Рейс без сюрпризов

четверг, 24 декабря 2015, 15:47

1046

Автор: Сергей Сактаганов

Советы специалиста будут полезны тем, кто готовится к полету на материк или в другие страны

Впереди – главные зимние праздники. И многие из сахалинцев решили добавить к новогодним каникулам остатки неиспользованного отпуска, чтобы встретить 2016 год у родных на материке, а то и вовсе в турпоездке по маршруту «из зимы в лето». Но наша островная погода переменчива, вдобавок оплошать могут авиакомпании и туроператоры.

О том, как поступать в этом случае, мы попросили рассказать и.о. руководителя консультационного центра по защите прав потребителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» Светлану ТРУШКОВУ.

– С 15 декабря «Аэрофлот» прекратил перевозки пассажиров, имевших билеты обанкротившейся компании «Трансаэро». Из-за этого выбраться с острова на материк сегодня бывает непросто. Приходилось ли вам рассматривать жалобы сахалинцев о том, что «Аэрофлот» не сдержал своего обещания предоставить места? И что делать тем, кто в свое время купил билеты «Трансаэро», планируя свой вылет уже перед самыми новогодними праздниками?

– Надо воздать должное «Аэрофлоту» – он, похоже, выполнил обязательства по предоставлению пассажирам мест на своих рейсах либо вернул им деньги за билеты «Трансаэро». Во всяком случае жалоб на него к нам не поступало, да и отечественные СМИ о подобных случаях не сообщали.

Что же касается денег за авиабилеты «Трансаэро» с датой вылета после 15 декабря, то их можно получить в отделениях Сбербанка. Подробности, конечно, лучше уточнить у самих финансистов, но в целом процедура выглядит просто: к подтверждающим покупку билета документам в банке дополнительно оформляется бланк заявки, которая рассматривается в течение 30 дней, а затем деньги в безналичной форме зачисляются на рублевый счет пассажира, открытый именно в Сбербанке.

– Сложная международная обстановка привела к прекращению полетов и массовому отказу от туров в Египет и Турцию. Как сказались эти события на сахалинцах?

– К нам поступило всего одно обращение от сахалинца, который планировал съездить на отдых в Египет. После консультаций с руководством турфирмы «Пегас» вопрос был решен положительно, деньги потребителю возвращены в полном объеме.

– Часть сахалинцев проводит новогодние каникулы в Китае, Таиланде, Вьетнаме и других теплых соседних странах. Значительное число таких туров обслуживается чартерными рейсами. Как быть, если они задерживаются по вине авиакомпании, а люди в итоге опаздывают в отпуск либо теряют билеты на последующий пересадочный рейс другой авиакомпании и т. д. От кого они могут получить компенсацию?

– Здесь надо разбираться детально по каждому конкретному случаю. Например, для начала выяснить – виновата ли именно авиакомпания, даже если рейс задержан из-за нелетной погоды? Ведь к ненастью могли идти «довеском» недочеты в работе самих авиаторов – скажем, они вовремя не провели антиобледенительную обработку самолета, из-за чего и пришлось переносить вылет. Тогда пассажир вправе требовать компенсации понесенного ущерба именно от авиаперевозчика. А сюда входят, как правило, расходы за вынужденное проживание в гостинице, либо, наоборот, стоимость «пропавшего» дня отдыха по турпутевке, или же случившееся опоздание на работу с соответствующей потерей части заработка и т.п. Главное, чтобы пострадавший имел все необходимые документы, подтверждающие вину авиакомпании и понесенный им ущерб.

Конечно, не все знают, как в подобных ситуациях защищены их права действующим законодательством. Поэтому напомню: в соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ именно перевозчик несет ответственность при несвоевременной доставке грузов, пассажиров и их багажа. И когда виновата именно авиакомпания, на нее налагается штраф в пользу пассажира в 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки. Но в целом штраф не должен превышать половины стоимости провоза. Если же пассажир из-за задержки рейса решил вообще отказаться от полета, то авиакомпания должна вернуть ему все деньги за билет.

