотрудникам и директору центра вновь пришлось учиться – в федеральном институте развития образования. Организовать работу по корректировке образовательных программ (а их 53), установить теснейшую связь с социальными партнерами и получить их отзыв по каждой программе – всем этим также занимался центр профобразования. А в связи с тем, что на рынке труда постоянно происходят изменения, корректировка программ идет постоянно.

Рассказывая об этом, О. Соломенко добавила, что результатами проделанной работы не грех похвастать. Потому что в некоторых регионах к ней только начинают приступать, сталкиваются со сложностями, просят продать уже готовые программы. Из Федерального института развития образования сахалинцам даже поступило предложение стать экспериментальной площадкой.

Каково это – учить учителей?

Центр лицензирован на проведение курсовой подготовки для преподавателей и мастеров производственного обучения. И если учесть, что новый закон об образовании требует прохождения такого обучения раз в три года, то можно представить, в каком режиме приходится работать. Неутомимая команда из трех человек не только читает лекции на этих курсах, но и организует весь учебный процесс, регулярно пересматривает программы и приводит их в соответствие с постоянно изменяющимися требованиями. Причем, потребность в таком обучении в области настолько велика, что организаторам приходится еще и корректировать планы этой работы. Вот например, в этом году по плану должно было быть пять курсов, а реально пришлось провести семь. Что делать – заявки на их прохождение поступают не только от профессиональных образовательных учреждений Сахалинской области, но и от средних профессиональных учреждений федерального подчинения.

О. Соломенко вручает дипломы победителям конкурса «Преподаватель года».

Ну, а если к этому добавить наличие у центра лицензии на проведение курсов повышения квалификации водителей автомобилей, то и вовсе становится непонятно, как у этих людей хватает времени и энергии на все. Тем более, что и этим их деятельность не исчерпывается. Чтобы заинтересовать педагогов и мастеров профтеха в повышении своего профессионализма, центр регулярно проводит конкурсы «Мастер года», «Преподаватель года» и другие. Колоссальная работа по определению критериев, приглашению членов жюри, закупке подарков, поиску помещения может кому-то показаться неподъемной. Но, наверное, большой опыт и желание помогают справиться с этим так, что остаются силы на что-то еще. В этом году, например, центр провел конкурс профессионального мастерства среди учащихся профессиональных учреждений. А затем настала очередь организации предметных олимпиад среди студентов профтеха, конкурса презентаций. Оглянуться не успеешь, как уже пора будет готовиться к весенней ярмарке продукции учреждений профобразования.

Найти и решить проблему

В центре профессионального образования не ждут, когда проблемы назреют и станут очевидными. Одно из направлений его работы – выявление различных шероховатостей и недочетов. Здесь регулярно проводится мониторинг по различным вопросам: трудоустройства, удовлетворения качеством обучения и др.

Так, например, есть трудности с организацией стажировки преподавателей и мастеров. Аттестация, которая проводится раз в пять лет, требует прохождения стажировки раз в три года, но в области не так много предприятий, которые ждали бы с распростертыми объятиями. И все же их надо найти, договориться, убедить. А преподавателям и мастерам, которые пришли в профтех с производства и не имеют педагогического образования, надо дать возможность получить его. Директора же образовательных организаций и их заместители по новым требованиям обязаны иметь квалификацию менеджера.

Помимо этого, центр занимается аттестацией мастеров и преподавателей, а это, кроме собеседования или экзамена, еще и посещение нескольких занятий аттестуемого. Так что в командировки по районам области приходится выезжать круглый год.

Ну, и наконец, еще одно большое и увлекательное направление – создание банка педагогических идей. Это обобщение опыта работы преподавателей и мастеров, обоснование его актуальности, новизны, востребованности, результативности, а также публикация материалов в сборниках и профессиональных изданиях.

Секрет объемного видения

Не уверена, что всем вышеперечисленным ограничивается деятельность Центра профессионального образования. Ведь, если вы заметили, одно из направлений его деятельности – поиск проблем, пусть пока не проявившихся, но возможных, и их предупреждение или устранение. Но что это за невероятные люди, которые успевают выполнить работу, одно описание которой может утомить?

