23 августа 1945 года. Праздничный приказ Сталина

воскресенье, 23 августа 2015, 07:00

3015

Моряки-десантники в порту Маока

Москва от имени Родины салютует нашим доблестным Забайкальским, Дальневосточным войскам и Тихоокеанскому флоту

В этот день бои на Камышовом перевале закончились. В ночь на 23 августа 113-я стрелковая бригада очистила от японских войск станции Футомата и Осака. Вражеские солдаты прекратили сопротивление, дорога на Рудака (Анива) и Отомари (Корсаков) была открыта. Также были заняты города Мотомари (Восточное) и Коноторо (Костромское).

Из порта Маока (Холмск) в Отомари вышел морской десант численностью 1,6 тыс. человек. Город нужно было занять как можно скорее, потому что именно оттуда шла эвакуация японских войск и ценного имущества. Для взятия военно-морской базы японцев было выделено три батальона морской пехоты, составившие сводную бригаду моряков Северной Тихоокеанской флотилии. Кроме того, в десант вошел батальон морской пехоты, наступавший вдоль побережья на Хонто (Невельск), но возвращенный в Маока.

Десант состоял из первого броска (две роты автоматчиков, усиленные саперный взвод и взвод противотанковых ружей), первого эшелона (3-й сводный батальон под командованием капитана Овсянникова) и второго эшелона (1-й и 2-й сводные батальоны под командованием старшего лейтенанта Карпенка и майора Гуртова). Подразделения первого броска должны были овладеть причальной линией порта и обеспечить высадку первого эшелона.

В 5:30 минный заградитель «Океан», 8 тральщиков, 4 сторожевых и 6 торпедных катеров с десантом на борту вышли из Маока. Поначалу погода благоприятствовала морскому переходу: ветер – 2 балла, море –1 балл, видимость – 15 миль. Однако вечером поднялся шторм до 7– 8 баллов. Буксирные тросы, на которых торпедные катера шли за тральщиками, часто рвались. Шторм сильно измотал моряков, всю ночь боровшихся с непогодой. Особо отличился личный состав 17-го отдельного дивизиона тральщиков под командованием капитан-лейтенанта Ф. И. Усатенко.

Старшины и матросы ТЩ-599 (командир капитан-лейтенант В. И. Бодров), ТЩ-600 (командир капитан-лейтенант Г. А. Прибылов), ТЩ-601 (командир старший лейтенант В. В. Волков), ТЩ-602 (командир старший лейтенант И. К. Хурс), ТЩ-603 (командир старший лейтенант Л. Г. Лавлинский) и ТЩ-604 (командир старший лейтенант И. И. Суханов) мастерски заводили на катера новые буксирные концы, подчас рискуя жизнью. Экипажи катеров также проявили себя с лучшей стороны. Но, к сожалению, сложившиеся обстоятельства не позволили добраться до Отомари в срок.

23 августа в 15:00 в Катаока (японская военно-морская база на о. Шумшу) на борту тральщика ТЩ-334 (корабль американского производства, переданный СССР по ленд-лизу), где располагался штаб Камчатского оборонительного района, был подписан акт о капитуляции 91-й пехотной дивизии, дислоцированной на Северных Курилах. Численность дивизии на 18 августа составляла около 17 тыс. солдат и офицеров. Таким образом японские войска, расположенные на Северных Курилах, официально заявили о готовности сложить оружие и сдаться в плен советской армии.

Учитывая, что основные боевые действия были окончены, Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин отдал праздничный приказ, в котором поздравил все боевые части и соединения с успешно проведенной военной кампанией на Дальнем Востоке. В нем были перечислены особо отличившиеся офицеры и солдаты, а соединения, части и корабли, наиболее отличившиеся в боях на Дальнем Востоке, представлены к присвоению наименований «Сахалинских», «Курильских» и награждению орденами. В приказе говорилось: «Сегодня, 23 августа, в 22:00 столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует нашим доблестным Забайкальским, Дальневосточным войскам и Тихоокеанскому флоту, а также Монгольской армии Маршала Чойбалсана, освободившим Манчжурию, Южный Сахалин и часть Курильских островов, двадцатью четырьмя залпами из трехсот двадцати четырех орудий».

Ярослав Габриков, сотрудник Государственного исторического архива Сахалинской области

Фото предоставлено Государственным историческим архивом Сахалинской области

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или