О продовольственной безопасности и не только

четверг, 3 декабря 2015, 11:30

3956

Как областные власти решают вопрос продовольственной безопасности в регионе? Какие меры поддержки оказываются местным сельхозпредприятиям и товаропроизводителям? Какие проекты по развитию АПК реализуются на Сахалине? На эти и другие вопросы отвечает министр сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области Инна Павленко. 

- Ожидается ли повышение цен на продукты в канун Нового года?

- Каких-либо скачкообразных повышений цен на продовольствие мы не ожидаем. Сегодня в Сахалинской области сформирован достаточный запас продуктов в необходимых объёмах. Надеюсь, что ситуации, аналогичной той, что произошла в середине декабря прошлого года, в российской, соответственно и сахалинской экономике не повторится. Тогда резко подешевел рубль на фоне повышения основных мировых валют, что так или иначе отразилось на ценах.

Сегодня мы работаем в условиях импортозамещения, и в течение года у нас произошла серьёзная коррекция в сторону значительного увеличения продуктов питания отечественного производства на прилавках сахалинских магазинов. В этом плане мы в меньшей степени зависим от импортной продукции, чем год назад.

Не ожидается повышения цен и на базовые товары: гречку, рис, макаронные изделия, сахар и соль. Для любителей российского шампанского есть приятная новость. Его стоимость сохранится на предлагаемом сегодня уровне: от 165 до 185 рублей за бутылку. Также можно быть спокойными в отношении продукции сахалинских производителей, которая реализуется в их собственной сети. На неё роста цен не будет. Цена на рыбу мороженую неразделанную также будет оставаться стабильной – в среднем 76 рублей за килограмм.

Поэтому сахалинцам не стоит формировать запасы впрок. Наоборот, повышенный спрос может подстегнуть цены, но я думаю, нам удастся этого избежать накануне новогодних праздников.

- Ни для кого не секрет, что продукция «Утро Родины» не самая натуральная в городе. Даже педиатры наши настоятельно рекомендуют не покупать молочную продукцию этого производителя. Тогда почему в детских садах - знаю, как минимум в пяти - используют эту молочку?

- Для начала давайте разберёмся в формулировке вопроса. Она не совсем корректная в части применения понятия «натуральная продукция» по отношению к товарному знаку «Утро Родины». И вот почему. Многие сахалинцы знают этот бренд, который принадлежит одному из флагманов перерабатывающей промышленности - АО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский». Уже из названия понятно, что данное предприятие выпускает молочную продукцию.

Так вот, в нашей стране она может выпускаться только в строгом соответствии с техническими регламентами Таможенного союза. Если вы его внимательно почитаете, то увидите, что при производстве молока и молочных продуктов, регламентации технических процессов не используется термин «натуральная продукция». Нет ни правового, ни содержательного, ни производственного наполнения понятия «натуральная продукция». Как же так, спросите вы, неужели нет понятия «натуральное молоко»? Ещё раз подчеркну, в документах его нет.

Но в техническом регламенте есть другой базовый термин - «питьевое молоко». Цитирую дословно: «это молоко цельное, обезжиренное, нормализованное, обогащённое - молочный продукт с массовой долей молочного жира менее 10%, подвергнутый термической обработке, как минимум пастеризации, без добавления сухих молочных продуктов и воды, расфасованный в потребительскую тару». Именно такое молоко сегодня выпускает молкомбинат «Южно-Сахалинский».

В то же время законодатели, медицинское сообщество и производители сошлись в общем мнении, что при производстве молочных продуктов допустимо и безопасно для здоровья применять в различных долях и комбинациях сухое молоко. И это также закреплено в техническом регламенте. Отмечу, что качество выпускаемой продукции Южно-Сахалинского молочного комбината подвергается ежедневному контролю и подтверждено декларациями соответствия Таможенного союза.

В сентябре текущего года специалисты молкомбината производят пищевую продукцию для детского питания. Налажен выпуск питьевого молока в индивидуальной упаковке с трубочкой, разработана новая линейка детских пищевых продуктов - молочных коктейлей. Для их приготовления используется цельное молоко и ягоды малины, клубники, черники. Анализ покупательского спроса свидетельствует о популярности продукции детского направления у жителей Сахалинской области. Фактов выпуска АО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский» фальсифицированной молочной продукции уполномоченными органами контроля и надзора Сахалинской области не установлено. Поэтому ваши страхи и опасения необоснованны.

- Почему продукция совхозов очень дорогая? Огурцы по 500 руб., мясо по 500-600 рублей?

- Вызывает удивление пример с ценой на огурцы. Как и любой житель Сахалинской области, регулярно бываю в магазинах, на ярмарках, на оптовых базах, поэтому могу ответственно сказать - таких цен на свежие огурцы у нас нигде нет, даже на Курильских островах. Тем более с привязкой к продукции местного производства. Это не соответствует действительности.

Скажу, что на 18 декабря 2015 года стоимость огурцов 1 категории, реализуемых в АО «Совхоз «Тепличный», составила 220 рублей за килограмм и 150 рублей - 2 категории. Это на 40 и 110 рублей соответственно ниже прошлогодних цен. Притом что с начала года на 16% увеличились затраты на теплоэнергию и газ, на 12% - на электроэнергию, которые в структуре себестоимости занимают порядка 30%. А минеральные удобрения подорожали в полтора раза. Хотя в целом выращивание овощей закрытого грунта достаточно затратное дело в Сахалинской области в силу длительного зимнего периода и короткого светового дня, что требует интенсивного применения технологии досвечивания растений.

Что касается цен на мясо, то совхозы «Южно-Сахалинский», «Корсаковский» и «Комсомолец» продают говядину на кости по 300 рублей за килограмм. Свинина на кости производства ООО «Мерси Агро-Сахалин» реализуется на ярмарках по 250 рублей.

- В связи с крупными финансовыми вливаниями в сельскохозяйственный сектор стоит ли ожидать снижения цен на мясо и овощи местных производителей?

- Прежде чем перейти к сути вопроса, хочу коротко охарактеризовать ситуацию в целом. Мы все сегодня живём в условиях рыночной экономики, и ее пока никто не отменял. И ценовая ситуация здесь, если говорить в двух словах, зависит от баланса спроса и предложения на рынке. Это базовый постулат, на котором строится вся рыночная экономика. Напрямую регулировать или диктовать цены ни производителям, ни поставщикам, ни продавцам у министерства нет ни полномочий, ни правовых оснований. Прокуратура это строго контролирует и пресекает любые неправомерные действия.

Второй момент, который влияет на ценовую ситуацию, – рыночная конъюнктура. Не секрет, что ее формирует бизнес для получения более высокой прибыли. Это ключевой смысл и цель любого предпринимательства. Но государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти, принятых законов стремится, чтобы здесь не было явных нарушений. В частности, ценового сговора между хозяйствующими субъектами, монополизации рынка, что также ведёт к повышению цен, и так далее. За этим следит антимонопольная служба. Это полномочия федеральных органов власти, как и контроль над качеством и безопасностью реализуемой на рынке продукции.

Теперь о сути вопроса. Региональные власти обозначили сельское хозяйство одним из приоритетных направлений и в разы увеличили бюджетное и внебюджетное инвестирование в отрасль, в том числе путем создания новых сельскохозяйственных предприятий. Для Сахалинской области, которая на 70% зависит от внешних поставок продовольствия, главная задача – обеспечить собственную продовольственную безопасность путём ускоренного наращивания объёмов местного производства молока, мяса, рыбы, овощей. И это уже происходит.

Этой осенью со своей продукцией – охлаждённой свининой - вышел на сахалинский рынок новый, современный свиноводческий комплекс. Его построили в прошлом году в селе Таранай Анивского района компания «Мерси Агро-Сахалин». Она реализует мясо свинины так называемого фермерского разруба по 250 рублей за килограмм на ярмарках в Южно-Сахалинске, Аниве. А также отпускает мясо в полутушах в социально ориентированные сети (которые самостоятельно их разделывают) не только на юге острова, но и на севере вплоть до Охи. И среднерыночные цены на свинину сразу же снизились. Если в первом полугодии охлаждённое мясо можно было купить на рынке и в торговой сети по цене до 650 рублей за килограмм, то сегодня цены значительно снизились. Мясо на кости реализуется и по 230, и по 280 рублей за килограмм. То есть появилось дополнительное предложение от производителя, и рынок среагировал для потребителя в позитивном ключе.

Таким образом, первый инструмент для стабилизации ценовой ситуации, который мы применяем, – это наращивание объёмов местного производства сельскохозяйственной продукции и снижение ее себестоимости за счёт новых технологий и современного оборудования.

Второй инструмент – активное и широкое, повсеместное распространение ярмарок и социальных магазинов. За этот год их количество по Сахалинской области увеличилось вдвое. Здесь производители торгуют напрямую, без перекупщиков, с минимальной торговой наценкой либо вообще без таковой. Например, овощи от наших крупных сельхозпредприятий – морковь, свёкла, картофель - продаются на ярмарках по 25 рублей за килограмм. А в собственной сети с учётом затрат на организацию торговли – по 30 рублей.

Третий инструмент, который мы предлагаем бизнесу использовать, – это поставка продукции по прямым договорам, заключаемым между производителем и конкретным магазином, опять-таки, минуя звено перекупщиков. По такому принципу сегодня работает проект «Доступная рыба» в рамках более широкого проекта под названием «Региональный продукт». Со следующего года этот механизм будет включать в себя реализацию мяса и овощей по доступным ценам. Такой политики мы будем придерживаться и в дальнейшем.

- Какие результаты дают периодические заседания комиссии по мониторингу цен?

- Сразу скажу, что комиссии по мониторингу цен не существует в природе. На региональном уровне при правительстве Сахалинской области действует штаб по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков. Даже из названия становится понятным его предназначение. В таком формате мы начали работать почти год назад, когда 16 декабря 2014 года произошёл резкий обвал курса рубля и соответственно резкий рост курса доллара США и евро. За ними подтянулся и курс юаня.

Сама ситуация в экономике и на рынках требовала постоянного слежения за развитием событий и была реальная угроза для продовольственного рынка страны и области как в части приостановления внешних поставок продуктов питания, вымывания ряда ассортиментных позиций из торговой сети, так и резкого скачка цен на основные продукты питания. И этого нельзя было ни в коем случае допустить. Тогда же были сформированы задачи перед министерством в части стабилизации ситуации на продовольственном рынке области.

Во-первых, мы должны были следить и продолжаем это делать сегодня за динамикой формирования отпускных цен и ассортимента продовольствия. Во-вторых, обеспечить стабильность и ритмичность его поставок на острова. В-третьих, расширить социально ориентированную торговую сеть. По итогам 12 месяцев работы могу сказать, что все эти задачи выполнены.

Теперь что касается результатов. В Сахалинской области за 10 месяцев 2015 года сложился самый низкий индекс потребительских цен – 9,9%. Для сравнения: в ДФО – 11,2%, по РФ – 12,1%. У нас меньше всего подорожали продукты питания – на 10,7%. В ДФО и РФ – на 12,7%.

На 10 декабря 2015 года запасы основных видов продовольствия (мука пшеничная, мясная продукция, сахар, крупы, соль пищевая, чай черный, рис, масло сливочное, масло растительное, макаронные изделия) в сегменте оптового рынка Сахалинской области составляют от 24 до 144 дней в зависимости от товарной номенклатуры. Особо подчеркну, что дефицита нет ни по одной группе товаров. Запасы муки на хлебопекарных предприятиях составляют от 1 до 3,5 месяцев. В пути ещё 1130 тонн данного сырья.

К предварительным итогам 2015 года в сфере потребительского рынка можно отнести и активное развитие социальных форматов торговли в островном регионе, включая ярмарки и социальные магазины, количество которых увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом – 720 и 47 соответственно. Необходимо отметить, что на ярмарках продукция реализуется по более низким ценам, чем среднерозничные. К примеру, в Южно-Сахалинске на колбасы цены ниже на 5%, на молочную продукцию - от 5% до 16%, овощи - на12-40%. Все это позволяет обеспечить как физическую, так и ценовую доступность основной группы продовольствия для жителей области.