Ольга Николаевна Соломенко возглавляет центр всего третий год, но в системе профобразования отработала более 16 лет. На вопрос о том, как попала в профтех, ответила, что все было очень банально. Но почти сразу же упомянула о детали, которая многое объяснила. Профессию она получала в Сахалинском государственном университете, на факультете иностранных языков. Но так как студентов готовили к работе в малокомплектных школах, то квалификацию присваивали не узкую, а «учитель истории, обществознания, английского языка и основ права». Чувствуете, откуда широта взглядов?

Затем была работа в шахтерской и углегорской школах, в том числе и организатором внеклассной работы, и завучем. Более шести лет проработала заместителем заведующего методическим кабинетом Углегорского района, где было 22 школы.

– Эти крупинки методические копились у меня уже тогда, – говорит Ольга Николаевна.

А в профтех привело желание решить обычные житейские вопросы. Когда переходила на работу в профессиональный лицей бизнеса и информатики в Южно-Сахалинске, немаловажную роль сыграло то, что там можно было получить ссуду на покупку жилья. Но работа под руководством Евгения Львовича Глика, сильнейшего директора профтеха, безусловно, сказалась на дальнейшей профессиональной судьбе.

– Начинали мы в профлицее, затем переросли колледж – сколько документов просмотрели, изучили, подготовили. Лицензирование, аккредитация – все через меня проходило, – рассказывает О. Соломенко. – У меня была создана своя система внутриколледжного контроля.

А когда началась новая реорганизация – колледж должен был перейти в СахГУ, поняла, что не хочет, прежде чем принять решение, согласовывать его с методистами университета. Наверное, просто выросла из этого. Пришла работать в центр профобразования методистом, но уже через два месяца предложили возглавить его.

– Методическая работа для меня более комфортна, чем контролирующая – не давать распоряжение и требовать выполнения, а помогать, подсказывать, направлять. И еще очень приятно, когда видишь вокруг крупицы своей деятелбьности, – признается О. Соломенко. – Мне легко с моими коллегами. Виктория Геннадьевна более 10 лет на этой службе, Марат Закирович тоже не новичок. У каждого есть свое направление, плюс каждый может заменить коллегу, если есть необходимость.

В. Смолякова с коллегой по профлицею № 2.

Первая профессия методиста центра Виктории Смоляковой – инженер-технолог швейных изделий. Работала в ателье, на швейной фабрике, а потом перешла в учебный центр, где готовили портных и закройщиков для ателье. Тут ее и нашел профтех – через полгода центр стал училищем № 19, а Виктория Геннадьевна – мастером производственного обучения. Позже перешла в профлицей № 2, где параллельно с работой мастером по кройке и шитью обучилась на преподавателя информатики.

– Веяние времени не оставило меня равнодушной, было интересно, – объяснила это В. Смолякова.

А в 2003 году знание информационных технологий пригодилось, потому что предложили стать методистом по профобразованию.

– На работу хожу с удовольствием, – рассказывает Викторяи Геннадьевна. – Удовлетворение приносит благодарность людей, которые с помощью наших рекомендаций делают что-то новое. Они звонят, спрашивают, интересуются.

Скучать нам не дают, все время что-то обновляется. Так что интерес не ослабевает.

Преподаватели если что-то новое прочитают, звонят и делятся. А внедряют это уже с нашей помощью.

По словам В. Смоляковой, пока готовили образовательные программы, сотрудники центра изучили все профессии. Так что она запросто может поставить оценку не только портному, но и сварщику или автомеханику.

М. Закиров (крайний справа) с коллегами по профтеху.

Марат Закиров до того, как стал методистом, долгое время работал в училище № 1 (сейчас – сахалинский техникум сельского хозяйства и механизации). Прошел там все ступени – от мастера производственного обучения до директора. А когда вышел на пенсию, предложили работу в министерстве образования, а затем – в центре профессионального образования.

Уверен, что у наших программ профессиональной подготовки хорошая основа, и если добавить к ней практические навыки обращения с современной техникой, то можно подготовить рабочих и специалистов любого уровня. Главное – знать направление. Для этого и нужна работа с социальными партнерами, заказчиками кадров.

Отвечая на вопрос об удовлетворении от работы, Марат Закирович посмотрел на полку с уже готовыми образовательными программами. Все это – разработки центра и учебных заведений.

Если говорить об особенностях людей, работающих в Центре профессионального образования, то стоит отметить, что все они имеют способность быстро перестроиться с одного вопроса на другой, спокойно вникнуть в проблему и попытаться найти оптимальное решение.

Фото министерства образования Сахалинской области.

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или