Бывает, что задержка рейса или его отмена произошли из-за непогоды, по техническим и другим объективным причинам, но человек все же решил ждать вылета. В этом случае в пункте отправления авиакомпания обязана обеспечить своих пассажиров рядом услуг. Так, при задержке рейса более чем на 2 часа пассажиркам с детьми в возрасте менее 7 лет должны предоставить место в комнате матери и ребенка, а взрослым – возможность на 2 бесплатных телефонных звонка или отправку писем по электронной почте. Им же полагаются напитки, естественно, безалкогольные. При задержке более чем на 4 часа пассажиров обязаны обеспечить горячим питанием. А когда ожидание затягивается на 8 дневных либо на 6 ночных часов, пассажиру полагается место в гостинице и условия для хранения багажа.

– Вы правы, в каждом конкретном случае надо разбираться во всех деталях. И вот один из примеров: чартерный рейс из Турции, на котором летела сахалинка Татьяна Ч., задержали из-за непогоды. Авиакомпания все названные вами услуги оказала, но женщина с ребенком опоздала из-за этого на пересадку в Москве, ей пришлось заново приобретать билеты до Южно-Сахалинска, тратиться на гостиницу, питание и т. д. Кто компенсирует убытки в этом случае?

– Туроператор. Ведь в договоре при покупке тура им был обозначен весь комплекс услуг по перевозке и размещению туристов. А в соответствии со статьей 403 Гражданского кодекса РФ именно туроператор и отвечает за ненадлежащее исполнение оплаченных услуг третьими лицами – в данном случае авиакомпанией, выполнявшей чартерный рейс. Татьяне Ч. требовалось получить от авиакомпании справку или иной документ, подтверждающий задержку рейса, из-за которой и пришлось нести все перечисленные выше убытки.

После прилета на Сахалин она могла в течение 20-дневного срока обратиться к туроператору с заявлением о возмещении ущерба. Ну а туроператор, вернув ей подтвержденную документами сумму, затем выставил бы авиакомпании претензию на погашение уже своих убытков. Ведь в этом случае, согласно требованию статьи 795 Гражданского кодекса РФ, а также статей 116 и 120 Воздушного кодекса, ответственность за задержку рейса и за просрочку доставки пассажира несет перевозчик. Причем независимо от того, идет ли речь об обычном или чартерном рейсе.

– Обстоятельства могут привести к вынужденному отказу от ранее купленных для новогоднего путешествия авиабилетов. Как посоветуете действовать их владельцу, чтобы не потерять затраченные деньги?

– В этой ситуации особое значение имеет тариф, по которому приобретали билет. Как известно, так называемые невозвратные билеты стоят дешевле возвратных, поэтому многие пассажиры и покупают их охотнее. Но, согласно внесенным в Воздушный кодекс РФ изменениям, по невозвратному тарифу вернуть всю сумму за билет отказавшийся от полета пассажир не сможет. Исключения здесь допускаются лишь два. Первое – если отказ вызван болезнью самого пассажира либо смертью членов семьи и близких родственников, с которыми он собирался лететь. Естественно, для этого надо предоставить подтверждающие столь уважительную причину документы в авиакомпанию или кассу. А также уведомить авиаперевозчика об отказе от полета, причем как минимум до окончания регистрации на рейс. Второе – деньги в полном объеме пассажир имеет право получить и из-за задержки отправления самолета, иных нарушений перевозчиком федеральных авиационных правил. А вот во всех остальных случаях пассажиру вернут лишь меньшую сумму, поскольку из стоимости билета вычтут фактические, уже понесенные авиакомпанией расходы.

– Жизнь богата на сюрпризы, включая и не самые приятные. Что делать, если возникла необходимость переоформить авиабилеты на другие дни вылета?

– И это придется делать с учетом тарифов. Например, если у вас невозвратный билет, то придется уплатить штраф, который начислят, исходя из наличия мест на будущий рейс. Проще говоря, если мест в аналогичном классе нет или авиакомпания уже подняла цену на подобные билеты, то в доплату включат еще и эту разницу.

Но может случиться, что пассажиру опять потребуется переоформить дату вылета. Тогда придется все повторить и вновь понести описанные выше потери. Главное – помнить: все даты, на которые переносится вылет, должны попадать в годовой интервал с момента первоначальной выписки авиабилета.

А вообще желаю и вам, и читателям «Губернских ведомостей» провести предстоящие праздники с сюрпризами только приятными! И пусть ни у кого не возникнет необходимости после новогодних каникул обращаться к специалистам за защитой своих прав!..

Фото предоставлено С. Трушковой

Комментарии

К данному материалу пока нет комментариев. Вы можете стать первым.

Или