- Скажите, почему товары местных сельхозпроизводителей в рознице дороже завозных? Несмотря на многомиллиардные субсидии, выделяемые из областного бюджета.

- В Сахалинской области производство сельскохозяйственной продукции более затратное по сравнению с регионами, где климат теплее и откуда к нам завозят овощи и фрукты. Например, огурцы и томаты круглогодичное выращиваются у нас только в закрытых теплицах.

В осенне-зимний период при низких температурах затраты на отопление теплиц значительно увеличиваются за счёт увеличения потребления энергоносителей и электроэнергии для отопления и досвечивания растений в связи с сокращением светового дня. На текущий момент он составляет порядка 5 часов при норме 12-14 часов, необходимых растениям.

Таким образом, в структуре себестоимости овощей в среднем порядка 40% занимает только электроэнергия. Минеральные удобрения, семена, пестициды для овощей используются импортного производства, а их стоимость зависит в том числе и от стабильности национальной валюты.

Производство мяса в условиях Сахалинской области также более затратное, так как в себестоимости продукции более 60% составляют корма, в том числе комбикорма, которые пока не производятся на островах и их стоимость неуклонно повышается. Для решения проблемы стабильного снабжения хозяйств полноценными концентрированными кормами региональные власти приняли решение о создании на Сахалине собственного производства.

Поэтому мы будем решать задачу по снижению себестоимости местной сельхозпродукции. Это планируется сделать за счёт повышения урожайности овощей и увеличения поголовья крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы в рамках реализации 11 инвестиционных проектов в сфере АПК. Что позволит увеличить производство молока, мяса и овощей. Для этого в 2016 году также предусмотрены меры государственной поддержки по «удержанию» себестоимости производимой продукции в пределах уровня 2015 года.

- В новом году какие-нибудь изменения в программах поддержки стоит ожидать?

- Да, изменения будут, и они носят позитивный характер. В этом году исполнилось три года, как была принята региональная государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Она предусматривает около 50 различных мер государственной поддержки, которые распространялись на сельхоз-товаропроизводителей и инвесторов.

Мы, в этом году поднакопив опыт их применения, проанализировали эффективность и востребованность мер поддержки. И поняли, что необходимо в программу вносить коррективы. По поручению губернатора области с 2016 года вводится новый вид поддержки, направленный на обеспечение занятости населения в сельской местности. Люди, которые захотят заниматься сельским хозяйством, например, откормом молодняка, тех же телят или поросят, смогут их приобретать по более низкой стоимости.

Вторая новация носит технический характер, но тем не менее важно, чтобы потенциальные получатели знали об этом. С 1 января меры поддержки животноводства для личных подсобных хозяйств будут полностью оказываться на местном уровне - соответствующие полномочия передаются муниципалитетам.

Третье новшество связано с началом реализации новой подпрограммы «Развитие и поддержка товаропроводящей инфраструктуры Сахалинской области». В ее рамках планируется развивать малые форматы торговли, включая нестационарную торговлю, торговлю с использованием специализированных автомагазинов, автолавок. Предусматривается приобретение специализированного автотранспорта (типа автолавки) для обеспечения населения товарами первой необходимости в труднодоступных населённых пунктах, где нет объектов торговли.

- Инна Владимировна, финансовая господдержка фермерам на строительство промышленных объектов, а также при обновлении автопарка осталась в прежней пропорции – 30% изыскивает само хозяйство, а 70% выделяет бюджет? Или все уже изменилось?

- Да, действительно, с 2016 года будут пересмотрены ставки субсидирования на приобретение сельскохозяйственной техники в зависимости от вида и производителя. При этом затраты будут возмещаться после постановки техники на учёт.

Что касается строительства промышленных объектов, то вводится новая мера господдержки сельскохозяйственных кооперативов в размере до 70 млн рублей за счёт федерального и регионального бюджетов. Государство считает, что, объединившись в кооперативы, фермерам будет легче строить производственную инфраструктуру, нежели тянуть это в одиночку и в каждом хозяйстве создавать, например, овощехранилище или убойный цех. Согласитесь, такой подход оправдан.