Блуждание по смыслу

1468
Пт • 13 мая 2016 • 14:22
Евгений Аверин

Иной раз прочтешь вывеску – и вспомнишь крылатое выражение Козьмы Пруткова «не верь глазам своим»

«Мы открылись» – издалека зазывает к себе яркими буквами надпись на павильоне компании «Продагро». Шрифт помельче извещает, что тут есть парное мясо. На приклеенной к стеклу бумажке написано, что в продаже есть и соленое сало. На все вкусы выбор!

Эту картину я вижу минимум два раза в день. Павильон стоит в моем районе года два, если не больше. При этом он не работал ни дня. Помню, когда его привезли, думал: ну, сейчас удивит местный производитель! Для начала – соленым салом, а дальше… Но прошел день, другой. Потом неделя. Вывеска зазывала, а торговая точка была недоступна. Разжиться соленым салом не получилось. К этому феномену все живущие рядом привыкли настолько, что уже перестали замечать несуразицу.

Аналогичная надпись «Мы открылись» на алкомаркете в нескольких остановках от дома. Правда, обратил я на него внимание по другой причине. Яркие буквы на его витражах извещают – «Скидка %». Гадаю – может, скидку сам покупатель устанавливает? Или же скидка – это всего 0 %?

Еще одна загадка из моего же района. Магазинчик, где раньше торговал мясом местный производитель, закрылся, затем на нем появилась вывеска с изображением волка и фразой «Ну ты, это… заходи, если что». Волк – персонаж известного советского мультика, это понятно сразу. Но осталось тайной – к чему потенциальных посетителей призывают его слова? Даже закралась мысль – а может, это такая замаскированная реклама подпольного казино?

Как-то раз я в этот магазин все - таки зашел. Что там предстало перед моим взором, вы ни за что не догадаетесь. На прилавках лежали… детские игрушки и канцтовары. Вывеска поразила неординарностью. Хозяевам не откажешь в ассоциативности мышления. Только способны ли подняться до их уровня те, кто живет рядом? Наверное, нет, – потому, что через несколько месяцев после моего знакомства с этим загадочным объектом он, наконец, скинул с себя покров тайны. На фасаде повесили табличку, которая доходчиво разъяснила: тут продают игрушки. Видимо, по туманной надписи с волком никто не мог догадаться, какой товар здесь предлагают. Поэтому и несли люди деньги мимо – туда, где по вывеске понятно, что здесь можно купить игрушки и канцтовары.

Еще в рейтинге таких несуразностей – электронные информационные табло на новых городских автобусах областного центра. Вот, например, написано на боковой табличке название маршрута – кольцевой. Под этим словом сменяют друг друга названия остановок – «Дом быта», «Магазин «Малыш», «Городской парк». Стоит автобус на одном месте, а табло выдает несколько остановок подряд. Как быть, если возле того же городского парка высвечивается название «Дома быта», а потом «Почтамт»?

Житель города может не обратить на это внимание. Зато гость, плохо знакомый с расположением улиц, будет введен в заблуждение: на какой из остановок находится он сейчас?

К чему я об этих мелочах? К тому, что по ним можно судить об информационной культуре. То есть о том, насколько информация в окружающем пространстве соответствует действительности и не вводит в заблуждение. Нам, журналистам, часто с упреком говорят: думайте, что пишете! Добавляя при этом массу нелестных эпитетов. То же самое можно сказать и тем, кто делает таблички, вывески магазинов и пр. Людям вряд ли понравится, если они зря прождут парного мяса и соленого сала, которое им обещали с таким воодушевлением …

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru